Прот. Александр Борисов

Ответы на вопросы обозревателя журнала «Итоги»


- Как Вам видится дальнейшее развитие РПЦ и ее место в обществе? 

 

Ответ: РПЦ будет продолжать оставаться главной структурой, созидающей духовный и нравственный фундамент жизни Российского государства. Это не отрицает роли других христианских конфессий и других религий в жизни нашего общества, но исторически сложилось так, что именно РПЦ является главной государствообразующей духовной и культурной силой России, и несет главную ответственность за состояние нашей страны. 

Святейший Патриарх Алексий II всегда, а особенно в последние годы, на всех епархиальных собраниях московского духовенства подчеркивал необходимость не только богослужения, проповеди и религиозного образования, но и социальной работы Церкви. «Голодного накорми, раздетого одень, сделали одному из меньших братьев Моих – сделали Мне» (Мф.25,40), - эти слова Господа Иисуса Христа из притчи о Страшном Суде, о которых напоминал Святейший Патриарх Алексий II, - главное, чем измеряется наше христианское достоинство в глазах Божиих. Все остальное – только внутренняя духовная работа, которая проявляется именно в этих делах любви. Дела милосердия – вот главная проповедь Церкви. Без этих дел вера наша будет мертва (Иак.2,20). И здесь обширное поле взаимодействия Церкви и государства: государство – источник материальных средств, Церковь – руки, которые донесут эту помощь до нуждающихся.

И еще один важный аспект участия Церкви в жизни страны: печалование перед государством о нуждах людей. Это право и обязанность Церкви зафиксированы в Социальной концепции РПЦ, - важнейшем документе, определяющем роль и позицию Церкви в нашем обществе. Церковь, в отличие от государственных структур, по своему положению соприкасается со всеми людьми, особенно с теми, которые по разным причинам нуждаются в помощи и защите. Иисус Христос говорил: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11,28). Поэтому Церкви следует чаще обращаться к государственным структурам, обращая внимание на нужды людей.

 

- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать следующий  Патриарх?

 

Ответ: Думаю, что Патриарх Алексий II дал прекрасный образ для подражания: примирение враждующих сил на политической арене, поддержка разных течений и направлений в Церкви и в обществе, направленных на созидание, терпение и терпимость по отношению к инакомыслию, пока они не переходят границ дозволенного, за которыми уже стоит угроза раскола Церкви. Конечно, доброта и внимание к людям.

 

- Нуждается ли Церковь в реформах, и какие проблемы предстоит решать следующему Патриарху?

 

Ответ: Слово «реформы», особенно сейчас, и особенно в церковном контексте звучит пугающе. Лучше говорить о некоторых небольших изменениях в жизни Церкви, которые облегчили бы для невоцерковленных еще людей понимание того, что в ней происходит, и почему это так важно для каждого человека. Имеется в виду замена некоторых слов, совершенно непонятных или имеющих в русском языке противоположный смысл, на благозвучные и понятные.

Необходимо в густонаселенных районах городов строить новые храмы больших размеров, а не крошечные времянки, где также тесно, как в советское время. И здесь необходимо ходатайствовать о помощи государства. Это возвратится сторицей в виде нравственного здоровья населения.

Это то, что видится мне, как приходскому священнику о более крупных задачах, которые предстоит решать следующему Патриарху, судить не берусь, так как для этого надо иметь видение главы РПЦ.

 

- Имеет ли место в РПЦ противостояние между консервативным и либеральным крылом? Если да, то на чьей стороне сегодня перевес?

 

Ответ: О противостоянии говорить, пожалуй, не приходится, так как те, кого Вы называет «либеральным» крылом имеются в подавляемом меньшинстве. Само слово «либеральные» здесь неправильно, поскольку речь идет не о либеральной вседозволенности, а лишь о более гуманном отношении к человеческим нуждам и немощам с одной стороны и суровыми требованиями консерваторов с другой. Агрессивное отношение к брюкам на женщинах, требование суровой дисциплины, а часто просто грубость к вновь пришедшим отталкивают от Церкви тысячи людей, особенно молодых. Христианам дана власть любви, а не злоупотребления авторитетом священного сана.

 

- Удовлетворены ли Вы отношениями, которые складываются  между Церковью и государством? Не стоит ли Московскому Патриархату несколько дистанцироваться от светской власти?

 

Ответ: Мне кажется, что имеющиеся отношения вполне нормальные. Напротив, как я уже говорил, Церкви следует шире пользоваться своим призванием «печалования» за народ, и не держать такого рода действия втайне из-за боязни «обидеть» властные структуры.

 

- Что Вы думаете об участии РПЦ в экуменическом движении?

 

Ответ: Евангелие от Иоанна сохранило нам горячие молитвы Господа Иисуса о единстве Его учеников (Ин.17,21-23). По словам Христа, единство учеников есть свидетельство того, что, они посланы Богом, а не просто представляют собой одно из бесчисленных человеческих объединений. Те, кто называют экуменическое движение за единство христиан (единство не юридическое, а во Христе) «ересью ХХ века», на самом деле становятся врагами Христа, так как восстают против того, о чем молился и к чему призывах Своих учеников Господь Иисус Христос. Никакие ссылки на тех или иных церковных писателей, различные правила и т.п. не могут быть для нас важнее Евангелия. На престоле наших Церквей лежит единственная книга – Евангелие, Радостная Весть. Все остальное, написанное за две тысячи лет христианской истории, проверяется только по Евангелию, и то, что ему противоречит, не может претендовать на истину.

Антиэкуменизм возник как самодовольное триумфалистское движение в РПЦ в конце 80-х годов прошлого века, когда в Церковь пришли вчерашние коммунисты и комсомольцы с их горделивым превозношением и непременным поиском внешних врагов. Так легче сразу стать лучше всех, а заодно просто и понятно объяснить сложную картину окружающего мира. Только это не имеет ничего общего с христианством, которое призывает любить врагов своих, и многократно утверждает, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6; 1 Петр.5,5).

 

- Как будут складываться отношения РПЦ с другими конфессиями?

 

Ответ: Это будет зависеть от того, насколько будет возрастать в церковной среде доля зрелых людей, способных самостоятельно читать и понимать Евангелие, а не слушать фанатичных малограмотных батюшек, запугивающих свою паству призраками ИНН, новыми паспортами, шрих-кодами, властью папы римского и прочим вздором.

Я помню, как на одном из собраний в Даниловском монастыре в начале 90-х годов Святейший Патриарх Алексий II говорил об отношениях с инославными христианами Запада следующее. В советское время христиане Запада оказывали нам большую помощь в деле отстаивания позиций нашей Церкви перед атеистической властью. Теперь, когда нам стало хорошо, что будет правильнее сказать им: вы нам больше не нужны, или сказать им: вы – наши братья. Думаю, что, конечно второе.

Выступая в Страсбурге на заседании  парламента Совета Европы осенью 2007 г. Святейший Патриарх Алексий II говорил: «Нам, христианам Запада и Востока, есть, что сказать современному секулярному миру».

Только мракобесы, типа епископа Чукотского Диомида могут осуждать Алексия II за его молитву в Нотр Дам де Пари перед терновым венцом Господним и за его стремление вместе с западными христианами искать пути к сердцам всех наших современников.

 

- Патриарху Алексию II не суждено было встретиться с Папой Римским. Следует ли следующему Патриарху активизировать контакты с Ватиканом?

 

Ответ:  Думаю, что Святейший Патриарх Алексий II не встретился с Папой Римским, во-первых, из-за агрессивной позиции греко-католиков Западной Украины, допускавших акты насилия по отношению к православным, а, во-вторых, из-за неготовности большей части нашего православного церковного народа к такого рода контактам. Так что будущее зависит от возможных изменений в отношении этих главных причин.

 

- Что Вы думаете о дальнейшей судьбе Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, останется ли она в лоне РПЦ?

 

Ответ: Это зависит от многих не только церковных, но и политических факторов, от сближения или, наоборот, расхождения наших стран и народов. Разумеется, хотелось бы мира и согласия, но, по-видимому, и на Украине есть много людей, готовых все трудности объяснять происками «москалей». Исторически все православные страны по мере приобретения государственной независимости, стремились и к независимости церковной. Церковная ситуация на Украине осложняется тем, что восточная и западная ее части очень отличаются и по языку, и по культуре и по политическим предпочтениям. Время покажет.

 

- Как будут складываться в будущем отношения РПЦ с Константинопольским Патриархатом?

 

Ответ: Судя по тому, что Константинопольский патриарх Варфоломей возглавлял отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, по-видимому, есть тенденции к сближению позиций и действий наших иерархов, что, конечно, только радует, поскольку единство между православными Церквями служит укреплению позиций наших Церквей и положению христианства в целом.

 

Протоиерей Александр Борисов,

президент Российского библейского Общества,

настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (г. Москва).

 

10 декабря 2008 г.