|
в
начадо каздела>>
Источник«Церковный вестник» №
19, октябрь, 2005
Из обращения генерала Деникина
...Ничто не изменилось в основных чертах психологии большевиков
и в практике управления ими страной. А между тем в психологии русской
эмиграции за последнее время произошли сдвиги неожиданные и весьма
крутые, от неосуждения большевизма, до безоговорочного его приятия...
К глубочайшему сожалению, по такому опасному пути пошла и наша эмигрантская
церковь, под водительством митрополита Евлогия, осенившая сменовеховство
духовным авторитетом...
Первый период войны... Защита Отечества. Блистательные победы армии.
Возросший престиж нашей Родины... Героический эпос русского народа.
И в душах наших не было тогда сомнений. В помыслах своих, в чувствах
мы были едины с народом.
С народом, но не с властью.
На этой струнке играют и «советские патриоты», и сменовеховцы,
дружным хором прославляя советскую власть, которая-де «подготовила
и организовала победу» и потому «должна быть признана национальной
властью...» Но ведь советское правительство ставило себе целью не
благо России, а мировую революцию, внося даже соответственное положение
в устав красной армии... Советы, так же как и Гитлер, собирались
«взрывать мир» и для этого именно создавали такие колоссальные вооружения.
Между тем, при наличии России национальной, с честной политикой
и прочными союзами, не могло бы быть «гитлеровской опасности», не
было бы и самой Второй мировой войны...
Но вот, когда красная армия вышла за пределы российских земель,
большевицкий Янус повернулся к миру своим подлинным лицом. И тогда
началось раздвоение в эмигрантской психологии. Ибо, по мере того,
как советская стратегия на штыках российских несла народам освобождение,
советская политика претворяла его в порабощение. Нелепо применять
такие термины, как «историческая задача России», «славянофильство»,
«объединение славян», к кабальным договорам, заключенным Советами
с коммунистическими или коммунизанствующими правительствами, ими
насильно поставленными, под глухой ропот народов. Наоборот, советская
оккупация дискредитирует идею славянского единения, возбуждая горечь,
разочарование, даже враждебность против СССР, увы, отождествляемого
с Россией.
Наконец, третий этап: война окончена, идет борьба за мир. Вместо
этого Советы ведут вызывающую политику, грозящую восстановить против
них внешний мир, грозящую нашей родине новыми неисчислимыми бедствиями
третьей мировой войны, с небывалыми еще ужасами. Все более нарастает
приглушенная пока, ненависть к СССР...
К СССР, но и... к России.
И вот эти-то именно эксцессы советской политики в убогом сознании
«советских патриотов» вызывают особенно бурный прилив ксенофобии
и показной, аффектированной «национальной гордости».
...Советские патриоты» и сменовеховцы подходят к вопросу еще и
с другой стороны: они представляют советскую политику неумеренных
требований и злостного вмешательства во внутреннюю жизнь чужих народов
— как необходимую самооборону против предполагаемого нападения с
Запада. В сущности — против англосаксов, ибо в данное время только
эти державы могли бы организовать и противопоставить надлежащую
силу большевицкому напору. Но тогда к чему же все пустословие в
Сан-Франциско? Из Москвы идут бурные протесты против Западного блока,
еще не существующего, когда под эгидой советского правительства
лихорадочно создается Восточный блок.
...В самом деле, что могло бы ныне угрожать России — действительно
миролюбивой, когда весь мир устал от войны, расстроен, погряз в
своих собственных нестроениях и опасностях... Когда Тегеран, Ялта,
Потсдам, Сан-Франциско были рядом уступок и «отступлений» западных
демократий... Когда радио и пресса свободных стран в большинстве
случаев стараются избегать всего, что могло бы раздражать могущественного
союзника, а правители расточают льстивые похвалы «отцу народов»...
Когда народы и правительства испытывают явный страх перед колоссальной
потенциальной силой восточной державы, перед неуязвимостью ее безграничных
просторов и перед... аморальностью правящей в ней власти.
Во всяком случае, можно сказать с уверенностью, что жизненные интересы
России не потерпят ущерба и что ни англосаксы, ни кто-либо другой
не выступит против России, если только большевизм тем или иным путем
не схватит их за горло.
В предвидении такой возможности необычайно важно, чтобы мир не
отождествлял советскую власть с народом российским. Недопустимо
поэтому замалчивать зло, ею творимое, воздерживаться от осуждения
и, тем более, оправдывать — из опасения, якобы «повредить России».
Ничто так повредить России не может, как оправдание большевицкого
режима и большевицкой агрессивности.
Надо правду называть правдой, ложь — ложью и преступление — преступлением.
Генерал А.И.Деникин
(«Свободный голос», Париж, сборник 1, февраль 1946 г., с. 11—12.).
|