Елена Татулова
Слово об учителе
светлой памяти отца Георгия Чистякова


В 1991-1992 учебном году Георгий Петрович Чистяков читал курс лекций «Ранние источники христианства» в МГЛУ (Московском лингвистическом университете, бывшем институте иностранных языков им. М.Тореза на Остоженке), на курсах повышения квалификации переводчиков. Мне посчастливилось быть среди его слушателей. Георгий Петрович рассказывал нам об античном мире накануне возникновения христианства. Вспоминая греческий полис, Георгий Петрович говорил о том, что психология жителя полиса была такова, что он не боялся умирать. Во времена поздней античности, при возобладании индивидуального сознания над тоталитарным, древний мир охватил страх смерти. «Евангелие - полис мистический - спасение от смерти», - эта запись осталась в моем конспекте его лекций. Поражала его улыбка, необыкновенная демократичность, свидетельствовавшая о глубокой внутренней культуре, энциклопедические знания этого человека. Можно сказать, разговор с ним, цитируя М.А.Булгакова, «мог завести в такие дебри, в которых даже очень образованный человек рискует сломать себе шею». Нам, поверхностно или узко образованным и меркантильным московским переводчикам начала 1990 годов, Георгий Петрович являл пример манящих глубин мира Духа и давал нам то большее знание, которое приводит к Богу. Сейчас я понимаю, что, по-видимому, этот период в жизни нашего учителя был очень важным, потому что вскоре, в 1993 году он принял сан священника… Этот выбор, сделанный в зрелом периоде его жизни, сходен, на мой взгляд, с отвагой и настоятельной необходимостью дать новую жизнь, чувствуя, что иначе твоя собственная жизнь становится бессмысленной...

«Становление личности – это отвага; и трагично, что именно демон внутреннего голоса означает одновременно и величайшую опасность, и необходимую помощь. Это трагично, но логично. Это естественно. В конечном счете, героем, вожаком и спасителем является как раз тот, кто открывает путь к большей безопасности. Ведь все могло бы остаться по-старому, если бы этот новый путь не стал настоятельной необходимостью и не был открыт; человечество не нашло бы новый путь, если бы не претерпело всех казней египетских. Неоткрытый путь в нас – нечто психически живое, что классическая китайская философия называет Дао, уподобляя водному потоку, который неумолимо движется к своей цели. Быть в Дао означает совершенство, целостность, исполненное предназначение, начало и цель, а также полное осуществление смысла земного бытия, от рождения присущего вещам. Личность – это Дао». Я думаю, эти строки из статьи К.Г.Юнга «О становлении личности» во многом о моем прекрасном учителе.

К счастью, остались его книги. Они были залиты таким светом, что хотелось им поделиться. Прочитав, их хотелось купить и подарить друзьям. «Милые стихи, в вас сердце я свое вложил…» (И.Бродский). Это о его книгах. Георгий Петрович действительно вложил в них свое сердце. На тогда еще существовавшем сайте «Русской мысли» www.rusmysl.ru мы так ждали появления его новых статей, так блестяще продолживших гуманистическую традицию русской и европейской культуры 19 и 20 века. Мы не были одиноки. Позже я узнала, что академик Лихачев читал эти статьи Г.П.Чистякова в этой газете в первую очередь…

Георгий Петрович был счастливый человек, для которого традиция не была прервана. В то же время он был очень современный человек. Его такие прекрасные «Размышления над строками Нового Завета» принадлежат будущему христианства. В таких открытиях, как «Я пришел дать вам ни мир, ни меч» он пошел дальше своих прекрасных учителей. Совсем недавно прочла его щемящий путеводитель по Риму, в котором Георгий Петрович напоминает нам о том, что мы – европейцы, стоим на перекрестке еврейской, греческой и римской культур и являемся их наследниками. Он всегда напоминал нам о том, откуда то хорошее, что в нас есть. Он напоминал нам, что христианство – это вера, а не идея, о необходимости, в поисках Бога, сначала обратиться к человеку, о том, что Царство Божие внутри нас, с восхищением писал о жизни святых нашего времени и, следуя за Христом, оставлял шанс и для нас, грешных, подчеркивая, что трудно войти в Царство Небесное, но возможно… Он создал изумительный гимн Богу, написав «Немую музыку псалмов» и опускался с Ним в ад с каждой смертью в детской больнице. У него было так много дел, каждого из которых, при других обстоятельствах, вполне бы хватило для целой жизни, а он стал госпитальным священником в детской больнице, полагая, подобно митрополиту Антонию, что разговаривать с больными и умирающими не менее важно, чем их лечить… Он обращал наше внимание на призыв Христа «возьми свой крест и иди за Мной», подчеркивая, что, стараясь следовать Христу, каждый должен делать это в своей собственной повседневной жизни. А мы, не слишком воцерковленные его ученики, несли свою скромную лепту в копилку его выздоровления, как несли ее раньше в копилку выздоровления спасаемых им детей, и с замиранием сердца открывали страницу www.damian.ru, надеясь на чудо. Но жизнь распорядилась иначе. Сейчас нам, его безутешным и рассеянным горем ученикам, кажется, что этот человек, так любивший жизнь и жизнь которого была таким чудом, своим уходом преподал нам последний земной урок, как бы говоря, вместе с древними: плыть необходимо, жить нет необходимости, navigare necesse est, vivere non est necesse. В своих последних обращениях через сайт Храма Космы и Дамиана к нам в интернете он просил о том, чтобы мы радовались жизни. Давайте не будем забывать об этом.

 

Лена Татулова, 30 июня 2007 года, Харьков-Москва