Алла Смирнова
Осенняя встреча прихода, 2010


 

Выездная встреча прихода, состоявшаяся 1 – 3 октября, была посвящена теме: «Мое исповедание веры». Это были размышления в ответ на слова апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3: 15). Главная тема была разделена на вопросы-подтемы. В Ветхом завете весь закон считался невыполненным, если не исполнена хоть одна заповедь. Так и в нашем исповедании веры одно не стоит без другого: христоцентризм – без осознания значения Воскресенья, любовь – без связи со Христом, свобода (и свобода от греха) – без любви, стояние в вере перед лицом мира – без Церкви, Церковь - без Евхаристии, и ничто – без Святого Духа. И это не формальность – это целостность, неразделимость Божьего образа в человеке. Поэтому вопросы, поставленные перед собравшимися, это вопросы каждого дня и каждого человека. В зависимости от выбранной участниками темы малые группы шли к ответу разными путями, чтобы потом обобщить, собравшись вместе. Как помните, в Небесный Иерусалим, по Откровению, ведут 12 ворот, и через каждые приходят в Царство. Слова Спасителя, обращенные к ученикам, ставили перед каждым участником встречи вопросы, касающиеся лично его. Ведь чтобы исповедовать веру словом, надо являть ее собой. А для этого надо самоопределиться, спросить себя, является ли для меня евангелие – благая весть – именно вестью, касающейся меня, Новый завет – новостью, ворвавшейся в мою жизнь, а не событием, о котором все знают уже 2000 лет.

Вечер субботы был посвящен молитве. В воскресение, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, была совершена Божественная литургия. Неожиданная трудность – отключение электричества – поставила нас в условия, в которых мы вспомнили первых христиан, живших и возносивших свое благодарение Господу – Евхаристию – в катакомбах. Ведь мы проводили свою встречу в кинозале, куда не проникал естественный свет. Так при свечах и прошел весь заключительный день нашей встречи.

Мы очень хотим, чтобы начатые размышления были подхвачены членами прихода и особенно малыми группами, поэтому помещаем для вас материалы встречи на сайте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мое исповедание веры»

«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3: 15).

1) Христоцентризм

«Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12)

Кол. 1:12-15, 17, 19-20.

Благодарим « Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; и Он есть прежде всего, и все Им стоит, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

1. Иисус говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Почему? Так ли вы это ощущаете? Что узнаем мы о Боге благодаря Иисусу?

2. Насколько важно для вас, что Иисус Христос, воплотившись, стал в полной мере человеком? Что больше всего поражает Вас в Иисусе? Что вам более всего дорого в Нем

3. Что означает для Вас следовать за Христом, идти за Ним?

4. Уверены ли Вы в Его любви, помощи и присутствии в Вашей жизни?

 

2) Воскресение

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11: 25)

1 Кор. 15: 12, 13, 17, 19, 20, 22

Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес… А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Во Христе все оживут.

1. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». Живу ли я этой верой?

2. Насколько важна тема вечной жизни для христианского мироощущения?

Эта идея заложена в творении или она дань человеческой жажде жизни?

3. Как соединить веру в воскресение со святоотеческим советом иметь «память смертную»?

4. Что говорит об этом Ваш житейский и духовный опыт? Являются ли размышления на эту тему предметом Вашего внимания? Почему – да или почему – нет?

 

 

3) Связь со Христом

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5)

Гал.2.19-21, 3.26 - 28

Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер… Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. И нет уже ни Иудея, ни язычника; ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

1. Какой, по словам Иисуса, должна быть связь верующего со Христом?

2. Насколько она осуществляется в Вашей жизни? Насколько она зависит от человека?

3. О каких плодах говорит, по-вашему, Господь?

4. Всегда ли Вы призываете Господа к участию в своих делах? Ощущали ли когда-нибудь, что Он не откликается? Если да, то результатом чего, по–вашему, это могло быть?

 

 

4) Жизнь в Духе

«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14: 16)

Рим. 8: 8 – 12

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас , то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти.

1. Святой Дух назван Утешителем и Духом истины? Что это практически для меня означает?

2. Что, по-вашему, стоит за словами «пребудет с вами вовек»?

3. Живет ли Святой Дух в Церкви? В чем Вы видите Его проявления?

4. Отмечали ли Вы действие Святого Духа в своей жизни? Как, по-вашему, Его можно узнать? (Сверьтесь с 1 Ин. 4: 2: Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога).

 

 

 

5) Любовь

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35)

Флп. 2:1 – 5.

Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.

1. Что значат для Вас слова Иоанна Богослова: «Бог есть любовь»?

2. Как наше умение любить связано с авторитетом Церкви в мире? Важно ли, чтобы мир признал в нас Его учеников? Почему?

3. Относятся ли слова Спасителя к членам одной церкви, конфессии, или Вы понимаете их шире?

4. Всегда ли мы строим отношения с людьми, основываясь на любви, как понимает ее апостол Павел? Что дается Вам труднее всего? (Сверьтесь с 1 Кор. 13: 4 –8: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает).

 

6) Свобода

«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31 - 32)

Гал. 5.1,5 – 6, 13 – 14,16.

Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти.

1. О какой истине идет речь? Почему Иисус говорит: «Я Путь, Истина, Жизнь»?

( Восхотев, Он родил нас словом истины. Иак. 1: 18)

2. Как Вы понимаете связь истины и свободы? Почему Святой Дух назван «духом истины»?

3. Свободна ли Церковь в мире (как институт и как таинство)? Живет ли Святой Дух в Церкви? Что из этого следует?

4. Различаете ли Вы свободу внешнюю и внутреннюю? Чувствуете ли Вы себя свободным человеком?

 

7) Молитва и пребывание во Христе

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7)

Иак. 1:5 – 7, 13, 16 – 17

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

1. Как изменяется мироощущение человека, когда он приходит к вере? Изменяется ли при этом его жизнь? Как?

2. Что значит – «пребывать во Христе» и «Христос пребывает в нас»?

3. Как в свете этой темы Вы понимаете слова Спасителя: «Иго Мое благо, и бремя мое легко» (Мф. 11: 30)?

4.Какие надежды возлагаете Вы на молитву и что чувствуете, если Ваши прошения не исполняются? О каких условиях исполнения молитвы говорит Господь?

 

 

8) Мои отношения с миром

«Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:15 – 16)

1 Ин. 4: 16, 18 – 21

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

1 «Царство Мое не от мира сего». О каком мире говорит Господь?

2. Почему Он не хочет, чтобы Его ученики были взяты от мира, лежащего во зле? Как сочетается просьба не брать их от мира с утверждением, что они не от мира?

3. От какого зла Он хочет уберечь Своих учеников (Вспомните мученический конец жизни большинства апостолов)? Как это связано со словами: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец благоволил дать вам Царство»? (Лк. 12: 32)

4. Как складываются Ваши отношения с миром?

 

 

9) Мир Христов

«Мир Мой даю вам; не так, как мир дает… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14: 27)

Флп. 4: 6 – 9, 11 – 13

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что' только истинно, что' честно, что' справедливо, что' чисто, что' любезно, что' достославно, что' только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что' приняли и слышали и видели во мне, то' исполняйте,- и Бог мира будет с вами. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

1. Чем отличается мир, даваемый Господом, от представлений «мира сего»?

2. Как понимаются в мире Божием и в «мире сем» смирение и кротость? Почему Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (вспомните обличения фарисеев, изгнание торгующих из храма, пророчество о неверных городах и др.)?

3. Когда Вы теряете мир в душе, с чем это связано? Что помогает Вам снова обрести мир?

4. Почему «свышний мир» освобождает от страхов? Знакомо ли это Вам?

 

10) Евхаристия

«Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19)

1 Кор.11.23 – 26, 28 – 29, 31 – 32

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

1. Что значит слово воспоминание в языке Церкви в отличие от его обиходного смысла?

2. Возможна ли церковная жизнь без таинств? Почему? Почему евхаристия является сердцевиной церковной жизни?

3. Видите ли Вы связь жизни в таинствах с Вашим исповеданием веры? Какое место в Вашей жизни занимает участие в богослужении и таинствах?

4. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей жизни в таинствах? Что мешает вам участвовать в таинствах?

 

11) Единство

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Ин. 17: 21)

Еф. 4: 1 – 6,13

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

1. Что охватывает, по-вашему, это единство: церковь, конфессию, народ, все человечество? Достижимо ли оно, по-вашему?

2. Чего требует от человека единение с другим человеком? В коллективе? В семье? В Церкви?

3. Как понимаете Вы свое участие в единстве Церкви? До каких пределов оно доходит?

4. Желаете ли Вы/считаете ли для себя правильным расширять эти границы? Если да, что, по-вашему, нужно сделать?

 

 

 

12) Церковь как посланничество

«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20: 21)

Деян. 9: 3 - 6, 10 – 11, 13,15

Когда же он (Павел) приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
Господь сказал Анании: встань, пойди и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится… Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме… Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

1. Что для Вас ближе/понятнее/важнее: Церковь как институт или Церковь как таинство?

2. В чем Вы видите недостатки Церкви как института? В какой мере зависит от нас, членов Церкви, чтобы эти недостатки не отвращали людей от нее и от Христа?

3. Воспринимаете ли Вы свою жизнь в Церкви как посланничество? В чем оно состоит? Что Вы можете принести в мир как член Церкви?

4. Что Вам мешает осуществлять это посланничество?

13) Отношение мира к церкви

«Как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19)

2 Кор. 4: 8 – 11, 13 – 16).

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей. Мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

 

1. 1. Почему Господь говорил: "Меня гнали и вас будут гнать?" Что характерно для  для жизни Церкви в периоды гонений и процветания?

2. Распространяется ли та же закономерность на жизнь отдельного христианина? Не то же ли предсказано Богородице как первой христианке: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». (Лк. 2: 35)?

3. Как вы понимаете слова Иисуса «враги человеку домашние его»?

4. Встречались ли Вы с исполнением слов Господа «ненавидит вас мир» в современной жизни – лично или исторически? Если нет, означает ли это, что оно перестало быть актуальным?

 

 

Обсудить на форуме