Андрей Каленов
О стыде.


Чувство стыда присуще каждому человеку, каждый из нас чего то стыдиться или стыдился. Это статья некая попытка поговорить о природе стыда, о его воздействии на поведение человека, о его духовной пользе и о его вреде.

 Для начала сделаем некоторое предположение, что стыд это некоторая сила души, данная нам Богом при сотворении, но, как и другие силы души в процессе грехопадения изменили свою духовную направленность, так и стыд.

Григорий Синаит пишет что «когда душа чрез вдуновение создана была разумной и мысленной, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний. Равным образом и тело создав, Он не вложил в него в начале гнева и похоти неразумной; но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мертвость, тленность и скотность».

Стыд можно расценить, с одной стороны, как некий инстинкт сохранения себя в обществе, и как следствие этого подчинение человека морали общества, так и с другой стороны, которая характеризуется подчинение человека страстям (гордыня, тщеславие, похоть и т.п.) и как следствие этого подчинение греху.

Естественно общественные установки, в основе своей, не являются деструктивными. «Cоздать семью», «завести детей», «иметь работу» - это как учат Святые отцы, является «среднем», естественным для человека. Но важно, чтобы общественные и групповые установки не перекрывали человеку стремление к духовному росту, общению с Богом, не подменяли истинную духовность – Христа - суррогатами. Об этом пишет апостол Павел «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение свое»» 2 Тим. 4,3-5.

Вал семейных установок, общественных правил, национальных традиций, мнений и способов поведения обрушивается на человека со всех сторон. Без «стержня», без опоры, без камня (Мф. 7,24), человек начинает «проседать», теряя духовные ориентиры. Он принимает навязанную «миром» идеологию. Ты не такой как все, а значит, тебе должно быть «стыдно». Тебе нечем похвалиться, стыдно признать, что у тебя чего-то нет и если нет, и ты к этому не стремишься, ты не такой как это общество – значит ты изгой.

Многие так и живут с этими установками всю жизнь, подчиняясь всем и всяческим правилам, стыдятся нарушить навязанные им принципы и терпя от этого большой урон, как в личной жизни, так и в работе, но главное в отношениях с Богом.

У христиан есть преимущество – это Христос, который является нашим «Камнем» (1 Петра 2,4-7) , нашим ориентиром как в мире духовном, так и в мире людей. Он учит нас не только принимать других людей, но главное не осуждать и принимать самого себя.

В Библии действие стыда мы видим с самого начало повествования о человеке. Бог увидел, что человек начал стыдиться себя. Сначала своего тела. И, не мудрено, быв облеченным в нетленные одежды человек стал скотом (Пс.48,13) хотя и совершенным, а затем своих действий, мыслей и своих чувств.

Макарий Великий об этом событии пишет так:

Самый первый человек, увидев себя нагим, устыдился. Столько бесчестия в наготе! Если же и телесная нагота подвергает такому стыду, то тем паче большим покрывается стыдом и бесчестием страстей та душа, которая обнажена от Божественной силы, не имеет на себе и не облечена по всей истине в неизреченную, нетленную и духовную ризу Самого Господа Иисуса Христа. И всякий, кто обнажен от оной Божественной славы, столько же должен стыдиться себя самого и сознавать бесчестие свое, сколько устыдился Адам, будучи наг телесно: и хотя сделал себе одеяние из смоковных листьев, однако же, носил стыд, сознавая свой нищету и наготу. Посему такая душа да просит у Христа, дающего ризу и облекающего славой в неизреченном свете, и да не делает себе одеяния из суетных помыслов, и да не думает, обольщаясь собственной праведностью, что есть у неё риза спасения.

Стыд перед Богом человек попытался с начало скрыть фиговым листом, а затее стал скрывать похотью, тщеславием, гордостью своего сердца.

Авва Исайя пишет что: пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий. Когда же освободится от страстей, стыдится возвести очи свои на небо пред Бога, видя себя крайне отдаленным от Бога, и далее - Горе нам, что стыдимся лица человеков, когда грешим, а на стыд вечный никакого внимания не обращаем.

Антоний Великий говорит о различных природах стыда:

- Святое Писание удостоверяет, что стыд бывает двоякого рода: один, от которого рождается грех; а другой, от которого происходит слава и благодать (Сирах. 4, 23 – 25). Стыдение сделать грех есть истинный и спасительный стыд; стыд же, из которого рождается грех, есть стыдение препятствующее приводить в исполнение заповеди Божии.

Ефрем Сирин вразумляет, что - не будем ждать, пока придет смерть, чтоб не остаться нам в стыде в воскресение мертвых; когда Святые облекутся в светлую ризу, какую уготовали себе добрыми делами. Если увидим тогда себя не только обнаженными светлой славы, но и очерненными, исполненными зловония, то какой стыд овладеет тогда нами? – Постараемся же о том, чтобы не подвергнуться такой опасности, вступив в подвиг покаяния и очищения себя от страстей.

Антоний Великий пишет, что человек не должен стыдиться делать того, что согласно с волей Божьей, и в деле истины не таится; не боятся возвещать учение Господне, или словеса премудрости.

Исправление стыда, т.е. правильного его действия направленного на предотвращение греха начинается, как пишет тот же Антоний Великий, с исповеди. Он увещевает, что не надо стыдится свои грехи открывать духовному отцу своему.

Вторит ему и Иоанн Лествичник - не прельщайся духом возношения и возвещай отцу своему согрешения свои, не укрываясь; потому что без самопосрамления невозможно избавиться от вечного стыда. Обнажай струп свой врачу и не стыдись сказать ему: "отче, моя это язва, моя рана; она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености: никто не виновен в ней, ни человек, ни дух, ни тело, ни другое что либо, но только мое нерадение".(см. Пс 9, 16).

Преподобный Исихий говорит еще об одном способе (естественно в купе с исповедью) исправления действия сил души - если истинно хочешь покрыть стыдом помыслы, достодолжно безмолствовать и без труда трезвенствовать сердцем; да прильпнет к дыханию твоему молитва Иисусова, – и в немного дней увидишь это на деле.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
Обсудить на форуме