Национальная идея


Национальная идея России

Дорогие друзья!

Сейчас вновь широко обсуждается очень важный для жизни нашего народа вопрос о национальной идее России. Я думаю, что это очень хорошо, так как, во-первых, тем самым честно признается существующий идейный вакуум, а во-вторых, всем предлагается задуматься о цели жизни каждого из нас, и всей нашей великой страны: куда идем, что строим, для чего живем? Я понимаю, что очень многие относятся к такого рода размышлениям и обсуждениям крайне скептически: «все равно от этого ничего не изменится, результат таких обсуждений от нас не зависит» и т.д.

Я с этим совершенно не согласен. От того, как мы, христиане, живем, о чем думаем, о чем молимся, зависит очень многое. Каждый из нас подобен губке, и от того, чем она наполнена, зависит, что мы источаем вокруг себя. Если наше сердце наполнено миром и любовью, то и вокруг нас мы будем сеять мир и любовь. Поэтому от того, что мы решим принять, как национальную идею, о чем будем в соответствии с этим молиться, зависит и то, что мы будем источать вокруг себя и созидать в духовном плане жизни.

Все мы знаем замечательные слова любимого ученика Господа Иисуса: «Бог есть любовь» (1 Ин.4,16). Любовью Бога созидается и живет мир. При этом творение мира еще не завершено. Любовь Божия дает этому миру свободно идти своими путями. Именно эта свобода причина того, что не все творения избирают пути добра, и в мире, кроме добра и красоты присутствуют и зло, и насилие, и несправедливость. Но Бог несмотря ни на что любит этот мир, полный вражды, боли и скорби и приходит в него в Сыне Своем, Иисусе Христе, Который дает нам новую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13,34).

Эта любовь начинается с примирения: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Кор.5,18). Первое, что говорит ученикам Воскресший Иисус: «мир вам!» (Ин.20,19). Первое, что мы произносим в нашей общей церковной молитве: «Миром Господу помолимся!» (Эн ирини ту Кириу деитомен – греч.). То есть, «в мире», «мирным сердцем». Поясняю, потому, что некоторые ошибочно полагают, - «миром» – это «все вместе», «всем миром».

И затем: «О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся!» То есть испрашиваем мира, сходящего свыше, от Бога, потому что в наших сердцах нет совершенного мира, в них всегда преобладают страх, беспокойство, недовольство, обиды и т.п. И затем: «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей…». Вот ступеньки восхождения: от испрошения мирного состояния нашего сердца к самому главному, чего мы хотим для мира, в котором мы все живем, - мира для всего мира, вместо войн, страха и насилия.

В этом, я полагаю, и есть предназначение нашей страны, - быть мостом между Востоком и Западом, нести служения примирения между Востоком и Западом. Россия – страна, которая в несбыточных мечтах своих издавна претендовала на звание «СВЯТОЙ РУСИ»! Страна, в которой до сих пор спорят, - принадлежит ли она Европе или Азии. Страна, которая и своим географическим положением, и своей исторической судьбой как раз и призвана стать мостом между двумя путями жизни. Соблазн Востока — обожествленное государство, соблазн Запада — безбожный человек. Сама Россия по своей культуре, принадлежит все-таки Европе, а по способам правления все еще – Азии.

Главное принципиальное различие между Западом и Востоком – отношение к человеку. На Западе общество после бесчисленных войн и нестроений все-таки пришло к тому, что человек и его благосостояние является целью государства. На Востоке человек остается лишь средством, а целью является государство, его могущество. Человек в таком случае лишь маленький винтик, который призван приносить свои нужды и желания в жертву государственным целям – противостоянию враждебному окружению, светлому будущему и т.д.

Понятно, что оба направления в своих крайних проявлениях, - иметь целью только отдельного человека или иметь целью только государство, - могут стать гибельными. В первом случае для государства, если каждый будет думать только о себе. Во втором - для человека, поскольку он превращается лишь в расходный материал для абстрактных государственных целей. Так что необходим поиск баланса. Такой баланс создается именно христианством, в котором бесконечная ценность каждого человека уравновешивается пониманием того, что жизнь каждого христианина – это служение Богу и ближнему в рамках христианской морали.

На протяжении практически всей своей истории Россия тратила свои экономические и людские ресурсы на приобретение новых территорий и на удержание их. Именно поэтому в огромной и богатой стране большая часть населения всегда оставалась бедной. Так что второй целью могло бы стать служение благосостоянию населения.

Я понимаю, что обе цели были постоянными лозунгами советского времени. Но они становились пустым звуком в связи с утопичностью главной идеи советского общества – построения светлого коммунистического будущего. Эта идея марксизма была неосуществимой утопией из-за рокового непонимания самого главного вопроса нашего бытия – что есть человек? Вся трагическая история России ХХ века есть не что иное, как демонстрация горьких плодов убийственно ошибочного материалистического взгляда на мир и на человека. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7,18).

Отрицание духовного измерения бытия, отвержение веры в Высшее Начало мира, пренебрежение духовной составляющей человеческой личности, отвержение христианских нравственных норм – вот ядовитые корни, принесшие зловещие плоды: уничтожение целых классов общества, - дворянства, духовенства, крестьянства в непрекращающейся гражданской войне, в массовых репрессиях и в ГУЛАГЕ.

В 1991 г. совершилась третья за ХХ век русская революция. Ее главный великий исторический результат – отказ от материализма, как государственной идеологии. Значение этой перемены огромно. Миллионы людей, от профессоров и академиков до учителей и рядовых работников освободились от гнета быть заподозренными в религиозных симпатиях и от страха так или иначе за это пострадать. Священное Писание и вообще книги духовного содержания стали доступны абсолютно каждому человеку. Россия действительно вступила в состояние духовной свободы и получила возможность вновь стать христианской страной. Конечно, христианизация страны 70 лет находившейся под властью атеистической диктатуры, дело не одного года, и даже не одного десятилетия. Но, дорогу осилит идущий.

Вместе с наступившей свободой неизмеримо возросла и нравственная ответственность каждого человека за выбор жизненного пути. Понятно, что свобода открыла благоприятные возможности не только для добра, но и для зла. В стране, которая еще только начинает жить в условиях рыночной экономики, когда еще не отработаны и не усвоены соответствующие юридические и моральные нормы, свободное предпринимательство естественно оборачивается бесчисленными злоупотреблениями. Здесь и возникновение мафиозных структур и всепроникающая коррупция. А главное, - всепоглощающее стремление к обогащению, при котором нечестность и обман становятся постоянными спутниками почти всякого дела. Думается, что это тоже тяжелое духовное наследие советской атеистической эпохи, когда основанием жизни была не сознательно воспринятая вера в Бога и нравственные традиции, передаваемые из поколения в поколение, а безликий кодекс строителей коммунизма, насаждаемый парткомами и месткомами. Восстановление разрушенных нравственных устоев также потребует духовных усилий не одного поколения.

Думается, что именно народ, познавший все ужасающие последствия отказа от веры в Бога, отказа от христианства, вправе поставить перед собой две великие цели: всеми силами отстаивать мирное сосуществование в сфере внешней политики и рост благосостояния внутри страны.

Думаю, что каждый из нас призван участвовать в реализации этих целей. Во-первых, добросовестной работой-служением каждого на том месте, где Господь нас поставил. Во-вторых - молитвой о мире во всем мире, о нашей стране, о даровании бескорыстия и мудрости тем, кого Бог поставил на руководящие должности, о Патриархе и священноначалии нашей Церкви и, конечно, о нашем народе, чтобы Господь всем нам даровал благодать любви к Богу и ближнему.

 

Храни Вас Бог! Всегда Ваш, протоиерей Александр Борисов.