Георгий Мстиславов, сын Колосов
Фотография в Церкви. Фотограф в Церкви. Фотограф Церкви.
Церковь – двухтысячелетнее собрание в тайне, и
поэтому не удивительно, что большинство снимающих ее не ведают, что творят
(а запрещающие снимать не знают, что запрещают). Между тем, понимание фотографии
как прекрасного исторического свидетельства о Церкви возникло очень давно: 150
лет назад новейшую технологию сам Афон принял из рук одного санкт-петербургского
профессора. И на Святой Горе начал складываться огромный фотоархив. А на нашем
"Северном Афоне" – Валааме в начале XX века
в фотоцехе трудились 18 монахов – ответ на реальный спрос. Встречается такое
понимание и сегодня. Однако, всё это фотография как история.
Преданием Церкви фотография может стать тогда, когда сделается ''иконописью
с натуры''– изображением людей и действий явно
не от мира сего. А сам характер изображения перестанет быть натуралистическим.
И монокль как оптический инструмент с "мистической сверхпроводимостью" окажется
здесь как нельзя более кстати.
Но полноценная работа фотографа в Церкви должна
быть обоюдной. Увы! – главному – сосредоточенной молитве человек с аппаратом
не мешать не может. И при взаимном непонимании конфликт неизбежен – внутренний
подчас хуже внешнего. Поэтому необходимый церковный опыт снимающего в идеале
должен встретиться со всесторонней поддержкой общины – приходской или монастырской,
не важно. Чтобы стяжать ее нужны немалое время и гласная помощь начальствующего
– игумена монастыря или настоятеля храма… Строго говоря, от всех проблем избавляет
только общая полнота веры. А пока этого в нас и в помине нет, надо быть всегда
готовым смиренно опустить камеру. Фотограф, однако, должен для себя решить, кто он
– хроникер или художник. Дополнительная специфика последнего: полное
растворение в таинстве – в парадоксальном сочетании с апостольским дерзновением
это таинство изобразить. Дерзновением не только в обновлении сюжетов, но и
непременно в поисках форм. Возможно ли такое? Прецедент в смежной
области есть. …Иконопись драгоценна для нас еще и как древнейший
опыт изображения мира невидимого. Опыт, в котором на круг отрицательного больше,
чем положительного. Я никогда не пойму, почему изображение, призванное через
зримый образ соединять нас с Первообразом, попирает законы
визуального восприятия. Так, даже на лучших образцах монохромный, тонко прописанный
лик едва виден из-за соседства цветастых пёстрых одежд. Не говоря
уже о диком «синодальном реализме» или, наоборот – нечитаемой символике с бессмысленной
детализацией – такими, что "или-или": или расшифровывай, или молись. Полупрозрачная, лаконичная и почти монохромная фреска
представляется мне несравненно ближе к "оригиналу". И здесь прежде всего
стоит взглянуть на Феофана Грека и на его безвестного современника с новгородского
Волотова поля. В их гениально-свободной ''живописи будущего'' (после которой
вялы и скучны все необъятные монументалисты XX века) фотограф Церкви найдет
для себя образцы той самой апостольской дерзости – и в толковании сюжетов и
в ярости форм. Как следствие – в глубине откровения. …Мои студенты и слушатели мастер-классов не единожды
доносили до меня слова иных мэтров о том, что фотография полностью исчерпалась
(на них, очевидно). Согласиться с этим – всё равно, что согласиться с концом
творения. Предметное опровержение: фотография как церковное искусство только
начинается. И, полагаю, это самое интересное, что может открыться в ней в будущем.
Вопрос "что делать?" не стоит. Для фотографа Церкви пожизненно актуальны
две темы: Покаяние и Пасхальная Радость. Обращенные во внешний
мир, они должны восприниматься не иначе, как проповедь – лучшее,
что на этом свете может сказать художник. 2005 год