Борис Балтер
О зависти


1. Вопрос и ответ: по ту сторону зависти. 4

2. Почему я говорю «я завидую»?. 6

2.1. Признаки зависти. «Белая» и «черная». Естественная и неестественная. 6

Послание Иакова, гл. 3. 6

"Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". 6

Авва Исаия (Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым). 6

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 6

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 6

2.2. О беспричинности зависти. 6

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 6

2.3. О вкрадчивости зависти – ее замечают не сразу. 6

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 6

2.4. О многообразии зависти. 6

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 7

2.5. Зависть к праведнику и зависть к злому. 7

Антоний Великий. (Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым). 7

О. Александр Мень. Церковь в истории. 7

2.6. Зависть в миру и в церкви. 7

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 7

Григорий Богослов. Слово надгробное Василию Великому. 7

2.7. Зависть как черта национального характера. 7

Климент Римский. Послание к коринфянам.. 7

О. Александр Мень. О духовном целительстве. 7

3. Христианский взгляд на корни зависти. 7

3.1. Зависть, дьявол и смерть. 7

Книга Премудрости Соломоновой, гл. 2. 7

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 7

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 7

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам. 7

О. Александр Мень. История религии. 8

3.2. Зависть как способ торможения добрых дел. 8

Екклесиаст, гл. 4. 8

3.3. Зависть как сорная трава. 8

Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди. 8

3.4. Разрушение мира и мiра. 8

О. Александр Мень. Общие исповеди. 8

3.5. Откуда зависть к самым ближним?. 8

О. Александр Мень. Общие исповеди. 8

3.6. Зависть как невольное осуществление путей Божиих. 8

4. Будущие плоды зависти. 8

4.1. Бумеранг: саморазрушение. 8

Книга притчей Соломоновых, гл. 14. 8

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 8

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 9

Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди. 9

4.2. О неутолимости зависти. 9

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 9

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам. 9

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 9

4.3. Зависть злокачественная: дорога к убийству. 9

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 9

4.4. Зависть и спасение. 9

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 9

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 9

5. Как лечиться от зависти. 9

5.1. Профилактика легче лечения. 9

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 9

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия. 10

5.2. О трудной излечимости зависти. Бесполезность сознательных средств. 10

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам. 10

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 10

5.3. О непобедимости страстей без помощи Божией. 10

5.4. Трудности: ослепление, самообман. 10

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 10

О. Александр Мень. Интервью. 10

5.5. Об уважении путей Господних. 10

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 10

5.6. О смирении как лекарстве от зависти. 10

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия. 10

О. Александр Мень. Общие исповеди. 11

5.7. Об ощущении милости Божией и к себе, и к другим.. 11

Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 11

Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди. 11

5.8. Делать добро, кому завидуешь. Благословляйте врагов. 11

Василий Великий. Беседы на псалмы. 11

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти. 11

5.9. Реализм и оптимизм в лечении зависти. 11

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия. 11

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия. 11

О. Александр Мень. О духовном целительстве. 11

6. А если мне завидуют?. 12

6.1. Упование на Бога. 12

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 12

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. 12

6.2. Осторожность в обращении с завистником.. 12

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия. 12

 


1.   Вопрос и ответ: по ту сторону зависти

 

Вопрос. Я завидую ему/ей и ничего не могу с этим поделать. Это продолжается уже давно, но время не лечит, становится только хуже. Это большой грех или просто слабость? И что говорит религия, откуда это чувство и как с ним бороться?

 

Ответ. Зависть не так проста, как кажется. Ее корни уходят вглубь самого устройства мира и человеческой души. Эта болезнь тяжелая, в запущенных случаях – смертельная для души, и даже в более легких случаях она легко переходит в хроническую форму. Христианство лечит ее, но не отдельно от прочих душевных недугов, а всю душу в целом.

 

Почему я говорю «я завидую»?

Во-первых, диагноз: это действительно зависть? Бывает естественная ревность к своему делу, соревновательность, иногда и выходящая за рамки. А зависть – противоестественное состояние души. Вы радуетесь «его»/«ее» неудачам и злитесь при успехах? Это раз. Раньше считали благодетелем, а теперь… Это два. Говорить с ним/о ней не можете спокойно? Три. Тогда не обманывайтесь: это она.

 

Для зависти не нужна причина. Она возникает незаметно. Ее можно не узнать «в лицо»: она многообразна. Она легко маскируется: праведный гнев против богачей и т.д. – возможно, она. (И наоборот, «зависть» к праведнику – возможно, не она, а голос Бога в вашей душе). Ее трудно распознать и потому, что она «нормальна»: везде, вокруг вас, в целом народе или народах. Которых она и губит.

 

Если вы человек церковный, диагноз легче, но лечение труднее. Потому что в Церкви люди прозрачнее, но «гигиенические нормы» строже: многое не позволено, а «практически здоров» - состояние святых.

 

Христианский взгляд на корни зависти

Христианский ответ на вопрос «откуда во мне это?» суров: это в человеке вообще, и это от дьявола. Это его «специальность», как и смерть. В духовном мире зависть – сестра духовной смерти. И в телесном мире смерть возникла не сама по себе: она вступила сюда путями Каина в паре с завистью.

 

Темный князь мира сего холит и лелеет это свое мощное оружие. Добрые дела не могут «раскрутиться»: их тормозит зависть окружающих. Добрые семена в наших душах заглушаются этой сорной травой. Мир в душе, который нужен Богу, чтобы совершать в нас Его работу, разъедается этой кислотой. Тем же оружием разрушается мир в семье, сеется раздор между нами и самыми близкими. Нет мира и в целом на земле, потому что нет «в человеках благоволения».

 

Итак, зависть – это не просто ваша проблема. Ее не победить своими силами, без опоры на силы большие, чем то, что стоит за ней.

 

Будущие плоды зависти

Что нас ждет, если не лечиться? В тяжелых случаях прогноз плохой: зависть подточит, разрушит не того, кому вы завидуете, а вас самих. Возможно, не только душевно, но и телесно: бывают психогенные болезни. Но даже если до этого не дойдет, зависть сама по себе – мучительная болезнь. Она не пройдет сама, она неутолима, потому что через вас ею питаются силы ненасытные. Открытая вражда когда-то кончается, но зависть – нет. Иногда кажется, что можно перевести зависть в форму открытой вражды, и будет легче. Так приходят к убийству. Но даже если объект зависти умрет, зависть не кончится: ее корень не в нем, а в вас.

 

Для христианина эта болезнь еще опаснее. Его путь к спасению и так труден, и с этим каторжным ядром на ногах он может не прийти. Кроме того, зависть помрачает духовное зрение, и человек перестает видеть, куда идти.

 

Как лечиться от зависти

Чем раньше, тем легче лечиться. Главное – не дать раскрутиться водовороту чувств и мыслей, принудительно затягивающему вас в себя. Научиться распознавать первую искру пожара зависти – ее легко погасить. Если процесс уже пошел, отделиться от него, не подпитывать, занять позу смирения.

 

Если эта болезнь все же поселилась в вас, не пытайтесь побороть ее усилием воли – это бесполезно. Даже если зависть капает своим гноем в вашу душу - люди живут и с гнойными болезнями. Важно другое – не попасть к своей болезни в духовный плен. Он проявляется как духовная слепота – «я не болен», агрессия против объекта зависти, прикрытая извращенной логикой самооправдания.

 

Если удалось отстоять в себе плацдарм трезвомыслия, спросите себя: то, чему я завидую в это человеке, - дар Божий ему? Тогда я должен смириться с ним ради Бога. Ради уважения к Богу, если не к этому человеку. Вообще, смирение – лучшее лекарство для зависти. Христианство – школа смирения. Но и для тех, кто пока далек от сознательного принятия Христа, есть перевод – слово «судьба». Если она обделила вас по сравнению с кем-то, вы хотите предъявить ему или ей претензии? А себе – никаких?

 

А если вдуматься, так ли уж вы обделены? Не заслужил ли Бог не претензий за то, что не дал, а благодарности за то, что дал? И если вы найдете в себе душевные силы для такой благодарности, поблагодарите Бога и за неготого, кому вы завидуете. Бог дает и вам и ему, и нельзя благодарить за себя, не благодаря за всех. Бог дает по-разному, но равно, потому что все его дети. А если нам кажется, что не так, спросите себя - так ли я ясно вижу, чтобы судить? Во всяком случае, не когда мои глаза замутнены завистью.

 

Если вы дошли до этой точки, можете говорить «завидовал» в прошедшем времени. А в настоящем – нужно кое-что сделать. Завидовал? Утешь. Ненавидел? Полюби.

 

Так лечится зависть. А с ней и все остальное. Для успеха лечения нужна трезвость и реализм: от этой болезни никто не застрахован, в любом из нас есть для нее почва. Нужен и оптимизм: как говорил о. Александр Мень, счастье человеческое лежит там, по ту сторону зависти.

 


 

 

2.   Почему я говорю «я завидую»?

2.1.         Признаки зависти. «Белая» и «черная». Естественная и неестественная.

Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская.

Послание Иакова, гл. 3.

 

Я не имею любви к ближнему. Ибо не только не могу решиться для блага ближнего положить душу мою (по Евангелию), но даже и не пожертвую моею честью, благом и спокойствием для блага ближнего. Если бы я любил его по Евангельской заповеди, как самого себя, то несчастье его поражало бы и меня, благополучие его приводило бы и меня в восхищение. А, напротив, благосостояние, честь и счастье его не восхищают меня, как собственные, а совершенно, как все чуждое, не производят во мне радостного чувства, но еще тонко возбуждают во мне как бы зависть или презрение.

"Откровенные рассказы странника духовному своему отцу".

 

Имеется естественная ревность, без которой невозможно преуспеяние в деле Божием. Эта ревность изменилась в противоестественную, и мы ревнуем друг против друга, завидуем друг другу и лжем друг на друга.

Авва Исаия (Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым).

 

Страсть овладела ими, и ненависть с каждым днем возрастала. Они, как плененные и порабощенные этою страстью, … не могли и говорить с ним спокойно. (О братьях Иосифа).

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

Человек благодаривший Господа за то, что с приходом праведника Он благоволил умножить его богатство, теперь воспламенился завистью, видя праведника в великом изобилии. (О Лаване).

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

 

2.2.         О беспричинности зависти

Разве он повредил чем-нибудь тебе? Разве обидел тебя чем? Но такова зависть: она ничего не делает с рассуждением.

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

2.3.         О вкрадчивости зависти – ее замечают не сразу

Некоторые считают легким и маловажным грехом завидовать тем, которые лучше их. А считая грехом легким и маловажным, не боятся его; не боясь, пренебрегают им; пренебрегая же, не избегают его.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

2.4.         О многообразии зависти

Гибель от ревности далеко простирается: она многообразна и многоплодна. Ревность возжигает корыстолюбие, когда кто не может довольствоваться своим, видя другого богаче. Ревность возбуждает честолюбие, когда видишь другого в почестях выше тебя.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

2.5.         Зависть к праведнику и зависть к злому.

 

Не завидуй тому, кто преуспевает при посредстве неправд.

Антоний Великий. (Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым).

 

Первохристиане … были такими людьми, на которых смотрели, если даже с ненавистью, то и с определенной завистью, и в конце концов, хотели быть на них похожи.

О. Александр Мень. Церковь в истории.

 

2.6.         Зависть в миру и в церкви.

Ученику Христову не позволено ревновать, не позволено завидовать.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

Мы домогались не того, чтобы которому-либо из нас самому стать первым, но каким бы образом уступить первенство друг другу; потому что каждый из нас славу друга почитал собственною своею.

Григорий Богослов. Слово надгробное Василию Великому.

 

2.7.         Зависть как черта национального характера

Зависть и раздор ниспровергли великие города и совершенно истребили великие народы.

Климент Римский. Послание к коринфянам

 

Зависть — великая и страшная сила. Она потрясает народы и целые общества. Мы иногда недооцениваем ее. Иные люди хотели бы, чтобы все жили плохо, лишь бы кто-то не жил хорошо. Мы все отлично знаем, что это во многих из нас прячется.

О. Александр Мень. О духовном целительстве.

 

3.   Христианский взгляд на корни зависти

3.1.         Зависть, дьявол и смерть

Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть.

Книга Премудрости Соломоновой, гл. 2.

 

Это изобретение самого диавола.

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

В самом начале мира диавол первый погиб от этого зла. Возжелав из-за зависти отнять у человека благодать дарованного ему бессмертия, сам утратил то, чем был прежде. С тех пор зависть свирепствует на земле и гибнет от зависти, кто повинуется учителю погибели, подражает диаволу.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

Диавол был вождем Каина. Так как ему недостаточно было того, что человек сделался смертным, то он внушил Каину сделаться братоубийцею; он, никогда не насыщающийся нашими бедствиями, спешил, нетерпеливо желал видеть исполнение своего дела.

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам.

 

В душе древнего человека возникает скрытая глухая враждебность к Высшему, перемешанная с завистью и рабским страхом. Он готов, как Прометей, похитить огонь с неба и одновременно ползает в пыли среди своих табу и суеверий. Следы этого "бунта на коленях" есть почти во всех дохристианских религиях.

О. Александр Мень. История религии.

 

3.2.         Зависть как способ торможения добрых дел

Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!

Екклесиаст, гл. 4.

 

3.3.         Зависть как сорная трава

Семена пали среди терний, среди сорной травы, и слабый росток был заглушен. Эта сорная трава, разумеется,— не вещественная трава наших полей и оврагов; это та трава сорная, которая прорастает в наших сердцах от нечистой, недостойной жизни: злоба, зависть, ревность. (О притче Христовой о сеятеле).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди.

 

3.4.         Разрушение мира и мiра

Ты заповедал нам не только ценить благо, которое Ты дал нам, но еще и отдавать его миру, который нас окружает, людям. А что мы отдаем? Мы отдаем раздражение, зависть, гордыню, превозношение, постоянное осуждение. И каков результат? Смятенная душа, наполненная горечью. Ведь это все яд, который наполняет нашу душу. Все скверные мысли, все глупые мечтания — чтобы себя как-то превознести, высоко поставить, — все это взбаламучивает душу, делает ее больной, ненормальной. И этого мы сами достигли.

О. Александр Мень. Общие исповеди.

 

3.5.         Откуда зависть к самым ближним?

Если бы человек пришел и проверил семью каждого из нас, нашел ли бы он там дружелюбие, доброжелательность, любовь и поддержку друг друга? Чаще всего бывает у нас наоборот: война, ревность, зависть, соперничество даже какое-то, которое бывает часто между мужем и женой.

О. Александр Мень. Общие исповеди.

 

3.6.         Зависть как невольное осуществление путей Божиих

 

4.   Будущие плоды зависти

4.1.         Бумеранг: саморазрушение

Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Книга притчей Соломоновых, гл. 14.

 

Она прежде всего вредит самому тому, в ком зарождается. Как червь, зарождающийся в дереве, прежде всего поедает самое дерево, так и зависть прежде всего сокрушает самую душу, породившую ее в себе.

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

Славу других делать для себя казнью и к сердцу своему приставлять как бы неких палачей, к помыслам и чувствам своим приближать мучителей, которые терзали бы их внутренними мучениями, раздирали тайники сердца когтями зложелательства! Не радостна для таковых пища, и питье не может быть приятно; они постоянно вздыхают, стонут, скорбят; и как ревность никогда не оставляет завидующих, то сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

Человека физически убивает не только пуля или болезнь; физически человека разрушает и его нравственное состояние: зависть, ненависть, горечь, злоба отравляют человека не только душевно, но и телесно.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди.

 

4.2.         О неутолимости зависти

Это - опасная страсть; когда она овладевает душою, то не прежде оставляет ее, как доведет уже до последней степени безрассудства.

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

Завидовать хуже, чем ссориться. Ссорящийся, как скоро будет устранена причина ссоры, обыкновенно прекращает вражду, но завистник никогда не может сделаться другом.

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам.

 

Ревность не имеет предела - это зло, пребывающее непрерывно, это грех без конца!

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

 

4.3.         Зависть злокачественная: дорога к убийству

Такова эта пагубная страсть: она не остановится, пока увлеченного ею человека не низвергнет в бездну, пока не доведет его до греха - убийства, потому что корень убийства - зависть.

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

4.4.         Зависть и спасение

Ты более всего враг своего спасения. Всякий, кого бы ты ни преследовал своей ревностью, может уклониться и ускользнуть от тебя, но от себя самого ты убежать не можешь. Где бы ты ни был, противник твой с тобою, враг твой всегда в твоем сердце, пагуба заключена внутри; ты опутан и связан непреоборимыми цепями, ты сделался пленником возобладавшей тобою ревности, и нет тебе никакого облегчения.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

Ненавидящий брата, по словам апостола, во тьме ходит и не знает куда идет. Бессознательно он идет в геенну.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

5.   Как лечиться от зависти

5.1.         Профилактика легче лечения

Господь повелел нам быть мудрыми, заповедал быть крайне осторожными, чтобы враг, который всегда бодрствует и непрестанно подстерегает нас, вторгшись в сердце, не раздул из искр пожара.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

Всего лучше стараться истреблять зависть в самом начале, смиренною молитвою и смиренною исповедию и благоразумным молчанием.

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия.

 

5.2.         О трудной излечимости зависти. Бесполезность сознательных средств.

Если бы Бог и простил ему вину и подчинил бы брата, однако эта рана настолько неизлечима, что, если бы были приложены и бесчисленные лекарства, она все-таки будет обильно источать свой гной. (О Каине).

Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам.

 

Раны, причиняемые ревностью, непроницаемы и сокрыты; невидимая болезнь, заключенная в тайниках совести, не принимает пособий врачевства.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

5.3.         О непобедимости страстей без помощи Божией.

5.4.         Трудности: ослепление, самообман

Такова зависть: она не может нисколько размыслить; будучи совершенно пленен ею, человек все делает против своего спасения.

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

Вспомним пушкинского Сальери. Он отлично знал о заповеди "Не убий", но терзавшая его зависть не позволила ему осознать преступность этого шага. Напротив, он оправдал себя с помощью некоей абсурдной логики, в которой нормальному разуму нет места.

Что порождает абсурдную логику?

Воля к злу, направленная в противоположную от Первообраза сторону, Николай Бердяев писал, что иррациональная природа зла не позволяет его до конца рационализировать. Это подобно тому, как нельзя перевести на язык строгой логики хаотический бред душевнобольного.

Значит ли это, что Бог оставляет человека?

Думается мне, что полностью Он никогда человека не оставляет, Он рядом с ним, всегда готовый принять его покаяние, до последней минуты, как было с разбойником на кресте.

О. Александр Мень. Интервью.

 

5.5.         Об уважении путей Господних

Вам надлежало почитать будущее величие его за собственную вашу славу. По крайней мере вам следовало рассудить, что ваша вражда относится не к брату, но к самому Господу, уже открывшему будущую славу его. (О братьях Иосифа).

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

5.6.         О смирении как лекарстве от зависти

Во первых - смиренное и искреннее сознание своей немощи пред Богом и духовным отцем; во вторых – Евангельское понуждение не действовать по влечению сих страстей, а делать противное им; третье врачество – искать во всем только славы Божией и от Бога; четвертое врачество – смиренное испрашивание помощи Божией не сомневаясь, а веруя, что невозможное у людей – возможно от Бога. Пятое врачество – самоукорение, т.е. во всяком неприятном и скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других.

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия.

 

Виноваты перед тобой, Господи, за ропот, за зависть, когда мы не хотим смириться со своей судьбой и говорим: «Вот если бы было у меня по-другому, я была бы или был бы лучше». Это пустые мысли. Проверено, что человек, который попадает в другие обстоятельства, такой же в точности остается, такой же. Значит, мы виним часто внешние обстоятельства, а вина у нас в сердце. Господи, прости нас грешных!

О. Александр Мень. Общие исповеди.

 

5.7.         Об ощущении милости Божией и к себе, и к другим

Станем же благодарить за благодеяния, не только нам оказанные, но и другим; таким образом, мы в состоянии будем истребить и зависть, и утвердить любовь. Ты уже не в состоянии будешь завидовать тем, за кого благодаришь Господа. Такое благодарение освобождает нас от земли, переселяет на небо и делает из людей ангелами.

Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея.

 

Каждый из нас постоянно жалуется, что он чего-то лишен: его обошли вниманием, дружбой, заботой, у него нет того, чего бы он хотел в физическом, в душевном, в общественном мире. Мы все время говорим о том, чего у нас нет, и никогда не задумываемся над тем, что не лишил нас Господь, а одарил нас, освободив нас, дав нам возможность быть богатыми, но по-иному. Подумайте над этим, потому что роптание, зависть и другие подобные чувства не только разрушают нашу душу, но напрасно ее разрушают, потому что и повода к этому нет, если бы только мы понимали, как нас богато одаривает Господь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди.

 

5.8.         Делать добро, кому завидуешь. Благословляйте врагов.

 

Ты завидовал? Утешь.

Василий Великий. Беседы на псалмы.

 

Лекарство - оттуда же, откуда нанесены тебе раны. Полюби тех, кого прежде ненавидел, возымей расположенность к тем, кого по зависти ты преследовал неправедным злословием.

Киприан Карфагенский. Книга о ревности и зависти.

 

5.9.         Реализм и оптимизм в лечении зависти

 

Кто с помощью Божиею возможет истребить в себе страсть зависти, тот может надеяться победить и другие страсти.

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия.

 

Тебе нужно знать и твердо помнить, что в тебе корень всему злу - самость и упрямость, растворяемые завистью и заправляемые обольщением вражьим; поэтому и нужно всячески постараться вырвать этот злой корень: смирением и послушанием, подражая самому Господу, Который смирился до рабья зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия.

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия.

 

Кто из вас не хочет быть счастливым? Евангелие отвечает нам, что счастье человека достижимо, но прежде всего тогда, когда человек — открытое существо, когда он становится открытым существом, когда чужая боль его ранит, когда чужая радость вызывает не зависть, а сопереживание.

О. Александр Мень. О духовном целительстве.

 

6.   А если мне завидуют?

6.1.         Упование на Бога

Самая злоба завидующих доставляет только большую славу тем, которые подвергаются их зависти, потому что страдающие от зависти преклоняют Бога к себе на помощь.

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

Я не вам приписываю случившееся со мною, и не обвиняю вас в преступлениях, но все отношу к Богу, все так устроившему, чтобы привести меня к настоящей славе. (Об Иосифе и его братьях).

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

 

 

6.2.         Осторожность в обращении с завистником

 

Преподобный Исаак Сирин, пишет: “с недугующим завистью глаголи со охранением”, чтобы завистливый, по своему устроению, не перетолковал и благая слова в худую сторону.

Собрание писем преподобного оптинского старца Амвросия.