Андрей Каленов
Об опытности
.


Из творений апостола Павла мы знаем, что опытность является одной из ступеней нашего духовного роста - «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой находимся и хвалимся надеждою славы Божьей. И не этим только хвалимся, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности – надежда; а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Рим.5.

Не только апостол Павел говорит о том, что опытность происходит от терпения, но и у святых отцов, например у Макария Великого и Антония Великого. У Антоноя Великого можно найти прекрасную лествицу духовного делания, в которой говориться об опытности – науке и надежде - уповании – «Прежде всего не считай себя чем-либо, и это породит в тебе смирение, смирение же породит науку (опытность и здравомыслие) наука же родит веру, вера же родит упование, упование же родит любовь, любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре).

Как мы видим опытность происходит от терпения, а от опытности происходит надежда (упование).

Апостол Павел в послании к Евреем пишет, что «Твердая пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла», и далее «желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования».

Что же такое опытность? Как ее приобрести? Как стать опытным?

У Исаака Сирина и Марка Подвижника можно найти описание, каким образом рождается в нас опытность:

У Марка Подвижника читаем - «Знание дел (деятельное благоразумие) прибывает по мере исполнения заповедей, а познание истины – по мере надежды на Христа», как мы видим, опытность в нас рождается от исполнения заповедей и от надежды.

Далее Марк Подвижник объясняет, каким образом сочетается в нас делание и надежда (см. Послание апостола Иакова о вере и делах) - если хочешь спастись и в познание истины прийти, напрягайся всегда возвышаться над чувственным и надеждою прилепляться к Единому Богу. Обращаясь таким образом с понуждением себя внутрь, встретишь начала и власти, ведущие с тобою брань приражениями помыслов, но побеждая их молитвою и пребывая благонадежным, возымеешь благодать Божью, избавляющую тебя от грядущего гнева.

Исаак Сирин об этом пишет, так - Первое ведение бывает следствием непрестанного занятия и рачительности обучения; второе – следствием доброго жития и разумной веры; а третье дано в жребий одной вере, которою упраздняется ведение и дела приемлют конец.

Последенее по Исааку Сирину рождается незримо - Царствие небесное внутрь вас есть (Лук. 17, 21), – не прообразованием питает надежду, не с соблюдением приходит, но внутри образа, запечатленного в сокровенном уме, открывается само собою, без помышления о нем.

Макарий Великий говорит об этом так - Духовное действие Божьей благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу и с течением времени покажет опытность и терпение. Ясные образцы сего порядка представим из Богодухновенных Писаний (9, 1).

Итак, опытность приобретается во-первых от обучения, во-вторых от делания (исполнения заповедей), в-третьих от незримого действия Духа Святого внутри нас.

Остановимся на опытности, которая приобретается от делания.

Нил Синайский пишет, что училище опытного ведения есть жизнь деятельная, которую восприяв трудолюбнейше, и себя узнаем, и помыслы различать научимся, и Бога уведаем.

Преподобный Никон Оптинский пишет, что нужно нам глубже вникнуть в самих себя и тщательно проследить за своими помыслами, чувствами.

Преподобный Исихий говоря о борьбе с помыслами использует термин трезвение - Трезвение есть твердое водружение помысла ума и стояние его у двери сердца; так что он видит, как подходят чуждые помыслы.

Апостол Петр пишет о трезвении так : трезвитеся и бодрствуйте, зане супостат наш дьявол, яко лев рыкая ходит иский кого поглотити, ему же противитеся тверди верою (1 Пет. 5, 8-9).

И так задача опытности, это научиться различать помыслы.

У Петра Дамаскина можно найти мысль, что все помыслы бывают трех устроений: человеческий, демонский и ангельский.

При этом надо понимать, как пишет Иоанн Кассиан Римлянин, что - Все сущее и бывающее в мире, трояко есть, именно, – добро, зло и среднее.

Итак, пишет Святой - нам надо узнать, что собственно есть добро, что зло, и что среднее, чтоб наша вера, будучи ограждена верным ведением, во всех искушениях пребыла непоколебимою.

Далее он говорит, что - В делах человеческих ничего не должно почитать существенным добром, кроме одной душевной добродетели, которая, искреннею верою приводя нас к Богу, понуждает непрестанно прилепляться к сему неизменному добру. И напротив, ничего не должно почитать злом, кроме одного греха, который, отделяя нас от благого Бога, связывает с злым дьяволом. Среднее есть то, что может быть относимо к той или другой стороне, судя по качеству и расположению пользующегося тем, как-то: богатство, власть, почесть, телесная сила, здоровье, красота, самая жизнь или смерть, бедность, немощность плоти, напраслины и прочее сему подобное, что по качеству и расположению пользующегося тем может служить или к добру или к злу.

Так например и психология может быть использована человеком для понимания., того что с ним происходит и почему он так или иначе реагирует, на какие либо внешние воздействия или внутренние переживания, чтобы в последствии направить все свои душевные силы для сочетания в себе Добра, но в тоже время человек может использовать психологию как средства для достижения одного богатства, человеческой славы, власти или обольщения, забыв о Боге и любви к ближнему.

Итак, можно сказать, что опытность это умение различать помыслы, а так же умение с одними бороться, если они несут с собой зло (страсть), а другие принимать, если они от Бога.

Об источниках помыслов можно прочитать у Аввы Фаласия -есть три источника, из которых получаются помыслы: чувства, память и полносочие тела; докучливее же из них те, которые исходят из памяти.

Максим Исповедник об этом пишет так, что – «Ум получает страстные помыслы следующими тремя путями: чрез чувства, чрез состояние тела, чрез воспоминание. Чрез чувства, – когда производящие на них впечатление вещи, как такие, к которым мы имеем страсть, возбуждают в уме страстные помыслы; чрез состояние тела, – когда несоблюдением воздержания в питании, или действием демонов, или какой-нибудь болезнью изменившееся состояние тела побуждает его к страстным помыслам, или к восстанию на Промысел; чрез воспоминание, – когда память возобновляет помышления о вещах, к коим мы пристрастны и возбуждает в уме сим образом страстные помыслы».

О началах действия страстных помыслов говорит Марк Подвижник начала действий суть два приражения помыслов, не примечаемые умом: похвала человеческая и угождение телу, которые, когда невольно приражаются к нам, прежде согласия с ними воли нашей, не составляют ни порока, ни добродетели, но служат лишь обличением склонности нашей воли, куда мы преклоняемся.

Как мы видим, что задача страстных помыслов разрушить нас, сделать нашу жизнь безблагодатной, поэтому их нужно не допускать в внутрь себя в наше Царствие Небесное.

Преподобный Исихий. так описывает борьбу со страстными помыслами - Ум с умом невидимо сцепляется на борьбу, – ум демонский с нашим. Поэтому каждую минуту нужно из глубины души взывать ко Христу, чтобы Он отогнал ум демонский, добычу же победную даровал нам, как Человеколюбец.

Далее он рассказывает, что брань эту мысленную будем вести в таком порядке: первое дело – внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысел, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье за тем дело – помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтобы иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким либо искусным фокусником.

Марк Подвижник об этом пишет так, если хочешь спастись и в познание истины прийти, напрягайся всегда возвышаться над чувственным и надеждою прилепляться к Единому Богу. Обращаясь таким образом с понуждением себя внутрь, встретишь начала и власти, ведущие с тобою брань приражениями помыслов, но побеждая их молитвою и пребывая благонадежным, возымеешь благодать Божью, избавляющую тебя от грядущего гнева.

Из приведенных цитат видно, что для различения помыслов нужно внимание, а для борьбы с ними - желание не согрешить, а лучше проявление гнева, если нет гнева, но все же есть желание не согрешить нужно, обратиться за помощью к Богу с молитвой.

Резюмируя выше сказанное можно сказать, что - опытность это сочетание в себе добра.

И все же - Как стать опытным? С чего начать?

Например - Преподобный Амвросий Оптинский наставляет – «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься, и прочее». То есть необходимо сначала разобраться в своих чувствах, мыслях и действиях подробно, не упуская мелочей. Это путь приобретения опытности, которая помогает в различении помыслов и отделении добродетелей от страстей даже там, где раньше мы этого не замечали (видимо здесь может в том числе помочь и христианская психология).

У Петра Дамаскина можно найти описание препятствий в духовной жизни христиан, в том числе и для получения опытности - сомнение в помощи Божией, стыд спрашивать со смирением, удаление от безмолвия и чтения, любовь к попечениям и беседам, с мыслию в них найти покой, что невозможно. Напротив, поясняет он, в такое время еще более укореняются страсти, усиливаются искушения и умножаются малодушие, неблагодарность и беспечность от многого неразумия.

Преподобный Исихий призывает к внимательности - Пребывай во внимании ума и не будешь преутружден искушениями. Отступая же от него, терпи, что найдет.

Признаками опытности пишет Петр Дамаскин являются: слезы и сокрушение души пред Богом и то, чтобы прибегать к безмолвию и к Богу с терпением, с трудом испытывать писания и с верою желать (достигнуть) цели Божией.

О результате опытности читаем тоже у Петра Дамаскина:

Ибо опытность не имеет скорби, ни искушения, а может быть, и брани. Если же и попущено будет несколько побороться, то это искушение делается для опытного причиною многой радости и пользы, ибо оно попускается Богом для научения (большей) опытности и получения мужества против враговВ этой деятельности

Как мы видим опытность, это результат каждодневного труда, который мы выбрали, приняв Христа. На этом путь много трудностей, но мы обязательно его пройдем, Иоанн Лествичник ободряет нас в этом - Да дерзают раболепствовавшие страстям и покаявшиеся! Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом недуговали; но по выздоровлении будут для всех светилами и врачами, светильниками и наставниками, объявляя свойства и виды каждого недуга, и своею опытностью спасая близких от падения.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -

-Обсудить на форуме-