|
О ЦЕРКОВНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Игумен Петр (Мещеринов)
Вот несколько взятых из жизни историй.
…Небольшой храм на окраине города. Идёт Божественная Литургия.
Прихожане сосредоточенно молятся. Во время чтения Евангелия двери
храма открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один
– лет трёх, другой совсем маленький. Старший, постояв возле мамы
десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми,
топоча и разговаривая с самим собою на своём детском языке. Младший
на руках мамаши то гулит, то лопочет, а то громко вскрикивает; затем
начинает плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная
молитва улетучивается; молящиеся начинают испытывать ужасный дискомфорт.
Наконец, кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ
на него он видит решительно сжатые губы, или слышит отповедь: «как
же, Христос сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне; а вы
что, гоните меня с детьми из храма?» У всех взвинчены нервы; Литургия
обессмысливается…
…Выносится Чаша. К ней две женщины – мама и бабушка – подносят
вопящего ребёнка. Он орёт: «Не хочу!!!», выгибается дугой, бьёт
воздух руками и ногами. Мама скручивает ему руки и ноги, бабушка
фиксирует голову, сюсюкая: «Ням-ням, Машенька, дядя тебе сейчас
конфетку даст». Священник, проявляя чудеса ловкости, с третьей или
четвёртой попытки умудряется вставить лжицу в рот ребёнка. На лицах
мамаши и бабушки счастливая улыбка: причастили! Дитя продолжает
кричать и биться…
… Вот дети постарше. Всенощное бдение в большом соборе. Мамаши
в умилении молятся, стоя у солеи; их дети, сбившись в стаю, с визгом
возятся в приделе. Порой детский шум заглушает хор, не говоря уже
о чтецах. Попытки церковных служительниц урезонить их не имеют никакого
успеха. В ответ на свои замечания они видят раскрасневшиеся лица
и бессмысленные глаза. На секунду одёргиваемый ребёнок останавливается
– и тут же опять вливается в обезличенную бесчинную детскую общность.
…Вот дети ещё постарше. Воскресенье. Мама трясёт Ваню за плечо.
«Вставай, сынок, пора уже на раннюю, а потом - воскресная школа».
Ваня, продирая глаза, жалобно стонет. «Мама, можно, я не пойду.
Я так устал в школе за неделю…» Взгляд мамы становится жёстким.
«Иван! Вставай! Разве можно пропускать Литургию! Да и в школе сегодня
опрос!» Бедный Ваня чуть не плачет… но ничего не поделаешь. Через
полчаса Ваня понуро бредёт рядом с мамой в предрассветной зимней
мгле. «Господи, за что!..» - не по-детски думает он. Вот церковь.
Исповедь. В руки сына мама суёт написанную ею бумажку с надписью:
«грехи Вани» и подталкивает его в спину по направлению к аналою.
Ваня даёт бумажку батюшке; тот пробегает её глазами и, накладывая
епитрахиль на Ванину голову, читает разрешительную молитву, одновременно
глядя усталым взором на ещё человек сто, желающих исповедоваться.
На Литургии Ваня дремлет, прислонившись к стене. В воскресной школе
Ваня клюёт носом, и получает двойку за то, что не знает, каким именно
образом соединяются во Христе Божественная и человеческая природа.
Вечером мама отчитывает сына за двойку… а ещё математику делать,
завтра в школе контрольная. «Кончится это когда-нибудь?» - обречённо
думает Ваня…
…Но, наконец, всё и кончается. Дети вырастают, становятся юношами
и девушками. Мама горько жалуется подруге, которая только вчера
вернулась из длительной паломнической поездки по монастырям: «Сына
как подменили. Ничего не понимаю. Был помладше – такой был хороший:
и молитвы читал, и в церковь ходил… а сейчас – курит, по ночам домой
приходит, хамит, даже богохульствует. Ты представляешь, я ему говорю
что-то – а он мне: мама, ты достала меня со своей церковью! я никогда
больше не пойду в неё!» На мамины глаза наворачиваются слёзы…
Знакомые картины, не правда ли?
В чём же причины этого? Ведь мы исполнены самых благих намерений:
изо всех сил воцерковляем своих детей, учим их… а они, вырастая,
отвергают Церковь. Почему наши усилия дают обратный результат? –
Давайте попробуем разобраться в этом.
В деле церковного воспитания детей имеются две основные ошибки.
Первая – подмена внутреннего религиозного развития внешним. Вторая
– перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь.
Да, Христос сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить
ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).Но что значат
эти слова Христа? Ведь, наверно, нельзя их осмыслять исключительно
в том смысле, чтобы не препятствовать детям посещать Богослужения
(и бесчинствовать на них). - Здесь нужно сказать, что очень многие
из православных христиан делают ошибку, когда отождествляют христианскую
жизнь исключительно с участием в храмовом Богослужении. Так было
в Ветхом Завете: на земле существовал единственный Храм, и непременной
религиозной обязанностью членов Ветхозаветной Церкви было ежегодное
его посещение. Новый же Завет провозгласил нечто совершенно иное.
Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете
поклоняться Отцу;.. но настанет время, и настало уже, когда истинные
поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников
Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться
в духе и истине (Ин, 4, 21-24). Совместная церковная молитва, безусловно,
очень важна в духовной жизни; но она вовсе не покрывает весь объём
её, а является лишь одним из элементов её, частью, - необходимой,
но не главной. Самое главное совершается в сердце человека – поклонение
Богу в духе и истине. Для этого христианин и должен стяжать Духа
Истины, это – цель духовной жизни; всё же внешнее является средством
для этого. Такова иерархия христианских ценностей; если она покривляется,
если, например, посещение Богослужений из средства становится целью,
главным – тогда мы неизбежно впадаем в заблуждение и не получаем
духовного плода.
Нужно добавить, что в сегодняшней церковной действительности, в
силу многих и исторических, и духовно-нравственных причин, храмовое
Богослужение в известной мере потеряло значение именно соборной
молитвы, а стало «индивидуальным», что ли, средством спасения. Люди
приходят в храм ради себя только; они не знают, кто стоит и молится
рядом с ними; к Чаше приступают с целью личного освящения, ощущения
единого Тела Христова очень мало в наших приходах. Да и сам процесс
молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным
на «отгораживание» от других людей, чтобы наша молитва не разорилась:
приходится внутренне «защищаться» от ходящих, шепчущихся, разговаривающих,
подвывающих хору и проч. незнакомых нам прихожан или случайно зашедших
в церковь людей.
Итак, нельзя всю религиозную жизнь души сводить к «хождению в церковь»;
тем более не получается это в отношении к детям. Многие родители
уверены, что их дети могут познать Бога только в храме; между тем
это совсем не так. Детское религиозное восприятие существенно отличается
от взрослого. Не случайно сказал Господь: если не обратитесь и не
будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Эта
заповедь, разумеется, не повелевает взрослым «примитивизировать»
себя. Апостол Павел говорит: не будьте дети умом: на злое будьте
младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14, 20); это значит
уподобиться детям в отношении к Богу. Дети способны воспринимать
Живого Бога непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающем
их прекрасном и удивительном мире, в детской сиюминутной радости
жизни и т.д. Но самым ближайшим образом дети способны ощутить Бога
в атмосфере мира и любви, которая окружает их. И тут-то вся «загвоздка»:
таковая атмосфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить
друг друга и своих детей; в семье должен быть мир; родители должны
именно этим создавать условия, чтобы не мешать детям воспринимать
Бога и духовную сферу жизни. Это делается вовсе не разговорами о
Боге на «птичьем языке» (типа: смотри, Боженька-то тебя накажет),
а исключительно примером жизни. Если для мамы и папы Христос – не
нечто внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут
и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное
и ценное для самих себя, то дети без всяких слов воспримут Христа
как Источника мира, добра и любви, которые есть в семье.
Но очень редки такие семьи. Чаще бывает – шум, скандалы, капризная
неуступчивость родителей друг другу вплоть до мелочей, а главное
– несоответствие исповедуемой веры и собственной жизни. Причём,
сами родители вполне могут это осознавать; но часто не бывает у
них ни сил, ни желания, ни умения организовывать свою семейную жизнь
так, чтобы в основе её лежало поклонение Богу в духе и истине, христианская
нравственность, чтобы семья становилась подлинной домашней Церковью.
Причина этих неумения и нежелания, я думаю, состоит в том, что духовная
жизнь воспринимается внешне-формально, авторитарно, книжно, схематически.
В таких условиях вполне естественно желание переложить религиозное
воспитание только на Церковь; а так как она понимается формально-механистически,
почти магически, то и церковность эта становится исключительно внешней:
посещение богослужений, воскресной школы и т.д.
Разумеется, я вовсе не собираюсь отвергать важность и нужность
всего этого; я лишь хочу подчеркнуть, что всё должно быть на своём
месте. Начинается религиозное воспитание с того, что семья всеми
силами должна стараться, какими угодно способами, достигать того,
чтобы Бог был не просто некоей доктриной, служение которой отнимает
время, отдых и силы, а Живым Богом, Тем, Кто есть центр жизни семьи.
Никакое «напичкивание» внешней церковностью это не даст; это есть
целенаправленный и осмысленный нравственный труд семьи, ориентированный
не на соблюдение «буквы» прежде всего, а на создание настоящей домашней
Церкви.
Необходимо учитывать и психологические особенности детей. Большинство
сегодняшних православных родителей воцерковились сами в зрелом возрасте,
через чтение книг, посещение храмов и монастырей, через «взрослое»
по сути осмысление жизни, и т.д. У нас нет опыта собственного церковного
детства, поэтому мы и детей наших хотим воцерковить, как маленьких
взрослых. Но это ошибочно, потому что дети воспринимают мир по-другому.
Их стихия – движение, игра, и – как я уже говорил – непосредственное
восприятие мира, духовного в том числе.
Детям трудно сосредоточиться на длительное время, или несколько
часов неподвижно стоять на одном месте. Поэтому к храмовому Богослужению
у них совсем другое отношение, чем у взрослых. В продолжение 5 –
10 минут обрадовавшись красоте храма и храмового действа, больше
дети не могут на этом сосредотачиваться, и начинают развлекаться.
Многие взрослые не понимают того, что происходит в церкви, а дети
– подавно; они не могут воспринимать Богослужение интеллектуально,
как это требуется по сути его; а для непосредственного восприятия
им достаточно небольшого времени.
То же относится и к домашней молитве. Многие родители требуют от
своих детей заучивания ими молитвенных текстов; и вот дети стоят
перед иконами и бубнят их, а мама слушает и поправляет: «не поклонимся,
а поклонимся, сколько раз тебе говорить?» Между тем, дети знают
и любят молитву, и склонны к ней; только у них она занимает несколько
минут, больше они не могут сосредоточиться. И нужно научить детей,
чтобы они в эти несколько минут именно молились, то есть обращали
своё чистое сердце к Богу, а не механически читали детские молитвословы
или ковыряли в носу, пока мама не прочтёт своё полуторачасовое правило.
Итак, как нам приобщать детей церковности?
Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя
превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают,
играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви,
разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир, и т.д. Во-вторых,
нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности
– чуть меньше, чем «по силам»; а всё внимание обратить на воспитание
в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для
детей праздником, наградой – а не рутиной и обязаловкой. Митр. Антоний
Сурожский рассказывал, что как-то, идя на Всенощную, он зашёл по
дороге за В.Н.Лосским, и увидел, что его дети остаются дома. Владыка
спросил Владимира Николаевича, почему дети не идут с ним на службу.
Он ответил: «они так себя вели всю эту неделю, что недостойны идти
в храм». Протоиерей Владимир Воробьёв, вспоминая своё детство, рассказывал,
что их мама приводила их в храм очень редко и только к Причастию;
она не позволяла им смотреть по сторонам, развлекаться и т.п. Причастившись,
они стояли с благоговением несколько минут и уходили домой. И это,
говорил о.Владимир, было для них праздником и подарком. Вот подлинно
пастырский опыт; так воспитывается благоговение. У нас же по большей
части бывает по-другому. Сын: не хочу причащаться! Мамаша: нет,
будешь!! – и, схватив сына за руку, волочёт его в церковь. Или:
совсем что-то распустился ребёнок, надо причастить его. – Плодом
такого подхода закономерно является потеря благоговения и, в дальнейшем,
отход от Церкви.
Как-то я спросил десятилетнего мальчика из хорошей церковной семьи:
а как ты воспринимаешь Христа? Чувствуешь ли ты Его рядом, чувствуешь
ли ты Его любовь – вот как бы, например, Он был твоим лучшим Другом?
– Мальчик пожал плечами: он не понял, о чём я его спрашиваю. Конечно,
религиозное чувство людей, и детей, бывает разной интенсивности;
но в деле религиозного воспитания более всего важна не сила, а ориентация
религиозного чувства: на внутреннее, на личного Бога, живого Христа,
а не на внешнее прежде всего.
Что касается последнего, то очень важно, когда в церковной жизни
участвует вся семья. Захотели мы, например, причастить ребёнка –
мама и папа готовятся, всей семьёй причащаемся. А не так, когда
Причастие превращается в какую-то регулярную процедуру типа визита
в поликлинику или принятие таблеток, при том, что родители холодны
к собственному участию в Евхаристии и других Таинствах Церкви.
Итак, если правильно расставить акценты, то духовное и церковное
воспитание детей будет совершаться естественно, как сама жизнь,
без «натуги», - но только при условии, если этой жизнью обладает
семья.
Необходимы для гармоничного развития детей также культурное воспитание
и социальная адаптация. Существует псевдодуховное мнение, что детей
нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить их от тлетворного
влияния мира сего. В рамках этого взгляда светская культура считается
излишней и даже вредной, потому что-де, она отвлекает от молитвы
и всего церковного; плоды цивилизационного развития общества объявляются
чуть ли не сатанизмом, готовящим приход антихриста, и т.д. В связи
с этим детям запрещают общаться с нецерковными сверстниками («растлят»),
не подпускают их к компьютеру («зомбирует»), и проч. А результат
– дети вырастают не приспособленными к жизни, ибо, как не старайся,
а из этого мира никуда не деться; серыми, необразованными, культурно
и интеллектуально не развитыми. Не найдя своего места в социуме,
они часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём маргинальном положении
Церковь, которая так совершенно не учит. Апостол Павел говорит:
всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Фесс. 5, 21); всё мне позволительно,
но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать
мною (1 Кор. 6, 12).
От тлетворного влияния мира сего, которое, безусловно, имеет место,
невозможно убежать; ему можно лишь противостоять. И противостояние
это должно осуществляться не только на уровне духовности, а и на
культурном и социальном уровне. А для этого нужно вооружить детей
соответствующим «багажом»: развивать в них художественный эстетический
вкус, приобщать их к классическому искусству, музыке, литературе,
развивать творческие задатки ребёнка, - чтобы, столкнувшись с доминирующей
сегодня агрессивно-попсовой антиэстетической средой, наши дети имели
некое культурное «противоядие», которое они могли бы противопоставить
массовой псевдокультуре. Между прочим, и сама церковность совершенно
неотделима от культуры; не будучи культурно воспитанным человеком,
невозможно как должно воспринять ни то же Богослужение, ни церковные
историю, письменность, искусство. Культура – не враг Церкви, а первый
её союзник; великая европейская и отечественная культура по сути
своей – явление христианское; и родители просто обязаны приобщать
ей детей.
Но и тут всё упирается в семью. Если для мамы и папы предел их
музыкального развития – «Радио Ретро», если чтение в семье – жёлтые
газеты и Маринина с Донцовой, если все культурные потребности удовлетворяются
телевидением («Поле Чудес», «Окна» и проч.), - или, по противоположности,
в семье читают, слушают и смотрят только и исключительно «православное»,
а от всего остального шарахаются, - то откуда детям взять культурное
воспитание? Это же касается и социальной жизни. Нужно готовить детей
к жизни в нехристианском мире таким образом, чтобы они смогли быть
солью земли (Мф. 5, 13), то есть чтобы они выросли порядочными,
мужественными, активными людьми, владеющими современными технологиями,
образованными, развитыми и умеющими не на уровне церковности только
(от которой далеки большинство наших современников), но и на всех
путях жизни противостоять злу и греху и свидетельствовать о Христе,
чтобы люди видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного
(Мф. 5, 16). Этому всему тоже учатся в семье; но для этого мама
с папой должны сами понимать и уметь всё это, быть в этом примером
для детей, чтобы воспитание порядочности, здравомыслия и активная
христианская жизненная позиция не ограничивались руганием на кухне
Америки и усматриванием во всём заговора мировой закулисы, - в чём
многие люди видят чуть ли не суть Православия.
Итак, подведём итоги. Как нам воспитывать наших детей? Прежде всего
надо их любить, заниматься с ними, уделять им время – то, чего у
нас большой дефицит. Нужно во всём быть примером для детей: самим
родителям учиться жизни и культуре, не «закисать» в быту, учиться
быть христианами во всём, воспринимать церковность не начётнически-узко,
а так, как она есть – охватывающей всё богатство человеческого бытия;
быть открытыми, «незашоренными», порядочными и здравомыслящими людьми.
Наконец, нужно уважать своих детей, доверять им – этим и создастся
в семье упомянутая мною атмосфера мира, любви, доверия и свободы,
без которых невозможна никакая духовная жизнь. Если наши дети, при
внешнем церковном обучении, растут без любви, брошенными, в немирной
обстановке, задёрганными, без уважения к себе, без раскрытия их
творческого и человеческого потенциала, - то есть большой риск,
что, придя в возраст, они воспримут Церковь как лицемерие и не смогут
стать настоящими христианами.
И, конечно, необходимо осознать личную ответственность за наших
детей перед Церковью и Отечеством. Какие мы – такие и наши дети.
Начинать их воспитание нужно с себя, с семьи, - а не перелагать
оное на внешние церковные формы в надежде, что благодать «автоматически»
подействует. Церковь – не магия, в ней нет ничего автоматического;
действие благодати всегда сообразуется с нравственными усилиями
человека, а особенно в деле духовного воспитания.
…В заключение – ещё одна история. Знакомые привели ко мне своего
сына – парня 15 лет, с просьбой – поговорить с ним, как-то вразумить
(«совсем от рук отбился»). Мне удалось разговориться с ним (наверно,
он почувствовал, что я не «заодно» с родителями). Я спросил у него:
что же ты оставил церковный уклад жизни? Он ответил: хочу жить настоящей
жизнью…
Это значит, что церковная жизнь в этой семье была не настоящей.
Церковная жизнь была, а Христа в ней не было. И этот парень (как
и все подростки) остро почувствовал этот «зазор» и восстал против
него.
Вот я и подумал: может, не всегда нам ругать наших детей? Нередко
очень нелишне и поучиться у них…
|