ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА
искать на странице
 
выбрать номер газеты
-журналу «ДОРОГА ВМЕСТЕ» исполнился год
-В нашем храме много различных групп
-Наша огромная страна
-ПРИХОДУ ДЕСЯТЬ ЛЕТ
-Пророческий чин
-Свет катакомб
-Ирмоса Рождественского канона
-стихи Людмила Зайцева
-стихи памяти Кирюши Белицкого
-стихи С.С.Аверинцев
Декабрьская газета 2003г
Январьская газета 2003г.

Ноябрьская газета 2002г.
Скачать статьи в ZIP - 114кб.
 

 

25 ноября в храме Христа Спасителя по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходил Первый Международный фестиваль современной христианской песни «Поющий ангел». Его организаторы — Музыкальный Христианский Продюсерский Центр «Мессия», Христианский межконфессиональный Консультативный Комитет и МГООО «Российское общество Красный Крест» — ставили себе задачу познакомится с лучшими исполнителями духовных песен и показать лучшие песни. Эту инициативу поддержали Союз Журналистов России, Международное общество поощрение искусств, Компания «Артист интернейшенэл коммуникейшн» Творческого центра ЮНЕСКО и другие.

В фестивале приняли участие шестнадцать исполнителей и музыкальных коллективов, отобранных, надо сказать, достаточно жестко и представляющих различные жанры и направления, существующие в христианской песне, которая развивается в последние годы достаточно интенсивно и интересно. Помимо москвичей среди участников фестиваля были представители Санкт-Петербурга, Пскова, Вятки, а зарубежье, правда всего лишь ближнее, Украину, представляли исполнители из Киева. Среди участников были и церковные служители, и обычные прихожане, и те, кто только приближается к Богу и ищет свою дорогу к храму. К сожалению, объявленный в программе о. Сергий Малютин-Троицкий, достаточно известный как автор-исполнитель христианских песен, не смог принять участие в фестивале по болезни. Но тем не менее программа была очень интересной и разнообразной, что постоянно подогревало интерес зрителей, которых собралось в зале соборов храма Христа Спасителя немало. Буквально каждый выходивший на сцену исполнитель представлял собой яркую индивидуальность и непохожую на других манеру, стиль пения, музыкальное направление. Открывал фестиваль Андрей Селиванов, автор-исполнитель, поющий романтические баллады о православной Руси и душе, рвущейся к Богу. Ирина Скорик из Санкт-Петербурга пела песни иеромонаха Романа. Затем на сцену вышел петербургский ансамбль «Псалмопевцы», в их исполнении подлинные канты XVII века звучали тонко и изысканно. После питерцев выступал гитарист Вячеслав Капорин, в современной манере под гитару исполнивший стихи древнего армянского поэта. Как всегда ярким было выступление Ольги Арефьевой, известной сегодня среди молодежи певицы, которая работает в стиле фолк-рок. Довольно интересно и неожиданно выглядел на сцене ансамбль народных инструментов «Благовестие».
Второе отделение начинала матушка Людмила Кононова из Вятки, ее приятный голос и спокойное пение под гитару сразу нашел отклик у зрителей, словно матушка пела не в большом зале, а в домашней обстановке, в кругу друзей. Затем выступали группа «Если» и известный рок-музыкант Стас Бартенев, их хорошо знают в молодежных клубах, но сегодня Стас пел очень спокойные песни в романсовой манере, глубоко трогая души слушателей. Достаточно профессиональным было выступление Вадима Голутвина и Александры Радовой (группа «Гора»), но эстрадная манера, свойственная этому коллективу слегка диссонировала с общим настроем фестиваля. А вот выступление Николая Скученкова, известного экс-лидера питерской христианской группы «Дружки», было, как всегда ярким и запоминающимся. Он поет в своеобразной манере и в этот раз показал вокал высочайшего класса. Несколько шокирующим было выступление и киевлян — Константина Косячкова и Геннадия Ушивца. Их скоромошеский стиль, наверное, близок современной молодежной культуре, но люди постарше восприняли этот номер с недоумением. Зато звонарь из Пскова Анатолий Степанов, напротив, поразил каком-то сочетанием мрачности и молодецкой удали в духе Стеньки Разина: его былинные распевы были как раскаты колокола, зовущего Русь то ли к покаянию, то ли к отмщению. Выступление Евгении Смоляниновой, популярной исполнительницы народных песен, было проникнуто задушевностью и почти вышибало слезу из зрителей, особенно, когда певица запела о матери, которая молится за своих детей.
Особенно хочется отметить выступление наших прихожан. В первом отделении выступала Даша Жукова, исполнявшая под гитару свои песни, как всегда отличающиеся красивой мелодией, в которой слышатся отголоски церковных песнопений. И это понятно: Даша — регент и осьмогласие у нее в крови, но при этом ее песни очень современны и искренни. А ее проникновенная манера и нежный голос не могли оставить равнодушными зрителей. Тепло были встречены песни Юрия Пастернака в исполнении автора и Ирины Языковой. Им аккомпанировала на скрипке дочь Юрия — Екатерина, что, несомненно, украсило их выступление. На этот раз Юрий Пастернак представил две песни, написанные им в совершенно в православном стиле, одна из них — на слова широко известной молитвы «Всемилостивая» (молитва преп. Серафима Саровского, данная в 1928 году Симеону Сиверсу перед его арестом), вторая — «Владко, Боже!» на стихи Иоанна Румына, святого ХХ века, подвизавшегося в монастыре св. Георгия Хозевита в Святой Земле. Обе песни являются интересными примерами современного песенного православного творчества.
Завершали фестиваль дети — Алик Пастернак и Аня , они пели песню Юрия Пастернака на стихи Елены Григорьевой (тоже, кстати, нашей прихожанки) «Вербочка». Пожалуй, это было одно из самых ярких и радостных выступлений, достойное завершение фестиваля.
Словом, все жанры на фестивале были представлены. И зрители имели возможность составить свое мнение о том, что такое современная христианская песня, как она развивается, кто и как ее исполняет, и что можно ожидать в будущем от каждого из всех, кто выходил на эту сцену. Наверное, каждый из зрителей нашел для себя здесь что-то близкое.
На фестивале было и профессиональное жюри, которое оценивало выступление участников по нескольким номинациям — лучшая песня (этот приз получила Евгения Смолянинова), лучший певец (им был признан Николай Скученков), лучшая певица (Ольга Арефьева), лучший композитор (Вадим Голутвин) и лучшие слова (дуэт Николай Ушивец и Константин Косячков). Каждому из них была вручена статуэтка Поющего ангела, а все остальные участники были удостоены грамотами за популязацию христианской песни.
Фестиваль завершился, но он, несомненно, будет иметь свое продолжение и не только в очередных фестивалях, но в том, что христианская песня будет жить и ее будут петь и слушать новые поколения россиян.

Валентина Горшкова

Ирмоса Рождественского канона


Песнь 1
Христос рождается — славьте!
Христос с небес — встречайте!
Христос на земле — величайте (превозносите)!
Пой Господу, вся земля!
И в веселии воспойте, люди,
Ибо Он прославился!

Песнь 3
Сыну, прежде времен рожденному от Отца
И в последние времена без семени воплощенному от Девы, —
Христу Богу — воскликнем:
Вознесший рог наш,
Свят Ты, Господи!

Песнь 4
Ветвь от корня Иессеева и цвет от него, Христос,
Ты произрос от Девы;
Невещественный Бог, Ты со славою пришел с поросшей тенистой чащей горы,
Воплотившись от не познавшей мужа.
Слава силе Твоей, Господи!

Песнь 5
Бог мирный, Отец милосердный,
Ты послал нам Вестника Твоей великой воли,
Дарующего мир.
И поэтому мы, ведомые к свету богопознания,
С ночи поспешающие к рассвету,
Славословим Тебя, Человеколюбче.

Песня 6
Иону, как плод из утробы,
Зверь морской изверг
Таким же, каким и поглотил;
И Слово, вселившееся в Деву и принявшее плоть,
Разрешилось, избежав тления.
Ведь не познав истления плоти,
Оно и Родившую сохранило невредимой.

Песнь 7
Отроки, воспитанные в благочестии,
Пренебрегши нечестивым повелением,
Не испугались пред угрозой огня,
Но, стоя посреди пламени, пели:
«Благословен Ты, Боже Отцов».

Песнь 8
(превозносите=величайте?)

Песнь 9-2
Из страха нам легче удовольствоваться молчанием, так как оно безопасно,
А по любви к Тебе, о Дева, сочинять песни складные трудно.
Но Ты сама, о Матерь, даруй нам силу по усердию нашему.

Людмила Зайцева
Рождество.


Над Рождественской вечной елью
Свет волшебной библейской звезды.
Колокольчик серебряной трелью
Возвещает рождение зари.

* * *

Сквозь завесу январской стыни
Засияла ярко заря
От Звезды, что зажглась в Палестине
В час рождения Младенца-Царя.

Снег везде – на земле, на крышах –
Излучает Небесный свет.
В скрипе снега другой звук слышу,
Вижу в зной пустыне след…

А за ним — на песке — цепочку
Осыпающихся следов.
Караваны, неровной строчкой
На волшебный идущие зов.

Пред Царем расстилают столетия
Раскаленной пустыни плед.
Посылает Ему соцветия
Дивных звездочек северный свет.

Здесь, в морозном краю России,
Вдалеке от Святых яслей,
Я склоняюсь пред ликом Мессии
В череде приглашенных гостей

И свечу перед Образом ставлю.
Свет в душе, как пламя свечи.
Рождество Твое, Господи, славлю
И сияние Звезды в ночи.

* * *

В церкви окна настежь распахнуты.
Жар сердец победил мороз.
Теплым запахом ладана пахнут
Ветки елей, букеты роз.

Улыбаются ангелы радостно,
Обнимая людей и зверей,
Для Младенца, сном спящего сладостным,
Приносящих в дар смирну, елей.

Наша церковка — Храм вселенной,
Купол церкви — небесный свод.
Звезды в небе, красы нетленной,
Водят праздничный хоровод.

И звучит под куполом синим
Хор небесных невидимых сил.
В церкви свет – как огонь в древней скинии,
От икон и библейских светил.

Светлой памяти Кирюши Белицкого посвящается

Три года с нами был Кирилл.
Он жил-страдал и жил-любил.
Он с мамой Раей приходил,
А может маму приводил…

Он молча Господа молил —
Нас целомудрию учил.
Подчас умом наивен был,
А в сердце стольких нас вместил!

Он Богу соработник стал —
Свои недуги побеждал.
Когда свое он отстрадал,
Господь к себе его забрал.

Лежал — но только не дышал,
От всех страданий отдыхал,
Прикрытый ангельским крылом,
И нимб виднелся над челом.

Мы плачем нынче не о нем —
О недостоинстве своем…

Елена Макарова


Из книги С. С. Аверинцев «Стихи духовные». «Дух i лiтера». Киев 2001

Стих об имени Иисусовом

Имя меж всеми именами
Всякого имени превыше,

Немолчного безмолвия возглас,
Оглашающий пещеры сердца,

Ума глагол безглагольный,
Моленье с дыханием слито;

Труд молитвенника в келье,
Вопль смертника на плахе!


Жемчужина цены многой,
Что не сыщется на торжище мира,

Ты сокрыта в месте заповедном,
В забвении от человеков,

И ведома тем немногим,
Что в нелестном своем сердце

Слезные труды прилагают,
О тебе веселятся тайно.


Имя в доверии безмерном
Друзьям даровано от Друга,

Залог дружества неравных,
Общение меж Богом и перстью,

Звучащее таинство Церкви,
Изрекаемая святыня,

Для круга вселенского верных
Единящее средоточье.


Яко земля еси

Научи поминать и помнить:

Что я — пепла щепотка,
Горькая горстка сора,
Прах, возметаемый ветром,
Персть, что в персть возвратится.

Дай видеть то и другое:


Пепла праздную зыбучесть,
И запечатлевшийся на пепле
Стопы Твоей отпечаток.


Стих о церкви гонимой

Памяти всех мечевцев

Очи Твои — огненный пламень,
Дух твой взыскует и ревнует;
До ревности нас Возлюбивший,
Помяни, о, Владыка жатвы,
Огонь, что низвел Ты на землю,
Разгорающийся от воздыханий —
Свечу, что на ветру на гаснет,
Под спудом тяжким не томится;

Помяни горящую веру,
Жнущую искру во мраке,
Жар под пеплом утаенный,
Сердца сплотившую тайну,
Крепость до конца претерпевших,
Бодрых и робких верность,
Помяни пастырей и паству,
Малое стадо избранных;

Помяни тихое место
В кругу седьмихолмнаго Града,
Где после запустения мерзость
Твою борола святыню;
Помяни твердыню отрады,
На чернейший день сбереженной, —
Милость земли Московской,
Светлость церкви Маросейской.


+ + +
Он сказал им: довольно.
Лк 22:38

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
Пять тысяч взалкавших в пустыне —
А у нас только две рыбы,
А у нас только пять хлебов?

Но Ты говоришь: довольно.

Что нам делать в час посещенья,
Где престол для Тебя, где пурпур?
Только ослица с осленком,
да отроки, поющие славу.

Но ты говоришь: довольно.

Иерей, Иерей наш великий,
Где же храм, где злато и ладан?
У нас только горница готова,
И хлеб на столе, и чаша.

Но ты говоришь: довольно.

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
На Тебя выходят с мечами,
А у нас два меча, не боле,
И поспешное Петрово рвенье.

Но ты говоришь: довольно.

А у нас маята и морок,
И порывы, никнущие в туне,
И сознанье вины неключимой,
И лица. Что стыд занавесил,
И немощь без меры и предела.
Вот, что мы приносим и дарим,
И в твои полагаем руки.

Но ты говоришь: довольно.


Смиренники

О себе-то как разуметь нам,
человекам христоименитым,
как самим на себя оглянуться —

ту весть, что языкам предлагаем,
вправду ль сами ее принимаем?

То-то мы притча во языцех…

Коль не вовсе еще изолгались,
не вовсе пустое мелем,
своим же словесем вонмем,
у себя же отчета просим,

во что веровать смеем…

паче дерзания дерзаем,
веруем паче веры…

что Живый во свете непреступном
именования превыше
и далее всего. Что далече,
на ближнюю службу призвал нас,
домочадцами соделал Своими…

и еще усынови напоследок…

что Господь господствует с нами,
всякий труд тайно подъемлет,
борение разделяет,
перед воями бьется Воевода,
им ратные раны являет —
пять ран пречистаго Тела…

что мы дозволение имеем
перед самим ликом Государя
и сидеть и почивать спокойно,
как детки пред лицом родивших…

что Царь наш ко праху учтивый
отнюдь нашей воли не нудит,
не насилует произволенья,
но чуть мы себя понудим,
от дремоты наш ум воздвигнем,
вправе мы на всякое время
по имени Его окликнуть,
и в мановение зенницы,
без посредников, без помехи,
войти с Ним в затвор беседы,

о каждой молить Его нужде…

что к трапезе Своей царской ,
на Тайную Вечерю созвав нас,
Себя Своими же руками
нам во снедь предлагает…

что в жилке нашей малейшей
бьется кровь, что излита на Голгофе…

что ныне мы чада Божьи,
но еще не открылось, что будем,
не прочитано имя на камне,

последнее не сказано слово —

ну-те как, братья и сестры,
состроим постные рожи,
вздохнем: уж как мы смирились,
нас смиреннее и нету…
До чего ж это трудно.

Молодежному христианскому журналу «ДОРОГА ВМЕСТЕ» исполнился год.

Поздравляем всех, кто делает этот журнал, и тех, кто его читает.

Журнал «дорога вместе» издается молодежным христианским клубом «Осанна» и стремится выразить точку зрения современной христианской молодежи. Здесь публикуются статьи, репортажи, размышления, стихи, эссе в основном молодых авторов, хотя и нередки материалы написанные людьми, более старшего возраста, обращенные к молодежи. Словом журнал делается молодыми для молодых. Круг авторов не ограничивается рамами одного прихода и даже не замыкается только Москвой и Россией. Он открыт для всех, кого волнуют духовные вопросы, острые проблемы современной жизни, кто хочет поделиться своими мыслями, сомнениями, открытиями. Журнал издается православной молодежью, но к разговору приглашаются не только православные и даже неверующие, потому что дорога вместе подразумевает, что на своем пути молодой христианин может встретить разных людей и кто-то захочет пойти в ту же сторону, что и он, пусть даже часть пути.
Вообще словом «дорога», «путь» можно многое определить в характере журнала. Вообще это значимое слово, которое многое определяет в жизни человека. Идет ли он? Если идет, то куда и зачем? Кто его попутчики? Или его путь — это путь одиночки? Конечно, путь христианина определяется прежде всего следованием за Христом, сказавшим о Себе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Именно идя этим путем, человек не заблудиться. Но сколько надо исходить дорог, сколько положить сил и исчерпать сколько тупиков, прежде чем выйти на правильную дорогу. Хорошо, если это сделано в молодом возрасте, тогда и ошибок сделано меньше и сил осталось больше. Да и в юности легче обретаются друзья, те, с кем можно разделить трудности пути.
«Дорога вместе» складывается из множества личных путей, личных поисков, разочарований и откровений, утрат и приобретений, в которых каждый открывает, что его вектор пути совпадает с другими и те, кто рядом оказываются не случайными попутчиками, а братьями и сестрами.
«Дорога вместе» — это опыт совместного делания, совместного преодоления трудностей, разделенной, а, следовательно, умноженной, радости и разделенной, а следовательно, уменьшенной боли. Это опыт сотрудничества, сопереживания, солидарности, сопричастности. Сегодня это важный опыт, потому молодежь нынче, если идет, то предпочитает путь одиночек, а если и сбивается в стаи, и, как правило, перестает двигаться, во всяком случае, в направлении света.
«Дорога вместе» — это попытка заявить о себе и своей позиции в мире тех людей, которые только начинают свой путь. Наверное, не все в этом опыте одинаково удается, не все получается так, как задумано, не все, попадающие в журнал материалы одинаковы интересны. Но все-таки, главное, что этот журнал имеет дерзновение стать голосом некоторой части молодежи, которая ориентирована на поиск истины, на творчество, на свободный полет, но с четко заданным духовным вектором. Как широко этот голос будет услышан, покажет время. Как долго выпускающим журнал удастся пробыть вместе, также будет ясно по прошествии какого-то срока. Но главное, что, выпуская журнал, православная молодежь подтверждает, что не хочет сидеть на месте, не хочет быть пассивными в этом мире, не хочет оставаться потребителями, пусть даже и духовной пищи. Конечно, кто-то скажет, что те, кто делает, всегда в уязвимой позиции, потому что не ошибается только тот, кто ничего не делает. И, наверняка, придирчивые критики найдут изъяны, просчеты, ошибки, слабости.
Но лично мне, хотя я уже вышла из той категории, которую принято называть молодежью, журнал и позиция его издателей близка. Лучше идти по дорогам навстречу всем ветрам, пусть даже с риском заблудиться, чем сидеть за стеклом или наблюдать, что за стеклом делают другие.
Марина Школьникова

В нашем храме много различных групп.

В нашей газете мы уже рассказывали о некоторых из них, но в основном, о тех, которые специализируются на кормлении бездомных, помощи тюрьмам и др. Но немало в нашем приходе т.н. малых групп, которые собираются, чтобы молиться вместе и читать Евангелие. У каждой группы своя история возникновения и свой путь. Одни группы образовались только недавно, буквально после последней катехизации, другие — существуют уже много лет (пять и десять, и даже двадцать). Но все они помогают нашим прихожанам лучше понимать Св. Писание, научиться молиться, особенно о проблемах других людей, помогать друг другу, вместе участвовать в милосердных делах прихода. Об одной такой группе мы просили рассказать нашу прихожанку Светлану П.

— Мы — обыкновенная необыкновенная группа, одна их многочисленных групп нашего Космодамианского прихода. Мы вышли из группы Татьяны Рябининой, которая ведет занятия по катехизации, и собираемся уже четвертый год. В группу ходят самые разные люди – молодые и старые, физики и гуманитарии, принявшие веру с младенчества в своей семье и недавно пришедшие к вере каждый своим путем. И мы уже не мыслим свою жизнь без наших совместных встреч.
У нас, как в любой человеческой семье, общие радости и горести, которые мы учимся переживать вместе. В самом конце прошлого года ушел от нас самый молодой член нашей группы Кирюша Белицкий. Ему было всего двадцать лет, и для нас всех он был как ангел на земле, наверное, поэтому его взяли на небеса первым. Печальна и светла была его смерть, и она еще больше сплотила нас вокруг его семьи, его мамы и больной бабушки, которую соборовал о. Иоанн. Вскоре бабушка последовала за внуком. В этом доме мы теперь встречаемся по понедельникам. И мы верим, что Кирилл и его бабушка с нами, когда мы молимся, их присутствие очень ощущается.
Немало в нашей группе и общих радостей. Весной этого года венчалась в нашем храме Маша, умница и красавица. Праздничная трапеза после венчания прошла в Миссионерской школе, с концертом и подарками.
Мы стараемся помогать друг другу, входить в трудности и семейные заботы. Вот недавно, сложившись, приобрели манеж шестимесячному Павлику, которого крестил о. Александр. Мама Павлика – студентка, заканчивает Юридическую Академию, конечно, ей требуется помощь.
Как каждая человеческая семья, мы теряем и приобретаем новых членов. Недавно одна сестра вынуждена была уехать на Украину, в Киев, но и там она молится о нас, а мы не забываем ней. В редкие посещения Москвы наша украинская сестра непременно посещает наш храм и всегда Господь дает ей какую-нибудь радость, так в последний свой приезд такой радостью для нее стало видеть образ митрополита Владимира Киевского в иконостасе северного придела.
— А кто является ведущим в вашей группе?
— Нам очень повезло с ведущими малой группы. Это две сестры — Елена и Тамара — и они удачно дополняют друг друга. Сестры пользуются полным нашим полным доверием, авторитетом и любовью.
Леночке пришлось вести нашу первую встречу. Все присутствовавшие запомнили эту встречу на всю свою жизнь. Леночка создала такую атмосферу общения, что мы все открылись, вышли из своей индивидуальной скорлупки навстречу друг другу и Богу. У Леночки редкий дар соучастия, отзывчивости, коммуникабельности, действенной помощи, радостного восприятия мира.
Тамара внесла глубину, организованность, упорядоченность в наши занятия. К каждому занятию она ответственно готовится. Она – кладезь знаний, проведенных через ее чуткое сердце. Можно сказать, что благодаря Тамарочке мы три года сопереживали Евангелию от Матфея совместно с Иоанном Златоустом, святителем Василием, епископом Кинешемским, с Антонием Сурожским и многими другими выдающимися богословами, труды которых Тамара привлекает, разбирая Евангелие. При этом мы все обогащаемся, каждый раз совершая настоящие открытия. Текст Евангелия вдруг открывался нам во всей своей глубине. У Лены немного другой подход, она часто приводит свидетельства, и эти живые свидетельства наших сестер укрепляют нас в вере. Вообще, благодаря совместным молитвам и чтению Писания, мы учимся смотреть на свою жизнь по-другому, оценивать свои поступки с точки зрения христианина.
— А чувствуете вы изменения за то время, как вы собираетесь вместе для молитвы?
— Конечно, во всех нас за эти три года произошли изменения. Мне кажется, что мы стали терпеливее, уходит самость, приходит осознание, что на самом деле это счастье жить в Боге и с Богом. У нас возникло духовное родство. Мы осознаем себя как маленькую общину, которая является частью нашего большого прихода. Почти во всех добрых начинаниях нашего храма присутствует хотя бы один человек из нашей малой группы: кто-то разносит обеды старикам, кто-то помогает кормить бедных, кто-то приносит свои книги для тюрем, кто-то переписывается с заключенными, кто-то работает в молодежном журнале «Дорога вместе», кто-то совершает паломничества. Кстати, о паломничествах прошлой зимой с отцом Александром Кузиным, стоит рассказать особо. Может быть, мы об этом расскажем как-нибудь.
— А вы часто выезжаете вместе в паломничества? Многие группы считают, что паломничества сплачивают.
— Вообще это полезно выезжать куда-нибудь вместе, всей группой, это действительно объединяет. Уже традиционными стали наши совместные поездки в Новую Деревню в памятные дни о. Александра Меня — 22 января и 9 сентября. Мы стараемся читать одни и те же книги и вместе их обсуждать. Так недавно мы прочитали чудесную книгу «Бумажные маки», которую написала прихожанка нашего храма Марианна Вехова. Мы хотим познакомиться с ней поближе и пригласить ее одно из своих собраний как автора книга и духовную дочь отца Александра. Такие встречи мы практикуем в группе.
А какое место в вашей группе занимает молитва?
Для молитвы и молитвенного чтения Св. Писания мы, собственно, и собираемся. Но особое место в наших занятиях занимает личная, индивидуальная молитва. Это происходит в конце встречи, когда каждый вслух (а можно и про себя) молится со свечой, передавая ее по кругу. Во время индивидуальной молитвы выплескиваются все терзающие нас эмоции, в то же время в такой молитве каждый может выразить самое сильное свое упование на заступничество Господа.
Вот такова жизнь нашей обыкновенной необыкновенной группы на ее четвертом году бытия.

Наша огромная страна вышла
из советского периода с уникальным, в сущности, опытом семидесятилетнего существования без Бога. Такого никогда не было ни в какой другой стране. И мы сейчас сталкиваемся с ситуацией, в которую никто никогда не входил. В этой ситуации Вы даете всем нам замечательный пример Вашего служения, Вашей мудрости.
Мы Вас очень любим и смеем надеяться, что взаимно. Потому что десять лет назад Вы дали благословение нашему церковному совету, тогда еще очень неумелому, очень малому числу людей на то чтобы этот храм начал действовать как храм Русской Православной Церкви. С тех пор прошло десять лет. И все время Вы нас поддерживали не только идейно где-то там вдали, а практически все время мы видели, что на наши прошения, просьбы, храм говорят Ваша резолюция, Ваше внимание, Вы из тех людей, которые умеют выделять внимание. И президенту, и послам, и певчим, и священикам и дьяконам, и простым детям, которых Вы в первый раз видите, спрашиваете их имя. Вы, наверное, знаете, что для человека самое ценное, когда, интересуются его именем.
При всех этих десяти лет, мы просим Вас, принять от нас, скромный дар — список с нашей храмовой иконы. Конечно, ее судьба была не такой печальной, как недавней иконы, которую, в храме, в Крестовоздвиженском монастыре, которую использовали как доску для сгружения угля. Эта икона сохранилась, сохранилась в соседнем храме Воскресения славущего, куда последний настоятель нашего храма передал ее после его закрытия… Доброго здоровья, крепости духовной, и укрепляло Вас в Вашем очень важном нравственном созидании, потому что Вы один из немногих лидеров нашей страны, который постоянно говорит не просто об экономике, не просто о политике, а прежде всего, о нравственной стороне жизни огромной страны. Потому что если этого, возрождения не будет.Всё остальное окажется ненужным. Спасибо Вам за это огромное и пусть эта икона бессеребреников людей бескорыстных, то что сейчас так нехватает нашему обществу. Пусть и дальше она Вас укрепляет в этом заступнечистве, за Церковь, за народ ,за всю нашу страну, а в сущности и за весь наш мир земной. Спасибо Вам, низкий Вам поклон.
Патриарх Алексий:
Я сердечно благодарю преосвященных архипастырей, отца благочинного, священнослужителей, отца настоятеля, тружеников церковных, прихожан этого храма и всех, кто сегодня молился с нами. Благодарю за совместные молитвы, которые мы в этот день праздника храмового вознесли здесь, в возрожденном храме. Я благодарю Вас, отец настоятель, за Ваши теплые слова, за образ, который Вы передали. Десять лет, как возрождена здесь, в этом храме, приходская жизнь. Десять лет, как возносятся здесь вновь молитвы ко Господу. И многими слоями закрашенные священные избражения вновь обретаются и создают внутренее благолепие храма.
Сегодня день памяти святых бессеребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, небесных покровителей этого святого храма. Давно жили святые бессеребреники, они были родом из Асии, отличались благочестием, изучили основы врачевания и безвозмездно целили людей, проявляя к ним христианскую любовь. И в сегодняшнем апостольском чтении Апостол Павел в своем послании передает гимн любви, он говорит, что если мы будем все иметь, будем говорить голосами ангельскими, но не будем иметь любви, то мы — ничто; если мы будем иметь веру, так что можем и горы передвигать, но не будем иметь любви, то нет нам никакой пользы. Любовь — вот что должно руководить нами, что должно быть между нами, чтобы люди помогали друг другу и любили бы друг друга. И тогда, когда в мире много зла, когда проявления этого зла мы видим в жизни, в современной жизни, нам нужно являть образец христианской любви. И в первую очередь друг ко другу. Как говорит Господь: «Если вы будете иметь любовь между собой, тогда все узнают, что вы мои ученики». Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан дают нам пример этой любви. И в молитве, и в житии говорится, что они не только болезни людей целили, но и к животым проявляли свою любовь, целили и лечили братьев меньших. И эту любовь всем нам нужно унаследовать, чтобы быть действительно последователями Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
За десять лет в этом святом храме многое сделано и для того, чтобы вернуть благолепие, которое было здесь раньше, и для того, чтобы наладить приходскую жизнь. И вот, совершая здесь богослужение, видя, что приходская жизнь идет, что община большая, что люди приступают к великому спасительному таинству Божественной Евхаристии, соединяются с Господом в таинстве причащения, видя, что здесь любят молиться, ощущаешь, что за всем этим стоят труды отца настоятеля, тружеников церковных, священнослужителей, которые созидают эту приходскую жизнь, жизнь христианской общины. Я молитвенно желаю отцу настоятелю, священнослужителям, труженикам церковным, тем, кто славит Господа пением своим, кто воспитывается в церковно-приходской воскресной школе, кто является прихожаниным этого храма, кто является членом приходского совета, — всем желаю помощи Божией, благословения Божия и молитвенного предстательства небесных покровителей этого святого храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. И пусть Господь их молитвами укрепляет всех вас в вашем служении в Церкви Христовой, служении нашему земному отечеству, нашему многострадальному народу, нашим ближним, с которыми мы вместе идем дорогой жизни. С праздником, с храмовым престольным праздником! С десятилетием возрождения этого прихода! Причастников — с принятием святых Христовых тайн! С праздником всех вас, дорогие мои, с праздником возрождения этого храма!
Пусть Господь, Который сказал: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них», — пусть Господь всегда пребывает с вами на вашем жизненном пути. Если Господь среди нас и мы с Господом, то нам не страшны никакие жизненные тревоги, испытания, трудности. Апостол Павел говорит: «Все могу во укрепляющем меня Господе Иисусе». И так должен и думать, и осознавать, и исповедовать каждый православный христианин.
С праздником всех вас.

о.Александр Борисов


ПРИХОДУ ДЕСЯТЬ ЛЕТ.
Когда размышляешь об этом сроке, то очевидно, что в масштабах одной человеческой жизни десять лет — срок немалый. Тем, кому было немного за пятьдесят, стало за шестьдесят; кому было 7 — 8 лет, — уже семнадцати-восемнадцатилетние молодые люди; тем, кому было 15, сейчас — 25, у них уже родились свои дети, следующее поколение христиан, с рождения находящиеся в Церкви… За десять лет Александр Македонский создал огромную империю, оказавшую влияние на последующие несколько веков истории. За десять лет, прошедших с 1941 по 1951 гг., наша Родина пережила страшную войну с фашизмом, потеряла миллионы человеческих жизней и более или менее восстановила нормальную, хотя и очень бедную по сегодняшним меркам, жизнь. Или, скажем, с 1953 — года смерти Сталина — до 1963 г. Советский Союз перестал быть беднейшей страной, спрятавшейся за железным занавесом и угрожавшей всему миру. Миллионы зэков, неизвестно за что сидевших за колючей проволокой ГУЛАГА, вернулись, кто выжил, в обычную жизнь, и, хотя жизнь все еще была чудовищно заидеологизирована, она все-таки стала все более походить на нормальную. Большинство семей переселялось из ужасающих коммуналок в отдельные квартиры. Начали пробиваться ростки литературы, авангардной живописи, религиозных поисков.
За десять лет, минувших с 1991 года, Россия пережила потрясающие, радикальные изменения. Произошло то, о чем никто даже не мечтал в предшествующие десятилетия советской жизни. Рухнула идеология, казавшаяся незыблемой. Вслед за ней распался Советский Союз, вроде бы на века спаянный мощнейшей государственной машиной, поддерживаемый самой многочисленной и хорошо вооруженной армией в мире. Что из всего этого получилось, сказать до сих пор трудно. Но мы располагаем вещами, о которых десять лет назад можно было только безнадежно вздыхать. Мы в самом деле имеем полную свободу вероисповедания (во всяком случае, православные, уж точно!). Мы имеем сменяемых, избираемых народом политических лидеров. Мы можем свободно выезжать в любую страну. Мы избавлены от постоянного идеологического давления со стороны государства и постоянной чудовищной идеологической лжи. Мы, в сущности уже забыли, что такое очереди. Мы уже привыкли к тому, что можем круглый год покупать любые фрукты. Стала ли наша жизнь от этого легче? Слышу сразу хор голосов: «Конечно, нет!» Правильно!
А вообще, что такое «легкая жизнь»? Имеется ли такое понятие в христианской системе ценностей? Была ли легкой жизнь преп. Серафима Саровского? Преп. Сергия Радонежского? Блгв. князя Александра Невского? Была ли легкой жизнь апостолов? Самого Господа нашего Иисуса Христа?
Какова же ощутимая, формулированная цель жизни каждого христианина, каждого из нас? Что мы призваны искать, к чему стремиться? Думаю, что ответом, наиболее близким к истине, будет представление о СЛАВЕ БОЖИЕЙ. В одном из своих посланий ап. Павел пишет о том, что Бог избрал каждого из нас прежде создания мира, чтобы усыновить нас Себе «в похвалу славы благодати Своей» (Еф 1, 4—6). В одной из утренних молитв (молитва 5-я св. Василия Великого) каждый из нас призывается постоянно быть не печальным и ленивым, но бодрствующим и деятельным, чтобы войти в «Божественный чертог славы Его».
Всем нам известно представление о двух частях Церкви Христовой — Воинствующей и Торжествующей: Торжествующая — на Небесах, а Воинствующая — здесь, на земле, воинствующая против греха, против зла во всех его видах. И подобно тому как слава воина — в победе его полководца, так и наше участие в славе Божией будет в той мере, в какой во всех делах нашей жизни, в каждом отрезке нашего земного существования мы участвуем в этой битве и этой победе.
То, что мы существуем десять лет как большой приход в самом центре Москвы, — это не только хороший результат, но и данная нам свыше возможность, которую надо максимально использовать опять же для Славы Божией. Эта слава — не только в убранстве храма, красоте и торжественности богослужений, храмовых и домашних молитвах, в чтении и изучении Слова Божия, но и в чистоте помещений храма, опрятности территории, наполненности храма во время богослужений, атмосфере приветливости и доброжелательности со стороны всех прихожан и сотрудников храма. Эта слава — в многочисленных служениях бездомным, бедным, больным, одиноким, заключенным, сиротам в детских домах, в больницах — служениях, которые самоотверженно несут многие наши прихожане. Эта слава — в малых и больших пожертвованиях наших прихожан на восстановление и содержание храма.
За эти десять лет немало наших братьев и сестер отошли к Господу. Мы верим в то, что они продолжают молиться с нами и за нас. Мы так же всегда будем поминать их имена в наших храмовых и домашних молитвах, памятуя о том, что Церковь — это Тело Христово, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при содействии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф4,16). Мы вспоминаем сегодня наших усопших прихожан: Андрея и Марию, ушедших уже лет семь или восемь назад; Марину Винецкую, отроковицу Аллу, девочку 14 лет, сбитую случайно машиной; детей наших прихожан, ставших жертвами несчастных случаев и убитых от преступников: Игоря, Марину, Димитрия, Михаила, Татьяну, Дарию, Филиппа, Виталия, Всеволода; и иных: Анну, Татьяну, Елену, Ларису, Ольгу, Олега, Анну. Вспоминаем всегда и умерших младенцев: Иоанна, Георгия, Пелагию, многих и многих детей, умерших в тяжелых отделениях Детской Республиканской больницы, где самоотверженно трудятся вместе с о. Георгием Чистяковым многие наши прихожане. Вспоминаем и недавно умершего сотрудника нашего храма, Владимира, и погибшую в середине декабря в автокатастрофе нашу замечательную прихожанку из группы милосердия, Ариадну. Вспоминаем недавно умершую Лидию Константиновну Колчицкую, секретаря Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, с самого начала нашего пути принимавшую доброе участие во всех наших делах и начинаниях. Вечная им память.
Конечно, мы особенно чтим память того, кто дал духовный импульс созданию нашего прихода, — протоиерея Александра Меня. Отец Александр был одним из многих верных чад нашей Церкви, кто в трудные времена гонений и притеснений Церкви отдавали все свои силы и саму жизнь для того, чтобы нести евангельскую весть своим соотечественникам, нам с вами. Как и в какой обстановке все это происходило, мы сейчас можем легко узнать из недавно опубликованной книги В.Я. Василевской, тетушки о. Александра Меня, — «Катакомбы ХХ века». Книга продается в нашем церковном киоске.
Куда и как будет простираться жизнь нашего прихода в дальнейшем? В этом отношении мы имеем замечательные наставления из пастырских посланий ап. Павла. Ситуация, в которой жили первохристианские общины, всегда будет в главном походить на ту, в которой Церкви суждено жить здесь, на земле. Окружающий нас мир не перестал быть языческим, хотя нас отделяет от ап. Павла почти 2000 лет христианской истории. По-настоящему христианство всегда принималось лишь меньшинством. Большинство же всегда, а сейчас это особенно заметно, предпочитало устремляться в погоню за богатством, властью и материальными наслаждениями.
Нас, также как и христиан Рима апостол умоляет: «милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12, 1-2).
Мы, христиане призваны быть «закваской» Царствия Божия, «светом миру» и «солью земли». Как это возможно для нас, немощных, слабых, нередко ленивых, унылых и неорганизованных? Будем всегда помнить, что «невозможное человеку, возможно Богу». Лишь бы мы стремились облечься «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле и будьте дружелюбны»
Протоиерей Александр Борисов.
--------------------
Декабрь, 2001 г.

Пророческий чин
Завершает наш иконостас пророческий чин. Это обычно четвертый ряд в классическом высоком русском иконостасе. В нашем случае он пятый, если учитывать, что между праздниками и местным рядами присутствует дополнительный страстной.
Пророческий ряд, как и следует из его названия, посвящен Ветхому Завету, пророкам. В центре этого ряда помещена Богоматерь Знамение, как образ исполнения пророчеств — мессианские чаяния Ветхого Завета осуществились во Иисусе Христе, сыне Божьем, Мессии Израиля, Спасителе человечества. Богоматерь представлена на центральной иконе как оранта (т.е. молящаяся), с воздетыми к небу руками, в полный рост. У Нее на груди изображен младенец Христос также с распростертыми руками, давая Свое благословение всему миру.
Такой образ в древних храмах располагался также на восточной стене, в апсиде, прямо над престолом. Тогда еще не было в традиции загораживать алтарь высокой стеной иконостаса, и алтарное пространство было открыто взорам молящихся и, войдя в храм первое, что видели прихожане, была Богоматерь с молитвенно воздетыми руками, Ее молитва осеняла весь храм. Такой образ мы можем видеть, например, в храме св. Софии в Киеве, где мощная фигура Богородицы в золотом сиянии мозаичного фона доминирует над всем храмовым пространством. Этот образ народ прозвал «Богоматерь Нерушимая стена», потому что в нем передана молитва всей Церкви (с давних времен св. отцы видели в Богоматери символ Церкви), которая возносится на руках Матери Божьей в небеса, где в золотом сиянии и окружении ангельских сил эти молитвы принимает Господь (образ Христа Пантократора в древности помещали в куполе). В Киевской Софии, правда, Богоматерь представлена без младенца. Но чаще всего в византийских и древнерусских храмах над алтарем изображали Богородицу со Христом, ибо к Нему и простираются молитвы народа Божия.
Когда на Руси стали воздвигать высокие иконостасы, алтарная апсида отделила алтарь от нефов храма, тем самым подчеркнув особо сакральное пространство алтаря и, в какой-то степени, отделив клир от мира. Но невозможно отделить от мира Богоматерь, о которой в тропаре на праздник Успения поется, что даже «во Успении мира не оставила еси Богородица». И Ее образ был перенесен на плоскость иконостаса. Во-первых Она встречает нас у Царских врат, второй раз мы видим Матерь Божью одесную Христа в дейсисном чине, помимо этого Ее образ многократно встречается и в праздниках. И, наконец, центральное место в пророческом ряду уделено именно Ей.
Пророческий ряд сформировался к концу XV в., примерно во времена Дионисия и мы видим его уже в иконостасе, например, Кирилловского монастыря, где поясной образ Богоматери изображен в окружении пророков со свитками. На свитках начертаны как раз те пророчества, которые исполнились с приходом в мир Христа. Как правило, в это время в центре пророческого чина изображали поясную Богоматерь в типе Знамения, то есть, с медальоном на груде, в котором помещался Спас Емануил (младенец Христос). Смысл этого образа в тайне Боговоплощения (его так иногда и называют Воплощение), в том, что внутри Пресвятой Девы в момент схождения на Нее Святого Духа был зачат Спаситель мира, Христос. Икона Знамения и показывает, что внутри Богоматери находится Тот, Кого не вмещает небес небес. В богородичных песнопениях так и поется «Чрево Твое пространнее небес», ибо Ты «вместила Невместимого». В более поздней традиции (кон. XVI-XVII вв.) в центр пророческого ряда стали помещать образ Богоматери Царицы Небесной, т.е. Богоматерь на троне с младенцем Христос на коленях.
В нашем храме был выбран более древний вариант — Богоматерь Знамения, но младенец Христос изображен не в круге, а прямо на груди Пресвятой Девы, не поддерживаемый ничем. Ее руки вознесены в молитве, а Спаситель, словно в ином пространстве, покоится в Ее лоне. Его образ словно проступает на мафории, который, кстати, обозначает не только одеяние Самой Богоматери, но и тот благодатный покров, который Матерь Божия держит над всеми нами во время литургии. Таким образом Ее молитвенный жест и Ее мафорий, в котором Христос, охраняют нас, когда мы пребываем в лоне Церкви. Образ Богоматери написан мощно, монументально, фигура кажется больше, чем остальные фигуры этого ряда.
Справа и слева от Богоматери помещены по два пророка: слева — Моисей, он держит в руке неопалимую купину, горящий, несгорающий куст, из пламени которого Бог говорил к нему, Давид, в руках у него изображен ковчег завета, справа — Исайя с горящим углем в ложечке и Аарон с процветшим жезлом. Все эти пророки являлись предтечами Христа, приуготовляли Ему путь, вели народ в Обетованную Землю, призывали имя Господне и говорили о скором приходе Мессии. Но также интересно, что все атрибуты, с которыми изображены эти пророки — купина, уголь, ковчег, жезл — в гимнографии переосмыслены как символы Богородицы, через которую пришел в мир Спаситель Христос. Пророки обращены к центру, они преподносят Богоматери и Христу как дары свои символы, тем самым указывая, что их пророчества исполнились и ныне онпи воздают славу Пресвятой Деве и Господу Иисусу Христу.
Венчает иконостас крест Христов — Распятие. Голгофа — вершина мира, наивысшая точка истории, ибо там совершилось искупление. Выше воплощения — только жертва Христова. Собственно эта жертва и начиналась с того, что Бог, ставший человеком, умалился, уничижился, пришел в мир, как приходит каждый из нас — через рождение от матери. Он прожил жизнь на земле и окончил ее на кресте, войдя на него добровольно, взяв на Себя грехи человечества. Воздетые руки Богоматери в пророческом ряду образуют нечто похожее на чашу, в этой чаше младенец Христос. Это образ Евхаристии. А выше — Голгофа, крест с распятым на нем Спасителем, кровь Которого и наполняет чашу причастия. Каждый раз, стоя на литургии, будем смотреть на эти образы, чтобы лучше осознать, в каком удивительном и страшном и спасительном таинстве мы участвуем.
Крест Христов расположен на фоне фрески, изображающей Иерусалим. Этот святой город, бывший свидетелем и славы Христа и Его страданий, тоже является символом и земного города, который не узнал и не принял Спасителя, и града небесного, в который вводит нас Господь. Каждый из нас может быть либо благоразумным разбойником, которому Христос сказал: «ныне же будешь со Мной в раю», либо разбойником неблагоразумным, который предпочел гибель покаянию. Образ города — это и образ души, которая созидается нами. Но какое место в нем уготовано Христу — место в гостинице (лучшей горнице) или в загоне для скота? Брачный чертог или лобное место? Царский дворец или темница? И вообще что это за город для каждого из нас. Еще блаженный Августин говорил о двух градах — один возлюбил мир до презрения к Богу, другой возлюбил Бога до презрения к миру. В каком городе живет каждый из нас?
Все ряды иконостаса стройно восходят к его вершине — кресту, на котором изображен распятый Господь, раскинувший руки для того, чтобы обнять весь мир. Ибо все: местный ряд, праздники — Новый Завет, пророки — Ветхий Завет, дейсис — Церковь небесная —Бог соединил под главою Христом, дабы все спасти и привести в Царство Божье.
Вот мы и закончили описание иконостаса, который создали замечательные художники-иконописцы, в основном наши прихожане, под руководством Валентина…. Конечно, можно говорить было об отдельных недостатках отдельных икон, о несовершенстве отдельных образов, о том, что в программу иконостаса могли бы быть включены другие образы. Но это лишнее. Главное, чтобы иконы помогали нам молиться, вводили нас в литургию, в соборный строй богослужения и приобщали нас к миру вечной красоты и истины, а эту задачу, поверьте, наш иконостас ввполняет.
Ирина Языкова


Свет катакомб
В. Я. Василевская «Катакомбы ХХ века». Фонд имени Александра Меня. Москва, 2001 г.
Эту книгу давно ждали. И хотя некоторые ее части были опубликованы и раньше в разных журналах, она оказалась неожиданной. Неожиданной по глубине, по серьезности, по духовной наполненности и значимости. Ничто так не убеждает, как свидетельство очевидцев. Но здесь это не просто свидетельство, но сама жизнь людей, которые прошли подлинным христианским путем через страшный ХХ век, век богоборческий и человеконенавистнический. Прошли и сохранили веру во Христа, сохранили Церковь и то истинное православие, которому чужда ненависть, ксенофобия, обскурантизм, угождение сильным мира сего. Все это предстает перед читателем в форме воспоминаний, в которых ни Вера Яковлевна Василевская (ее воспоминания составляют основную часть книги), ни Елена Семеновна Мень, ни Мария Витальевна Тепнина и другие героини книги не рисуют себя мучениками, святыми или какими-то авторитетными людьми, поучающими новые поколения как им следует жить и верить. И рядом с этими женщинами на страницах книги вырастают просто гиганты, духовные титаны, настоящие пастыри — прежде всего архимандрит Серафим Батюков, а также о. Петр Шипков, о Иеракс Бочаров, схиигуменья Мария. Вот такие святые (а это бесспорно так!) и составляют суть Церкви ХХ века. Они в одном ряду с уже прославленными — патриархом Тихоном (секретарем которого некоторое время был о. Петр), о. Иоанном Кронштадтским (память о котором была свята в семье о. Александра Меня), оо. Алексеем и Сергием Мечевыми, архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким), великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими.
Особенно поражает фигура архимандрита Серафима. Он вышел из той же высокообразованной среды русской интеллигенции серебряного века, что и о. Сергий Булгаков, и между ними есть, несомненно, сходство. Принявший священство в трудные для Церкви и России дни — в 1919 г. — о. Серафим сознательно посвятил себя служению Христу в период самых жестоких гонений. ХХ век назовут русской Голгофой. Это справедливо для всех, кто прошел крестным путем исповедничества и мученичества. О. Серафим не уехал на запад, как многие русские философы и писатели (хотя как мы знаем, что многих из них, как мать Марию Скобцову, эмиграция от концлагеря не спасла). Он понес на себе весь груз преследований от безбожной власти: вынужден был скрываться в маленьком домике в Загорске, служить литургию по ночам, принимать духовных чад тайно, месяцами не выходить на улицу и умереть в самый разгар войны. О. Серафим не погиб на Соловках, как о. Павел Флоренский, он умер в своем доме, окруженный любящими духовными чадами. Но НКВД, пристально следившее за ним при жизни, не оставило его в покое и по смерти — гроб с телом чекисты вырыли и заставили перезахоронить на общем кладбище. Его жизнь была похожа на заточение, но при этом о. Серафим окормлял, утешал, вдохновлял, вел по пути множество людей, которых доверил ему Господь. Он был настоящим пастырем, положившим душу свою за овец своих. Вера Яковлевна описывает, как о. Серафим вел ее даже тогда, когда она еще не подозревала об этом, а только начинала ощупью определять свой путь ко Христу. Поражает чуткость этого пастыря, его бережное отношение к душам, его подлинная любовь к каждому человеку.
Поразительны, конечно, и о. Петр, и о. Иеракс, матушка Мария. Жизнь каждого из них — это подвиг во имя Христа. После прочтения книги становится понятно, откуда появился о. Александр Мень и почему некоторые люди его не понимают и не принимают. На фоне нашей нынешней жизни его путь кажется столь неординарным и ярким, будто он из другого мира, как инопланетянин или человек исчезнувшей страны. Да, он не вписывался в обычные представления приспособившегося к миру христианства, потому что его воспитывали люди, отдавшие все ради сохранения чистоты евангельской веры и подлинности православия.
Катакомбы. Это слово, всегда ассоциировавшееся с жизнью первых христиан, сегодня употребляют кстати и некстати. Некоторые историки даже отрицают наличие катакомб как значительного движения в Русской Православной Церкви ХХ в. Книга В. Я. Василевской возвращает этому слову и этому явлению подлинный смысл. Когда Церковь гонима, когда мир грозит ее уничтожить или подмять под себя, она уходит в катакомбы, чтобы снова стать зерном, брошенным в землю, которое, умирая, дает новые всходы. Прошедший век в этом смысле близок первохристианским временам, потому что всюду — не только в России, но и в Европе, и в других частях мира — христианство испытывается на прочность, а цена этого испытания — жизнь. Но в России это было как-то особенно остро (может быть, поэтому, начиная с Фатимы и до последних пророчеств, России уделяется особая роль в деле спасения мира?!). Когда миллионы советских людей на стройках социализма рыли котлованы «светлого будущего», сотни христиан уходили в катакомбы, чтобы сберечь истинный свет — свет Рождества, Фавора, Воскресения. Катакомбы обычно представляются мрачным подземельем, но теперь мы знаем, что все обстоит иначе — безбожная Россия пребывала во мгле, а в катакомбах сиял свет, свет Христов. И об этом книга В. Я. Василевской.
И как важно, что члены катакомбной Церкви, отстаивая свое право не идти в ногу в коммунистических бригадах, не противопоставляли себя Церкви, не отделяли себя от всей церковной полноты, от народа Божия. Они не считали себя людьми особого сорта, но просто старались понимать, чего требует от них Господь сегодня. Одна из участниц катакомб, Мария Сергеевна Желнавакова (дочь С. О. Фуделя) так писала в своих письмах: «Мы молились в катакомбах, но потом, когда открылись храмы Троице-Сергиевой Лавры, и туда хлынула масса людей, мы смешались с этими толпами и не посмели отделить себя от них и усомниться. Мы не рассуждали и не мудрствовали, а приняли изменение вокруг себя как должное и покорились с радостью, посчитав это волей Божьей. Да и о чем можно было спорить, стоя рядом с мощами преподобного Сергия?..»
То, что в атеистической стране стали открываться храмы, было чудом, и это чудо совершилось не без молитвенного подвига тех, кто ушел в катакомбы. При этом о самом подвиге, о высочайшем духовном накале жизни о. Серафима и его окружения в книге рассказано без всякого пафоса, с истинным смирением. Простота и чистота книги такова, что уже на второй-третьей странице чувствуешь себя внутри этой жизни, ощущаешь сопричастность, глубокое родство со всеми этими потрясающими умными и благородными людьми, хотя, конечно, понимаешь и их недосягаемую высоту, до которой нам еще расти и расти. Но эта высота задана, она обозначена, и к ней можно тянуться, ибо это норма христианской жизни, а то полусонное существование в мелких дрязгах и суетных амбициях, которыми сегодня живет большинство из нас, очень далеко от христианства.
И, конечно, хочется отметить, что со страниц книги глядят на нас удивительные лица. Такие лица сегодня встречаются редко. Это не лица, а лики! В них хочется вглядываться подолгу, потому что в них скрыта тайна, тайна их веры, их верности, их отданности Христу. Кто-то может возразить: что же в них особенного, обычные лица, обычные люди, просто жившие в необычное время и в необычных обстоятельствах. При этих возражениях мне вспоминается одна атеистическая брошюрка 70-х гг., автор которой, критикуя св. Иоанна Кронштадтского, естественно с атеистических позиций, писал примерно так: и что такого особенного было в этом человеке, что многотысячные толпы ходили за ним по пятам, — обычный старичок, обычное лицо с бородой, такие лица сотнями встречаются на русских иконах.(!) Вот так высек себя атеистический автор, который очень напоминает мне наших современников, ничего особенного не находящих в о. Александре Мене. Наверное, не увидят они ничего особенного и в этой книге, и в ее героях. Но она не для них, она для тех, кто хочет знать, как Господь ведет своих избранных чад по пути спасения, и что значат слова Спасителя о Церкви, которую врата адовы не одолеют.


-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме
-