Георгий Мстиславов, сын Колосов
Встреча или лабиринт духа


Свидетельское качество фотографии – это, кажется, то единственное, чего никто и никогда в ней не оспаривал. Пресловутая «документальная природа» была в свое время даже жупелом против фотохудожников. Но если взглянуть на фотографию как на таинство, можно с уверенностью сказать: мы не знаем, мы не можем предугадать, что и как она засвидетельствует.

...Когда один церковный художник, около года проработавший на росписях Храма Христа Спасителя, предложил братии нашего прихода экскурсию на внутренние леса (примерно за неделю до их разборки), у меня были все основания задуматься. Полутора годами раньше я посетил в Академии Художеств выставку эскизов к этим росписям. Современный заказной труд, сделанный по старым фотографиям и по немногим сохранившимся оригиналам. Ужас от этого зрелища буквально парализовал мою речь на три дня. Если я и пытался говорить, то только об этом. Общий вывод: если это – духовный слепок России, то ее ждет неминуемая гибель. Одеревеневшая телесность, пустые или – страшнее – горящие сатанинской злобой глаза – такими предполагались горние образы для главного храма России. Экскурсия наша была назначена на шестое ноября – день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», один из моих личных праздников. Новых искушений в этот день я не хотел. До сих пор не знаю, что заставило меня решиться. Захватив с собой на всякий случай одну «зеркалку» с моноклем F-32 мм. и три пленки, шестого ноября 1999 года на полтора часа я оказался в храме.

...Леса доходили до центрального барабана – более сорока метров высоты. Живопись, предназначенную к рассматриванию с такого расстояния, можно было потрогать. Переменившая масштаб и руку исполнителя, она уже не ужасала. Ее пространство сталкивалось с пространством лесов, местами освещенных (работы почти завершились) и превращало в призраки посторонних ему людей. Неожиданно для себя я стал снимать. Некоторые сюжеты просто как композиции, другие – через силу и с откровенным отвращением, понимая уже, что я призван засвидетельствовать нечто, превосходящее мое понимание. Насколько это все мало зависело от меня, коллеги выведут хотя бы из такого факта: при выдержках 1/2 – 1/8 сек. с рук на две с половиной катушки – всего две смазки.

…Задним числом, возвращаясь к этим фотографиям в течение многих месяцев, я понял, что в той встрече – встрече малой части современного церковного народа с внешним символом современной же Русской Православной Церкви, как в капле воды, можно прочитать ее, Церкви, духовное состояние. Отсюда и название всей серии, вынесенное в заголовок.

...Фотография остается фотографией до тех пор, пока она сама – встреча. И является уникальным по глубине свидетельством еще и потому, что по высшему счету от нас не зависит.

2001 год.


Георгий Колосов

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-