|
к началу
раздела>>
к списку статей М. Тарханова>>
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Демократическая Россия празднует не день начала
братоубийства, а день примирения бывших врагов
ТЕМА:
Праздники в России: исторический,
культурный и общественный аспекты
Михаил Москвин-Тарханов
Депутат Московской Городской Думы
24 октября 2005
Демократическая
Россия празднует не день начала братоубийства, а день примирения
бывших врагов ТЕМА:Праздники в России: исторический, культурный
и общественный аспектыМихаил Москвин-ТархановДепутат Московской
Городской Думы24 октября 2005В эпоху Ельцина, в качестве некого
компромисса, день победы Октябрьской революции в 1917 году 07 ноября
был объявлен новым всенародным праздником - "Днем примирения
и согласия". Более неудачной даты для праздника с такой идеологической
подкладкой трудно даже вообразить. Ведь именно с октябрьского переворота
1917 года берут начало кровавая гражданская война, красный террор,
сталинские репрессии. Этот день является символом раскола общества,
а не его единения. Сегодня праздник 07 ноября как общероссийский
выходной отменен. Вместо него нам предлагают праздновать день 04
ноября - праздник, установленный в честь победы русских войск над
поляками в 1612 году. И это весьма знаменательно! Что же произошло
в Москве в те далекие годы? Какое же событие мы будем теперь ежегодно
отмечать? В чем символическое значение этой даты? Для того чтобы
ответить на этот вопрос надо обратиться к событиям 400 - летней
давности, мысленно вернуться в первое и второе десятилетия 17 века.
Это было страшное время русской смуты! Весь Юг России: казаки, мелкопоместное
дворянство, примкнувшие к ним горожане и прочий люд, то под знаменами
Лжедмитрия I , то Ивана Болотникова, то второго Самозванца, год
за годом шли походами на ненавистную боярскую Москву. Российская
знать, московские дворяне, купцы, посадские и стрельцы с трудом
отбивали нападения на Москву этих пестрых плебейских войск. Длительное
время Москва находилась в осаде - под селом Тушино Лжедмитрий II
разбил укрепленный лагерь, там находился его войско и двор. Тайно
ездили туда "на поклон", на всякий случай, и многие сторонники
московского царя Василия Шуйского. Дела у "москвичей"
при этом шли все хуже и хуже. Войска Лжедмитрия II с помощью польских
и литовских "добровольцев" и "военных советников"
под началом панов Сапеги и Лисовского занимали город за городом
по всей территории России, осадили Троице-Сергиеву лавру, блокировали
дороги к Москве. Ну, раз Самозванцу помогают поляки, надо просить
помощи у врагов Речи Посполитой - у шведов, решили в Москве. Шведы
согласились, и вот верная Москве армия Скопина-Шуйского вместе с
наемной немецких пехотой под руководством шведских командиров разбивает
"тушинские войска", освобождает города Русского Севера,
снимает осаду с Троице-Сергиевой лавры, входит в Москву. Но и польский
король Сигизмунд получает долгожданный повод к войне с московским
царем - ведь Василий Шуйский вступил в союз со шведами. Поляки начинают
прямую агрессию, Сапега и Лисовский покидают Самозванца, чтобы стать
под знамена своего короля, Самозванец бежит, оставив тушинский лагерь,
и вскоре погибает от ножа убийцы. А у "москвичей" дела
тоже обстоят весьма плачевно: погибает от яда русский полководец
Скопин-Шуйский, покидает Москву шведский воевода Дела Гарди, а при
попытке остановить врага в открытом бою, немецкая наемная пехота
оставляет русских, и московское войско наголову разбито. Все в Москве
винят в этих бедах царя Василия Шуйского, и вот его насильно постригают
в монахи. Совет представителей знати ("Семибоярщина")
решает звать на московский престол польского королевича Владислава
при условии принятия им православия. Сигизмунд и Владислав выражают
видимое согласие, и польско-литовские войска беспрепятственно входят
в Москву. Но при этом польский король продолжает занимать русские
города, штурмует Смоленск. Многие русские люди начинают понимать,
что происходит прямой захват России поляками. Шведы же, видя польские
войска в Москве, в ответ занимают Псков, Новгород и многие города
Русского Севера. Приближается полная национальная катастрофа. И
вот поздно, но приходит отрезвление. В Москве вспыхивает восстание
против поляков, которым руководит князь Дмитрий Пожарский. Восстание
разбито, но дух восставших не сломлен. На дворе 1611 год. Освобождать
Москву от захватчиков идут бывшие "тушинцы", казаки и
дворяне, под командованием Трубецкого и Ляпунова, но не могут сходу
взять Москву. Происходит ссора между казаками и дворянами, осада
временно снята. А в Нижнем Новгороде Козьма Минин начинает сбор
денег для ополчения - тоже идти и освобождать Москву. Под знамена
войска, которым руководит Дмитрий Пожарский, встают дворяне смоленские
и московские, стрельцы. Города Поволжья поддерживают войско деньгами
и пешими добровольцами. Смоляне и москвичи с неодобрением смотрят
на многих примкнувшим к ним бывших "тушинцев", но приходится
терпеть ради общего дела. Не дремлют и казаки, и в 1612 году под
руководством князя Трубецкого они снова подходят к Москве. С другой
стороны движется к Москве и нижегородское войско. И вот происходит
то, о чем мечтали все, кто любит Россию - бывшие противники в гражданской
войне, "тушинцы" и "москвичи", наконец, объединились,
чтобы изгнать польских и литовских интервентов. Не так то было это
и просто. С трудом достигалось взаимопонимание и доверие между бывшими
врагами. Неоднократно возникали конфликты, которые улаживали предводители
двух войск. Но все же, когда экспедиционный польско-литовский отряд
гетмана Ходкевича подошел к Москве, чтобы деблокировать польский
гарнизон, оба войска совместными усилиями отбили нападение врага,
причем в бою отличилась и казачья конница Трубецкого, и стрельцы
Пожарского. Вскоре осажденный польский гарнизон сдался победителям.
Представители обеих армий сумели договориться и потом, когда на
Земском соборе 1613 года на царство было избран Михаил Романов -
сын "тушинского патриарха" и знатного московского аристократа
Филарета (Федора) Романова, угодного большинству участников Собора.
С этого времени дела пошли неважно и у поляков, и у шведов, им пришлось
заключить мир с Москвой. И хотя мы потеряли Смоленск, выход к Балтийскому
морю, хотя страна лежала в руинах, наконец, было достигнуто примирение
и согласие и положен конец страшной братоубийственной гражданской
войне. И через 100 лет Петр Великий сумел создать Империю, которая
вскоре не только вернула себя потерянное, но и отвоевала Финляндию
у шведов и прекратила существование самой Речи Посполитой. При Екатерине
Великой не польские войска стояли в Москве, а русский гарнизон -
в Варшаве. И вот праздник 04 ноября, когда соединенными силами "москвичей"
и "тушинцев" был достигнут серьезный военный успех в деле
освобождения Москвы от поляков, и празднуется сегодня нами как тот
самый "День примирения и согласия", как символ окончания
гражданской войны и объединения россиян вокруг Москвы - столицы
Великой России. Не 7 ноября - день начала братоубийства, а 4 ноября,
день примирения и согласия бывших врагов, празднует сегодняшняя
демократическая Россия. В этом просматривается большое символическое
значение: нам не нужны новые потрясения, бархатные или оранжевые
революции, нам нужна совместная созидательная работа свободных россиян,
могущих иметь различные убеждения и политические взгляды, но готовых
объединяться и работать во имя общего блага многонационального народа
нашей страны.
|