Священник Георгий Чистяков
Приблизилось Царствие Небесное.
(Проповедь на престольный праздник)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, во время Божественной Литургии, мы слышали праздничное Евангелие – Евангелие, в котором говорит Господь Иисус Христос своим ученикам: «Ходяще же, проповедуйте, яко приблизилось Царствие Небесное. Болящих исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Туне приясте, туне дадите».

Эти слова, которые обращает Господь к Своим ближайшим ученикам, апостолам, Он обращает и к святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, и эти же слова обращает Господь к каждому и каждой из нас, к Своим ученикам. Потому что и мы с вами, православные христиане, только потому так называемся, что мы ученики Христовы. Поэтому мы всякий раз перед причастием обращаемся ко Христу со словами «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (т.е. участника) меня приими».

Мы участники Таинства, мы Его любимые ученики. Вот каким великим даром обогащает нас Господь, делая нас учениками. Это Он нам говорит: «Приблизилось Царствие Небесное», а оно уже близко, оно уже здесь, оно уже среди нас. И не случайно поэтому во время Божественной Литургии молится священник, благодаря Господа за то, что Он уже даровал нам Царство будущее. Оно еще только в будущем, это Царство Небесное, но оно уже даровано нам в наших отношениях друг с другом, потому что мы с вами братья и сестры не только по названию, не только по имени, но по самой сути нашего призвания, потому что Церковь Христова – это наша единая семья, состоящая из братьев и сестер, и все они родные, и нет у нас двоюродных.

Приблизилось Царство, и это Царство выражается в тех отношениях любви и доброты, в отношениях уважения и помощи, которые создаются между нами, христианами, и между нами, прихожанами, которые часто бывают в храме, и теми, кто приходит, по какой­то причине, редко, но, быть может, настанет час, и этот человек придет к Богу, и тоже будет образцом прихожанина.

И еще хочется мне напомнить вам, братья и сестры, что как Косма и Дамаиан были безмездными врачами и даром, без денег, помогали людям, так и мы должны помогать друг другу, помогать людям знакомым и незнакомым, известным нам и не известным, помогать всем именно по этой заповеди: «Болящих исцеляйте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте. Туне приясте, туне дадите».

Но как мы можем с вами исцелять болящих? Конечно же, нам не дано этого дара. Но мы можем придти к больному человеку и поддержать его. Мы можем придти к больному человеку и посидеть, и поговорить с ним. Мы можем придти к больному человеку и принести какой­то маленький подарок, который, быть может, удивительно его обрадует. Ведь когда у человека больного повышается настроение, то и врачам, оказывается, легче его лечить. И Бог ниспосылает ему Свое благословение. Поэтому мы можем тоже исцелять! Исцелять не нашей силой, но исцелять добротой, приходя к больному и протягивая ему руку.

Мы можем очищать прокаженных, мы должны очищать прокаженных. Сегодня, к счастью, эта болезнь уже не так распространена, но распространены другие болезни. И есть так много людей, похожих на прокаженных, потому что от них тоже отвернулись, как в древние и средние века все отворачивались от прокаженных, потому что считали, что эта болезнь опасная, можно заразиться и самому в считанные недели стать таким же. Так и сегодня мы отвращаем наши лица от бездомных, от бомжей, грязных, немытых часто много месяцев, от таких несчастных. Мы от них отворачиваемся, нам кажется, что они плохи для нас. А ведь если бы мы с вами были с ними милостивы, если бы мы с вами могли такому человеку чем­то помочь, прежде всего, отнестись к нему с уважением, которое необходимо каждому, как знать, не начнется ли с этого его возрождение? Как вы знаете, люди бездомные благодарят часто кого­то только за то, что к ним отнеслись с уважением, отнеслись, как к человеку. Об этом необходимо нам подумать и стараться помогать тем, кто так похож на прокаженных.

То, что говорит дальше Господь, уже совсем непонятно: мертвых воскрешайте!

Как же мы, такие слабые, грешные, простые люди, как же мы можем воскрешать мертвых?! Здесь, у этих слов, которые к нам обращает Господь, как у всего, что в Евангелии сказано, есть один смысл и другой.

Во­первых, сколько людей, которые загнаны в угол жизнью, сложностями на работе, безденежьем, болезнями, разнообразными проблемами, ссорами с родными и знакомыми, сколько живых людей чувствуют себя мертвыми! Это наша с вами задача, и мы с вами в силах помочь этим людям, вспомнить, что они живы, вспомнить, что жизнь их не кончена. Знаете, как говорят: я конченый человек, все в моей жизни кончено. Так вот, наша задача тут поспешить на помощь и сказать: нет, твоя жизнь не кончилась, тебя зовет к жизни Господь наш Иисус Христос!

Но есть еще один смысл у этих слов: «мертвых воскрешайте». Нам заповедано молиться об усопших. И как часто мы забываем об этой заповеди! Заповедано молиться о каждом: о наших бабушках и дедушках, о наших родителях, о наших супругах, о наших детях и внуках порою. Нам заповедано молиться о знакомых и незнакомых, заповедано молиться только по одной причине ­ потому что церковь знает, потому что святые знают, что праведники знают, что от молитвы становится усопшим легче. Молитвы наши об усопших посылаются нами Богу о том, чтобы было легче нашим усопшим. И поэтому нельзя оставлять этой молитвы, потому что это великий труд Божий. Что скажет Господь, когда придет судить живых и мертвых: а почему вы не молились о ваших братьях, а почему вам казалось, что не надо молиться об усопших?! Это необходимо. Вы знаете, когда молишься об усопших, когда совершаешь панихиду, когда долго молишься, читаешь Псалтырь, то чувствуешь, что и многие из них тоже молятся за нас. Какое­то обнаруживается церковное единство в этой молитве об усопших, потому что в ней собирает Господь всех вместе, всю церковь: и живых, и тех, кто уже у Него находится и тоже живы — ведь у Бога все живы!

В этих немногих словах сегодняшнего Евангелия вся программа действий для православного человека, вся программа, живя по которой, мы можем с вами быть настоящими христианами, и сподобиться Царства, которым обогащает, награждает нас Господь.

 

14 ноября 2002 г.