Андрей Каленов
О терпении.


Для любого человека терпение является важным элементом духовной жизни. О важности терпения говорит Христос, святые Апостолы, святые Отцы, например Ефрем Сирин подчеркивая важности терпения, приводит строки из послания апостола Павла к Евреям - «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обетованное» (Евр. 10, 36).

В терпении происходит спасение (Лук 21.19), терпение сохраняет надежду (Рим. 15.4), дает опытность (Рим. 5.4) и благочестие (2 Пет. 1.6), делает душу без злобной (Иоанн Кассиан, Максим Исповедник)) и противостоит унынию (Исаак Сирин, Нил Синайский).

Терпение же, как пишет Апостол Иаков, должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак 1, 4).

Из приведенного видно, что терпение является ключевым фактором духовной жизни человека, без него невозможно обрести спасение, достичь совершенства, приобрести опытность и даже иметь надежду. 

Каким образом действует терпение? Чем терпение отличается, например от подавления? Может ли человек свой волей включать и использовать этот механизм? Не приведет ли это, как может показаться на первый взгляд, к подавлению личности, к блокированию эмоциональной сферы, к потере чувств?

А может быть терпение, это дар Бога, и стоит просто уметь ждать: И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и, как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень. Потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. Мр 4,26-29.

На эти и другие вопросы о терпении поищем ответы в Священном писании и в Святом предании:

Из творений Святых Отцов можно узнать, что терпение связано с одной стороны с мужеством (т.е. с готовностью принимать) –

Например - Нил Синайский пишет, что во всяких трудах твоих да предводительствует всем мужественное терпение; потому что против тебя всею злобою ополченным стоит уныние, и наблюдая за твоими трудами, пытает их все, – и если найдет, что какой-нибудь из них не укреплен терпением, то делает его несносно тяжелым.

 смирением (принятием) –

Читаем у Иоанна Кассиана - истинного терпения и благодушие ни приобрести ни сохранить нельзя без сердечного смирения. Ибо никому не неведомо, что терпение получило свое имя от перенесения прискорбностей, и потому никто не может быть провозглашаем терпеливым, кроме того, кто все, причиняемое ему, переносит без тревоги.

И в тоже время терпение является даром свыше –

Об этом молитва Ефрема Сирина – «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему», и еще из его творения: долготерпение – прекрасный дар; оно изгоняет раздражительность, гнев и презрительность, приводит же душу в мирное состояние.

Максим Исповедник в своих сотницах о любви приводит беседу старца с иноком о том, как любовью укрощать гнев:

Старец вначале объясняет свойства терпения - быть твердому духом в несчастиях, сносить всякое зло и ждать конца искушению, не позволяя проявляться гневу, или сказать неразумное слово, или заподозрить что, или подумать что не приличное благочестивому человеку, как говорит Писание: терпеливый до времени удержится, и после вознаграждается веселеем. До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о благоразумие его.(Сирах. 1, 23. 24).

Далее старец поясняет - Таковы свойства долготерпения! – И не это только, но еще и то, чтобы себя самого считать причиной искушения есть свойство долготерпения. А может быть и в самом деле так есть (т.е. что причина в нас). Ибо много из случающегося с нами случается в научение нас, или во очищение прошедших грехов, или в исправление настоящего нерадения, или в предотвращение будущих падений. Кто помышляет, что искушение случилось с ним для чего-либо одного из показанного, тот не станет гневаться, будучи бием, – особенно, когда сознает при сем за собою грехи; не станет обвинять того, чрез кого искушение: ибо чрез него или чрез другого, всячески он должен был пить чашу судов Божиих;

Затем старец говорит, что нужно воззреть к Богу умом и возблагодарить Его, попустившего искушение, обвиняя себя одного и охотно принимая вразумление, как поступил Давид, в отношении к Семею и Иов в отношении к жене. А неразумный часто просит у Бога милости, когда же приходит милость, не принимает, потому что пришла не так, как ему хотелось, а как судил полезным Врач души. Почему малодушествует, мятется, – и то на людей гневается, то на Бога изрыгает хулу; и таким образом и неблагодарность обнаруживает, и врачевства от вразумительного жезла не получает.

Малодушие является как бы противоположной чертой терпения, неким искушением, связанным с одной стороны с недоверием Богу, а с другой вызванное  слабостью души, а может быть ее неразвитостью.

О малодушии как о ином роде искушения пишет Исаак Сирин – малодушием по недостатку терпения. Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению; потому что терпение в человеке отражает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения, – и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человеку трудно найти такую силу в скорбях своих без Божественного дарования, обретаемого неотступною молитвою и излиянием слез.

Из приведенных текстов мы видим, что терпение это способность принимать прискорбности, но в тоже время и сохранять мир в душе, способствуя врачеванию тех частей души, в которых внешнее воздействие обнаружило грех.

Гнев до грехопадения был оружием против греха, т.е. не позволял греху (помыслам) проникнуть внутрь человека «посекая» их на дальних рубежах, но в настоящее время гнев направляется или на другого человека или на пораженные участки души, блокируя, подавляя их. Дело терпения исправить действие гнева (научиться направлять его на грех, а не на другого человека или на участки соей души) и сохранить в душе мир.

И еще можно сказать, наверное, так - Терпение защищает душу, когда гнев бессилен (мы не можем и не должны разрушать самих себя).

Исправление происходит через принятие, а затем исповедание, об этом читаем у Иоанна Лествичника: добровольное терпение всего скорбного есть настоящий, спасительный путь покаяния.

Итак, терпение дает время нашей душе измениться, делая ее цельной, а подавление наоборот блокирует, т.е. как бы отказывается от части себя и в дальнейшем это разрушает душу, но опора самого терпения это Христос, только Его силою мы можем устоять в терпении.

Терпение как бы взращивает остальные добродетели, не давая греховным страстям смять их, когда они еще слабые.

Ибо так говорил Господь Иеремии, пишет Иоанн Кассиан поясняя действие терпения: И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеной на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя: ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя. (Иерем. 1, 18. 19).

Ефрем Сирин пишет, что добродетель познается не в унынии, но в терпении. Терпение же обновляется и укрепляется, когда ум занят созерцанием и Божественным поучением. Если же ум отступит от сей благодати и от сего достоинства, то действительно сделается бедным и немощным. Поэтому, свергнув с себя пристрастие к вещественному, упражняй ум свой в оном Божественном делании. И не будет у тебя потребности переносить тело с места на место, и изнурять оное странствованиями без благословных причин. Ибо Царствие Божие внутрь нас есть (Лук. 17, 21).

Само терпение тоже имеет свойство постепенно и постоянно возрастать.

Иоанн Кассиан объясняет, что не тогда терпение похвально и достойно удивления, когда внутреннее спокойствие хранится, не будучи потрясаемо никакими стрелами врагов; но тогда величественно оно и славно, когда пребывает непоколебимым, во время устремления на него бури искушений. Ибо никому не неведомо, что терпение получило свое имя от перенесения прискорбностей, и потому никто не может быть провозглашаем терпеливым, кроме того, кто все, причиняемое ему, переносит без тревоги.

Далее он пишет, что - и не было бы, как мы сказали, похвально мужество какого либо праведника, если бы он являлся победителем, не будучи искушаем. Да и места не могла бы иметь победа, если бы не было вражеского нападения. Ибо блажен человек, который переносит искушение; потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1, 12). И по Апостолу Павлу сила Божия, не в покое и утехах, а в немощи совершается (2 Кор. 12, 9).

Итак, как мы видим, терпение это духовная сила, которая дает возможность расти нашему духовному телу не блокируя, а постепенно принимая все части нашей души.

О постепенном принятии душой Божественной благодати по мере веры каждого можно прочитать у Макария Великого - И не думай, чтобы в ком-нибудь озарялась вся душа, внутри ее остается еще великая пажить пороку, и человеку потребны великий труд и усилие, соглашенные с действующею в нем благодатью. Поэтому-то Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение, сохраняет ли оно всецелую любовь к Богу, ни в чем, не сдружаясь с лукавым, но всецело предавая себя благодати. Таким образом, душа, в продолжение времени и многих лет оказывающаяся благоискусною, ничем не преогорчевающая и не оскорбляющая благодать, в самой постепенности находит для себя помощь. И сама благодать овладевает пажитью в душе, и по мере того, как душа многие годы оказывается благоискусною и согласною с благодатью, до глубочайших ее составов и помышлений пускает корни, пока вся душа не будет объята небесною благодатью, царствующею уже в этом сосуде.

Предел же терпения как пишет блаженный Диадох епископ Фотики - неуклонно стоять в терпении (см. Иерем. 1, 18. 19).

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-