Ирина Якушева
Диванные размышления о джазовом концерте


Наконец-то я посмотрела диск, джазовый концерт с фестиваля «Московская осень», подаренный Олегом Степурко, а то все праздники, да праздники, не присядешь. Теперь появилось время, но: один член семейства уткнулся в телевизор, другой - в компьютер, а я, помаявшись, вспомнила о Ленкином портативном видеоплейере, поставила его себе на колени, плюхнулась на диван, воткнула в уши наушники и….оказалась на концерте в Доме композиторов.

Хотя, конечно, энергетика в зале и энергетика с экрана-вещи разные, если честно, я вообще не ощущаю энергетики с экрана…Но прочувствовать концерт и его атмосферу можно. Я умышленно не стала перечитывать степурковскую статью «Московская осень-время джазовых плодов», чтобы иметь свежее восприятие.

  Итак, с небольшим перерывом, я на одном дыхании просмотрела концерт. Общее впечатление; понравилось. Начну по убывающей. Самое сильное впечатление (разумеется, чисто эмоциональное) произвела баллада Анатолия Кролла, посвященная Юрию Саульскому. Сразу вспомнилось «Печальный парень с грустными глазами/из саксофона выдувает грусть» (как пел Юра Петлюра, безвременно ушедший). Да, грусти, в балладе хватало, и мелодия была такой близкой, такой проникновенной… И саксофонист, Тимур Некрасов, «печальный парень», мастер, вдруг заставил меня задуматься, что в своем отношении к композитору Юрию Саульскому я была абсолютно не права, воспринимая его как некоего гонителя отечественного рок-н-ролла. Когда-то рокеры мне рассказали, что на фестивале в Таллинне, во время выступления «Аквариума», жюри во главе с Юрием Саульским покинуло зал. А на Гребенщикова накатали телегу, в итоге его выгнали с работы и из комсомола, рок обрел БГ, а в моих мозгах запечатлелся образ Юрия Саульского как гонителя отечественного рока. Но… композитор, оказывается, активно способствовал развитию отечественного джаза и формально, и неформально, как сказал Кролл. Не знала. Каюсь.

  Что еще понравилось на концерте? Балалайка с виолончелью в «Русских снах Чайковского». Больше - балалайка. Ну, как наяривает! Балалайка в качестве солируюшего инструмента в оркестре, где струнные и духовые – это круто! Интересно, а у балалайки больше возможностей, чем у домры? Надо у Степурко спросить. Вот бы увидеть домру в качестве солирующего инструмента в подобном оркестре!

Очень необычно смотрелся и другой солирующий дуэт: гитары и аккордеона в пьесах моего однофамильца Юрия Якушева. Правда, в первой у меня возникло впечатление, будто солисты сами по себе, а оркестр сам по себе. Во второй такого ощущения не было. Так радостно и так задорно звучали все инструменты, как будто гитара и аккордеон всегда солировали в подобных оркестрах, и в этом нет ничего особенного. Запомнилась и другая работа этого автора: фантазия на тему «Звуков музыки». Пусть я не помню «Звуки музыки», помню только «Звуки Му», J , но мелодия понравилась, такая мажорная, светлая…

Пьесу Степурко «Гречиха» слышала на подаренных дисках и кассете. Голос Ольги Усовой нравился: сильный, красивый. Лицо увидела впервые: одухотворенное. Они оба: и солист (Степурко с флюгельгорном), и вокалистка держались так скромно и с таким достоинством, что будь я членом жюри на соревнованиях по фигурному катанию, поставила бы им шесть баллов. Здорово. Но до обидного мало. Подошла дочь. Посмотрела  запись в повторе, сказала: «И ради этого стоило приглашать заслуженного артиста?» Подошел муж, тоже посмотрел, вспомнил про счастливое пионерское детство с горном и философски заметил, что выступление на фестивале – это все равно выступление. И с этим, конечно, нельзя не согласиться, хотя, когда вручали грамоту оркестру им. Олега Лундстрема, мне вдруг вспомнилась булгаковская Маргарита в момент погрома Дома литераторов. Я ее понимаю. Ну, почему жены джазистов не летают на метле? И духовные сестры тоже…

  И как-то особенно грустно было слышать слова Кролла о том, что нет композиторов, которые пишут для больших оркестров. Композиторы-то есть, вот он, Олег Михайлович, перед вами, но почему нет музыкантов, которые смогли бы исполнить его творения? Неужели, действительно, еще не родились, те, кто одинаково хорошо знает и может исполнить джаз, классику и рок? Шальная мысль пришла в голову (и не в первый раз, кстати). А, может, «Крематорий»? Тридцатилетний Григорян выбирал музыкантов по принципу: профессионализм, человеческие качества и «только музыка». У пятидесятилетнего Армена своя студия, эксперименты с компьютером и прежняя тяга к нестандартному. Ведь записал же он внучку шамана! Неужели Степурко хуже внучки шамана? А вдруг «трубач Армагедона» опять пересечется с «Крематорием» как это было при записи альбома «Танго на облаке»? Могу я помечтать? Вдруг это и не бредово вовсе?!

 

Но вернусь к празднику джаза. Во втором отделении понравился «Забытый мотив» Основикова с автором, человеком очень немолодым, самозабвенно солирующем на рояле. Зал в такт хлопал пианисту. Еще выступали две вокалистки. Первую было почти не слышно за оркестром, вторая, исполнявшая «Золотую осень» К.Акимова, понравилась и красивым голосом, и приятной внешностью.

Герман Лукьянов «Только раз в жизни». Понравились саксофоны, вспомнила, что влюбилась в эти инструменты еще во время прошлого джазового фестиваля. Завершал концерт финал симфонии Юрия Маркина для биг бэнда., почему то не зацепил, не доросла, наверно…Да, в начале концерта была сюита Юрия Чугунова «От рассвета до заката». Очень понравилась вторая часть, где «светлый день», праздничная вещь. День бодренький такой, с саксофонами, зато закат в третьей части протяжно-заунывный, с флейтами и виолончелями как будто солнце долго не хотело садиться.

В самом первом произведении, прозвучавшем на концерте, увертюре Бориса Фрумкина, понравилась бас гитара на задворках. Хороша, хоть и на задворках.

Ну, вот, собственно и все. Теперь остается прочитать степурковскую статью и отправить эту заметку музыканту с пометкой only for you. В смысле, что не для форума и не для сайта. Просто когда вы, О.М., спросили меня, смотрела ли я концерт, и я сказала что нет, мне стало стыдно как чеховскому интеллигенту . А поскольку я пишу лучше, чем говорю, я и записала свои «диванные размышления».

 

PS 1

Перечитала статью Степурко «Московская осень-время джазовых плодов» http://www.jazz.ru/mag/417/default.htm#mos

 в журнале «Джаз Ру» на сайте Кирилла Мошкова.

 

  Порадовалась, что мое впечатление от баллады Кролла совпало с мнением студентов О.М. И вообще с интересом прочитала о том, что увидела теперь и услышала сама, что понравилось больше всего. И сам концерт, и статья Степурко заиграли новыми красками. Может, и правда, не нужно грустить, талантливое -оно прорастет и сквозь асфальт. С Божьей помощью. (Это я об Олеге и его несыгранных творениях)

 

PS2

Олегу Степурко отклик понравился. Он написал: "Я думаю, его можно поместить на форуме, тем более, что Мошков хочет повесить DVD у себя на сайте Jazz.ru»

А еще О.М. прислал фотографии, сделанные во время концерта за кулисами и с DVD

 

 

Ирина Якушева (в интернет миру Стафизагрия)

12 января 2009г

 

Обсудить на форуме