Артемий Джанумов
Явление красоты


 

Освещенная мягким светом летнего дня, Богоматерь - образ совершенной красоты, материнства и женственности, не сводит глаз с дивного Младенца Иисуса. Радостный и счастливый взор Иосифа Обручника, статного и крепкого мужчины средних лет, устремлён на Мать и Дитя. Маленький Иоанн Креститель указывает рукой на Иисуса, своего Друга и Господа, призывая зрителя Ему, а не себе, воздавать всю славу.
Это картина флорентийского художника Аньоло Бронзино "Святое Семейство с маленьким Иоанном Предтечей". Настоящее имя живописца - Аньоло ди Косимо, а Бронзино - его прозвище ("бронзино" по-итальянски означает "бронзовый, смуглый"). Аньоло Бронзино - выдающийся представитель маньеризма с его эксцентрическим, сдержанным, изящным стилем. Картина мастера висит на стене дома. Она отпечатана на натуральном холсте и оправлена в деревянную позолоченную раму тонкой работы, что создаёт полное впечатление подлинника. Творение Бронзино - лишь один из многих шедевров мировой живописи, которые недавно были размещены на стенах московских домов. Цель проекта - постепенно вытеснить рекламные плакаты из исторического центра города. Однако, по-моему, это начинание имеет более важное назначение - способствовать воспитанию эстетического вкуса и духовному просвещению народа. Ведь люди встречаются с великими произведениями искусства не в музее, где обычно появляются не часто, а в своей повседневной жизни, сживаются с ними. Конечно, у многих людей прекрасные картины или репродукции находятся дома и их влияние на душу человека, а особенно ребёнка, трудно переоценить. Три картины из моего детства приходят мне на память: изображение Спасителя, во многом напоминающего "Спаса" преподобного Андрея Рублёва, "Троица" Андрея Рублёва и "Рождение Венеры" Боттичелли.


Три Божественных ангела ведут свой безмолвный разговор о спасении мира, об искуплении и о суде. Их копья больше похожи на страннические посохи. Каждый из трёх собеседников видит только друг друга, а не себя. Во взоре и позе ангелов умиротворение и светлая печаль. Образ Троицы обращен ко всем временам и народам, являя собой пример совершенного согласия.

Венера Боттичелли - образец изящества и Вечной Женственности, странно беззащитна в своей победной и чистой красоте. Печально склонив голову, Венера смотрит на меня ласковым и понимающим взглядом. Тонкие, нежные черты лица, пышные пряди золотистых волос развеваются на ветру.


Велико и спасительно действие истинной красоты. Известны примеры обращения выдающихся людей в христианство под влиянием замечательных произведений искусства. Блестящий философ и глубокий богослов отец Сергий Булгаков обязан своим обращением удивительной "Сикстинской мадонне" Рафаэля. Разносторонний и тонкий мыслитель Е.Н.Трубецкой пришёл к христианству, услышав "Девятую симфонию" Бетховена с её дивной "Одой к радости".

 

Радость - это главное, что изменяет, преображает душу человека, соприкоснувшегося с каким-нибудь из великих шедевров, каждый из которых является в той или иной степени островком радости и света. Достаточно вспомнить загадочную "Мону Лизу" с её дивной софийной улыбкой или окрылённую Нику Самофракийскую - образ неудержимой, победной радости.
Одна из самых радостных православных икон - "Богоматерь Донская", написанная Феофаном Греком. Великий иконописец сумел неподражаемо передать материнскую ликующую радость Пресвятой Богородицы. Ощущение праздничности и духовного веселья усиливают голубой и золотой тона. Вся икона, а особенно лик Матери и Младенца пронизаны тихим внутренним светом. Мягкие, округлые линии придают образу теплоту и покой. Работники Третьяковской галереи говорят, что можно увидеть, как светлеют и меняются лица посетителей музея, взглянувших на "Богоматерь Донскую".
Наш мир уже мало похож на тот дивный, новый мир, сотворённый "при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости" (Иов 38.7). И всё-таки Царство Божие постепенно прорастает в этом мире, пусть незаметно, беззащитно и робко. И картины на улицах города - один из образов этого. И каждый из нас призван в меру своих сил участвовать в этом преображении, превращении всего мира и нас самих в новый Иерусалим, приготовленный и освященный, украшать лицо земли.

 

Обсудить на форуме