Проповедь о.Георгия Чистякова

на Всенощной 4 сентября 1993

 

 Во имя Отца,и Сына, и Святого Духа!

 Я хотел обратить ваше внимание на сегодняшнее Евангельское чтение, на начало последней главы Евангелия от Марка, где, как мы помним Слово Божие повествует о том, как по прошествии субботы Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия принесли ароматы, и вот идут ко гробу, чтобы помазать тело. При восходе солнца приходят ко гробу и видят отваленный камень, и далее мы все почти дословно помним это Евангельское чтение. Очень важно иметь в виду, что в древних Лекционариях, в книгах Евангельских, предназначенных для чтения во время богослужения, именно это зачало читалось в Пасхальную ночь. Потом, теперь уже последние веков десять, мы читаем в Пасхальную ночь начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…» А в первые века в более древних книгах для чтения во время богослужения вот именно это Евангелие читалось в Пасхальную ночь, как наиболее древнее повествование о воскресении Христа из мертвых.

 Но когда мы внимательно вчитываемся в этот рассказ, мы, наверное, обращаем всё внимание на один момент. Читаешь Евангелие, читаешь Слово Божие и хочешь услышать: а что мне говорит Христос? Знаете, бывают такие издания, когда слова Спасителя выделяются красным. Весь текст напечатан чёрным, а слова Спасителя выделяются красным. И вот если мы возьмём этот текст, который читали сегодня во время утрени, то оказывается, что там нет ни одного красного слова. Спаситель молчит. В нем рассказывается обстановка вокруг этого события, а Спаситель молчит. Его как бы нет вообще в этом Евангелии. В этом Евангелии мы видим жён-мироносиц, камень, отваленный от двери гроба, воссиявшее солнце, пустой гроб, ангела, облачённого в белую одежду, который сидит где-то по правую сторону, апостола Петра мы тоже видим. Мы не видим только Спасителя.

 Только один стих, очень важный, в самом конце нам говорит о том, что же говорит Спаситель. Что же говорит ангел? – «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он ждёт вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам, что ждёт вас в Галилее». Вы знаете, Спаситель ждёт. И так в жизни каждого из нас. Когда нам кажется, что Спаситель молчит, не говорит с нами, когда мы молимся, обращаем к Нему свои молитвы, и нам кажется, что они не услышаны. Когда мы читаем Евангелия и не находим в них слов Спасителя, а находим в них какой-то довольно трудный, написанный давным-давно, 2000 лет назад, рассказ, в эти минуты нам кажется – а иногда это бывают не минуты, а недели, месяцы, даже годы нам кажется, что Спаситель молчит, - но в это время он ждёт нас в Галилее.

 Вот, что такое Галилея? Понятно, что Евангельская Галилея – это родина Спасителя, вернее, земля, где Он прожил 30 лет Своей жизни, родина Марии, но и апостолов тоже. Значит, смотрите, возвращаясь в Галилею, куда возвращаются апостолы? Туда, где они родились, во-первых, и туда, где они впервые встретили Спасителя, во-вторых. Это, наверное, очень важно: Спаситель их ждёт не где-то, а в Галилее, там, где они Его встретили в первый раз в жизни. Вероятно, в эти тёмные дни, месяцы или годы нашей жизни, когда нам кажется, что Спаситель не говорит с нами, что молчит Евангелие (экономя время, есть выражение «празднует Евангелие») – что тогда делать? Тогда надо нам, каждому из нас, возвратиться в свою Галилею, надо вспомнить первые месяцы нашего обращения ко Христу, нашу первую с Ним встречу, когда впервые пронзило нас то, что Он, Господь, Невидимый, стоит среди нас.

 Если мы будем чаще возвращаться в нашу Галилею, чаще возвращаться к первым месяцам, может быть, дням или годам нашего обращения ко Христу, к тому событию, с которым оно связано, к тому толчку, который привёл нас к Господу, то тогда в нашей духовной жизни очень многие сложнейшие проблемы окажутся решёнными, потому что у каждого из нас есть своя Галилея. Давайте в неё возвращаться. Давайте возвращаться к памяти тех людей, которые привели нас в Церковь. Быть может, они почили, а может быть, живы. К тем книгам, с которыми связано наше обращение, к тем местам, с которыми оно связано, к тем переживаниям, которые привели нас в Церковь, которые связали нас навсегда со Христом, - к нашей Галилее. Повторяю, что очень многие проблемы, которые мучат нас, которые делают сложной и полной неразрешимых противоречий нашу жизнь, будут тогда решены, потому что так Господь иногда молчит, но в эти дни, в эти недели и месяцы, когда Он молчит, Он нас ждёт в Галилее. Аминь.