Ирина Якушева
«Прекрасный дилетант» на пути к джазу


Недавно (24ноября) я побывала в Доме композиторов, на джазовом концерте, проходившем в рамках фестиваля «Московская осень»,на нем исполнялись произведения разных российских авторов, в т.ч. пьеса Олега Степурко. Узнала о концерте от самого Олега и решила, что обязательно пойду. Во-первых, чтобы поддержать руководителя нашей евангельской группы, а во-вторых, чтобы послушать хорошую музыку.

17лет назад я писала о рок-группе «Звуки Му», брала интервью у Петра Мамонова и на мой вопрос о рок-музыке он сказал, что для него нет разницы: рок или не рок, а есть хорошая и плохая музыка. С тех пор я тоже делю музыку на плохую и хорошую, независимо от жанра и направления. А воспринимаю музыку чисто эмоционально, с позиции «прекрасного дилетанта».И иногда пишу статьи, не о музыке, а о своем восприятии музыки. Такая позиция, как оказалось имеет право на существование.

Вот и на этот раз Степурко сказал мне, что ему будет интересен мой свежий взгляд. Хочется верить, что , действительно, будет интересен. И не только Олегу.

В первом отделении выступала «тяжелая артиллерия»,как сказал ведущий: биг бэнд под управлением В. Вепринцева, «коллекция ветеранов российского джаза». Исполнялись произведения 7 авторов. Первый композитор (Шамиль Бяшаров) сразу задал радостный настрой своей сюитой «Родные напевы».Было в ней что-то ностальгически-советское, что ассоциировалось у меня то ли с «Голубыми огоньками»,то ли с пионерским детством 70-х годов.

Вторым был концерт Юрия Маркина для саксофона с оркестром, к концу которого я окончательно и бесповоротно влюбилась в саксофон, особенно понравилась вторая часть лирическая.

Конечно, я с большим интересом ждала пьесы Степурко. К моему удивлению он вышел с флюгельгорном (а говорил, что не будет играть сам).Ведущий представил его как музыканта, гармонично владеющего двумя инструментами: трубой и флюгельгорном. Сказал, что Олег успешно сочетает в себе два творческих начала: музыканта и композитора и добавил, что этого человека он никогда не видел без улыбки. А вот в пьесе «Рождественская ель» была явная грустинка. Оно и понятно, ель-то рождественская. Сперва «мы в пух и прах наряжали тебя»,потом «и в суете тебя сняли с креста/и воскресенья не будет»(Булат Окуджава).Музыка была нежной, движения музыканта мягкие, пластичные (что при его габаритах воспринималось почти фантастически).Все это завораживало, и мне хотелось только одного, чтобы музыка не заканчивалась, а концерт был сольным. Но, увы, Степурко выступает редко, а на том, единственном концерте в джаз-клубе на Брестской, на котором я успела побывать, было по-другому: льющаяся через край радость…Олег говорил, что джаз-клубы закрыли, может, грусть была связана и с этим…

Музыкант спустился в зал, а концерт продолжался. В сюите Константина Акимова «Посвящение» звучал женский вокал (Ольга Олейникова). Запомнились «Милая Элла» и «Блюзовый квадрат»,в котором вокал прекрасно сочетался с двумя саксофонами и трубой. Очень понравился широкого диапазона голос исполнительницы.

Вокальное произведение, к сожалению, было единственным, зато саксофон продолжал радовать. На это раз в произведении Юрия Чугунова,он был представлен ведущим как саксофонист и теоретик. К сожалению, к этому времени я уже слегка устала от непривычно громкого звучания, поэтому отметила для себя только вторую часть, где саксофон сочетался с перкуссией.

В перерыве я подошла к Степурко, и рта не успела раскрыть как он представил меня эссеисту Юрию Табаку, участнику первых молитвенных групп, Олег посоветовал мне почитать работы Юрия в Интернете. После этого Степурко убежал к своим ученикам, и больше я его не видела.

Подсела к Наташе, знакомой по форуму на сайте Косьмы, она была с мамой. Мы сошлись на том, что концерт замечательный и что в Дом композиторов ходить стоит. Это я проинформировала Наташу, что билеты можно купить за полчаса до концерта, а меня проинформировал Степурко. Он сказал, что сюда никто не ходит. И ошибся. Желающих попасть на концерт было много, а билеты оказались распроданными заранее. Администрация вместо того, чтобы выставить безбилетников на улицу, просила подождать, пока пройдут все по билетам. Какая культурная администрация и какая приятная публика: ни злобы, ни толкотни…Попали все, кто хотел, кто- то чуть раньше, кто- то чуть позже. Меня «выловил» из толпы Степурко, за руку протащив в зрительный зал и отправив в самый дальний ряд, откуда было все хорошо видно и слышно (зал очень уютный). Чуть позже там же появилась Наташа с мамой. Неприятные минуты вначале полностью компенсировались концертом, к тому же и бесплатным.

Во втором отделении уже не было «тяжелой артиллерии»,выступали:

«Александр джаз трио»,квинтет А.Осейчука, пианист Даниил Крамор и ансамбль «Мы из джаза».

Я снова была очарована саксофонами: на этот раз в дуэте А.Осейчука и Жанны Ильвер в пьесе «Когда ничего не происходит».Мне очень захотелось побольше узнать о саксофонистке, побывать на ее концертах. Ее саксофон казался маленьким и звучал проникновенно.

Появление Даниила Крамора, имя которого у всех на слуху, слегка меня озадачило: он-то что делает на джазовом фестивале? Он шутил, непринужденно импровизируя, так, будто ему это ничего не стоит, будто для него это беззаботная радость. Публика не хотела его отпускать. Бурю эмоций вызвала импровизация на темы Моцарта. Как надо играть, чтобы так «прикалываться»!

А тем временем концерт подходил к концу. Завершал его ансамбль «Мы из джаза» в обновленном составе. Сам ведущий оказался руководителем этого ансамбля. Он прекрасно вел концерт в течение четырех часов, и тут вдруг сел за рояль, забыв представиться. Скорее всего он думал, что ему и не нужно представляться. Ну, откуда ему знать, что в зале, в последнем ряду сидит «прекрасный дилетант на пути к джазу» и думает: «Ну, надо же, какие интересные эти профессиональные музыканты, а я-то думала, что все они - академические зануды (Степурко не в счет)». Мой давний стереотип, возникший во времена общения с рок-музыкантами, рухнул к концу концерта.

А завершал концерт «Белый блюз»,который радостно исполняли молодые талантливые(как сказал руководитель и ведущий) музыканты, а я думала, раз начинают «ветераны джаза», а заканчивают молодые, значит есть преемственность в джазе!

И спасибо всем, кто дал нам, присутствующим на концерте, возможность познакомиться с таким огромным «пластом джаза».

 

Ирина Якушева,26 ноября 2007г

 

Отклик Олега Степурко:

Ира! Статья прекрасная и неожиданная - ибо что мне было не близко - Вас зацепило и наоборот.

Ведущий - это председатель джазовой секции - народный артист - Анатолий Кролл. Автор музыки "Мы из джаза". "Зимний вечер в Гаграх" и т. д. Шамиль не Башаров, а Бяшаров - татарин. По сложившейся традиции мы с Маркиным угощали оркестр рюмочкой чая и остальную часть концерта я узнал из вашей статьи. 

Во вторник выступаю на 40-летии студии Москворечье, и в этот раз пропущу встречу. вспоминайте меня, а то я раскис, как погода. О. 

 

 

Обсудить на форуме