искать на странице
 

  <<вернуться к содержанию

Священник Владимир Лапшин

Да хранит вас Господь!

(Проповеди и беседа)

В связи с терактом

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Конечно же, сегодняшние литургические чтения: и отрывок из послания апостола Павла к коринфянам, и отрывок из Евангелия от Матфея — заслуживают нашего внимания, и может быть, даже особого внимания. Но сегодня, когда весь наш народ и, может быть, весь мир переживает скорбь в связи с тем, что произошло на южных границах нашего государства, наверное, говорить можно и нужно только об этом, хотя, что можно сказать, что можно говорить?

Наверное, многие сегодня задаются вопросом, что же произошло, и кто виноват. Что произошло? Произошла очередная победа зла в этом мире. Да, победа местная, скажем так, локальная, но совершенно очевидно, что это победа зла. Даже если бы не погиб ни один из заложников, а были бы уничтожены все террористы, всё равно это была бы победа зла. Все равно. Потому что добра от того, что кого-то убили, пусть это даже террорист, блага на земле, добра от этого в мире не прибавится. Важно понять, чего добиваются — я не побоюсь этого слова — демонические силы, которые вдохновляли этих людей, которые руководили этими людьми. Они добиваются того, чтобы люди поверили, что на земле можно жить только страхом, что на земле можно жить только в разделении, что люди на земле не могут жить вместе, люди, говорящие на разных языках, с разным цветом кожи, люди разных религий никогда не могут быть друзьями, что они должны жить только во вражде, что этот мир призван к вражде, к злу, к разделению, к ненависти. Они хотели убедить всех в этом. И в какой-то степени им это удалось.

Да, эта победа — только временная, эта победа — только местная, только локальная. Но она может стать абсолютной, она может стать абсолютной, если мы все поверим им, если мы поверим, что действительно нельзя жить в любви, если мы поверим, что мы действительно должны ненавидеть друг друга, если мы поверим, что люди разных религий не могут сосуществовать в одном обществе, в одном государстве. Если мы озлобимся, если мы будем жаждать мести, если мы будем радоваться каждому убитому террористу — вот тогда победа зла будет совершенной.

Кто виноват все-таки? Конечно, очень легко обвинить эти демонические силы: они виноваты. Виноваты те люди, которые поддались вдохновению этих демонических сил, те люди, которые совершали эти теракты, и которые задумывают новые. Но очень важно понять, что виноваты мы все, мы все виноваты, все люди на земле виноваты в том, что происходит. Потому что мы поддаёмся, мы поддаёмся на эти провокации, мы поддаёмся на это внушение зла и ненависти. Если бы эти силы видели, что что бы они ни делали, мы всё равно будем прощать, что что бы они ни делали, мы всё равно будем любить, что что бы они ни делали, мы ни за что не будем озлобляться, то террор уже давно бы прекратился. Зло уже умерло бы, ему бы нечем было питаться. Оно питается нашими соками, оно питается вот той ненавистью, той злобой, которой мы поддаёмся, и которую мы приносим в жертву на алтарь этих демонических сил.

Давайте поймём, что виноваты мы все. И что сегодня мы должны молиться, молиться обо всех жертвах теракта. Обо всех невинно убиенных детишках, обо всех тех, кто пытался их защитить, но и о тех, кто совершал теракт и тоже погиб, потому что они невинные жертвы. Кто-то может не согласиться со мной, кто-то, может быть, меня осудит. Я понимаю, что призываю к очень трудному, я призываю, может быть, к подвигу. Гораздо легче призывать к мести, гораздо легче призывать молиться о воздаянии, о возмездии, об отмщении. Но я призываю молиться и об убийцах тоже, я призываю молиться о тех, кто ранен, и о тех, кто так или иначе столкнулся с этим злом, обо всех нас, потому что мы все в какой-то степени ранены, мы все в душе повреждены. И будем молиться о том, чтобы зло не умножалось, чтобы зло не захватывало наши сердца, чтобы не было озлобления, чтобы не было ненависти, чтобы не было стремления к мести.

Да хранит вас Господь!

(4 сентября 2004 г., суббота, на литургии)

Притча о званых на пир

В притче говорится о том, что хозяин пира призывает всех первых попавшихся, всех бродяг, и добрых, и злых. Да, точно так же и нас Господь всех призывает в Царство Божье — на этот Брачный пир. Но мы это Царство Божье должны еще усвоить, мы должны его еще принять, мы еще должны научиться жить в нем, Это и есть та брачная одежда, которая необходима. И мы не раз с вами говорили о том, что проблема не в том, что Бог слишком строгий, проблема не в том, что Он слишком строго отбирает, кого впустить в Царство, а кого не впустить. Он впустит всех. Но сможем ли мы чувствовать себя там, как в Царстве Божьем? Станет ли это место Раем и местом блаженства для нас?

И вот это зависит от нас. Если мы здесь на земле научимся жить по законам Царства Божьего, если мы здесь на земле приготовим себя к Царству Божьему, тогда действительно Царство Божье станет для нас Царством Любви. А если мы будем здесь думать только о земном, жить здесь так, как мы живем, то Царство Божье, в которое нас впустят, окажется для нас адом, тьмою внешней.

Мы не раз с вами говорили, что Царство Божье — это Царство БОЖИЕ. Важно вспомнить, кто есть Бог. Бог — есть Любовь, Бог есть прощение, Бог есть мир и радость, Бог есть свет. И если мы хотим, чтобы Царство Божье, Царство любви, Царство мира, Царство прощения, Царство мира и радости, стало нашим царством, чтобы оно действительно стало для нас Царством Божьим, мы должны уже здесь и сейчас научиться жить радостью, любовью, прощением, миром, светом. Мы уже здесь и сейчас должны стать для этого мира любовью, миром, радостью, светом. А если этого нет у нас, и если мы даже не стремимся к этому, если мы живем, и хотим жить, как все, как живет этот мир, то вот это и есть то отсутствие брачной одежды, которое выкидывает нас вон за пределы Царства.

Давайте задумаемся. Потому что эта притча обращена к каждому из нас. И, может быть, сегодня, в дни этой скорби, это наиболее важно. Не озлобиться, не испугаться, не впасть в уныние, в отчаяние. Это так важно. Так важно, когда убивают детей, когда гибнут невинные люди, так важно явить этому миру хоть чуточку любви, хоть чуточку прощения. Прощения всем. И убийцам тоже, и любви к ним тоже. Может во всей этой ситуации они самые нуждающиеся в нашей любви, может быть они самые несчастные. Потому что этими страшными делами они губят свою душу. Как не вспомнить, Господь говорит: «Если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит, что пользы?». Душа человека, бессмертная душа, дороже всего мира. И вот эти души гибнут. Но гибнут души не только их. Гибнут души и тех, кто жаждет мести, гибнут души и тех, кто злорадно потирает руки и надеется, что мир разрушится. Давайте и о них думать.

Мы сегодня будем молиться. Мы будем молиться об исцелении раненых, будем молиться об упокоении погибших, невинно убиенных. Но давайте там, в глубине наших сердец помолимся и о тех, кто сотворил всё это. О тех, кто, так или иначе, способствовал всему этому. Давайте и о них помолимся, давайте и о них не забудем. И вот это будет, может быть, нашим первым шагом к тому, чтобы обрести брачную одежду. К тому, чтобы хоть чуточку приблизиться к Царству Божьему.

5.09.04 (Фрагмент проповеди)

Воздвижение Креста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. Сегодня мы поклоняемся Кресту Господа нашего Иисуса Христа. Но что это значит, что значит для нас этот праздник? В эти дни мы с вами уже говорили о том, что Крест — это ключ к пониманию христианства. Понять тайну Креста — это значит понять христианство, самое главное в христианстве. В эти дни мы с вами говорили о том, что Крест — это выражение главного принципа христианства, того принципа, который проповедует, приносит в этот мир Христос. Крест — это символ ненасилия. Крест — это символ отказа от силы, от победы, добываемой с помощью насилия. И очень важно это вспомнить или, может быть, осознать заново именно сегодня, когда мир задыхается от насилия, когда зло порождает новое зло, когда на удар отвечают ударом. И понять это, вспомнить это важно, прежде всего, тем, кто называет себя христианами. Вспомнить и молиться о том, чтоб Господь уберег нас, чтобы нам не заразиться духом мира сего, чтобы нам не заразиться всеобщими настроениями, чтобы нам всегда помнить, и днем, и ночью, заповеди Христовы: «Не отвечайте злом на зло», «Если вас ударили по правой щеке, подставьте левую», «Любите врагов ваших, благословляйте, а не проклинайте ненавидящих вас». И не только помнить эти заповеди, но и жить ими. Жить.

Кто-то может сказать: «Но это же безумие! Это же безумие — не отвечать ударом на удар. Это же безумие — не пресекать насильственными методами террор. Это же безумие — не отвечать войной на войну». Да, с точки зрения этого мира, это безумие. Но это божественное безумие. Это то безумие, о котором говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам, он говорит, что немудрое Божие, безумное Божие мудрее всего человеческого, мудрее всего мирского.

Кто-то может сказать: «Ну а как, как реально в практической жизни, когда взрывают дома, когда убивают невинных детей, когда захватывают заложников и казнят их перед телевизионными камерами — как быть, как жить?» Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Конечно, конечно, наверное, в реальной жизни иногда необходимо применять и силу. Но не гордиться этим, понимать, что это зло, что это — то вынужденное зло, с которым мы призваны мириться. Раньше, в древние времена, когда воин возвращался с войны — даже если он победил в этой войне — если он участвовал в боевых действиях, он на три года отлучался от причастия. То есть, Церковь, христиане понимали, что — да, война была вынуждена; да, может быть, эти воины вынуждены были защищать свою страну, своих родных, близких, защищать самих себя, но они убивали, они творили зло. Даже пусть вынужденное зло. И Церковь это обозначала.

И важно понять, важно понять, что славные моменты в истории нашего Отечества — это не победы над теми или иными врагами. Славные моменты в жизни Александра Невского — это не победа над крестоносцами, а это мир с татарами — позорный, может быть, мир, трудный мир, но мир! Славные моменты в жизни преподобного Сергия Радонежского — это не Куликовская битва, которую ему приписывают, а его уход из монастыря, из собственного монастыря, когда против него братия подняла бунт. Он не воспользовался своей властью, он не давил своим авторитетом — он тихо собрал котомочку и ушел. И славные моменты истории всей нашей страны —это, еще раз подчеркиваю, не победы в войнах —в войнах вообще не бывает победителей, в войнах всегда побеждает зло, в войнах всегда побеждает смерть, кровь, насилие — а славные моменты истории — это те, может быть, немногие годы, когда Отечество жило в мире. Это построенные мосты, это построенные дороги, это выращенный хлеб, это написанные замечательные книги или музыка — вот что есть славные моменты в истории Отечества. Это рождённые дети —не убитые сыны или мужья, а рождённые дети.

И очень важно, очень важно это понимать именно сегодня, когда нас вновь и вновь призывают к войне, когда нас вновь и вновь пытаются втянуть в волну насилия и кровопролития. Гордиться нечем — только молиться. Только молиться, чтобы Господь избавил нас от этого безумия, захлестнувшего весь мир и даже тех, кто называет себя христианами, тех, кто про ракеты говорит «это наши ангелы-хранители», тех, кто благословляет оружие воинское — чтоб Господь уберёг нас от этого безумия, и чтобы научиться жить миром, миром. А этому надо учиться на всех уровнях, и, прежде всего, в семье, прежде всего, с родными и близкими.

Давайте задумаемся: сегодня мы поклоняемся Кресту. Вот, что такое Крест в нашей жизни.

Да хранит вас Господь!

27 сентября 2004 г. понедельник.

Воздвижение. Литургия

Неделя по Воздвижении

Беседа на радио «София»

Итак, только что мы с вами слышали проповедь, которую владыка Антоний Блюм произнес пятнадцать лет назад в такое же воскресенье после праздника Воздвижения Животворящего Креста. И она может послужить очень хорошим вступлением для нашей сегодняшней беседы. Итак, в этой проповеди говорится о Кресте Господнем, а Церковь через литургическое, евангельское чтение напоминает нам сегодня о нашем кресте. Господь говорит Своим ученикам, то есть, каждому из нас с вами, тем, кто называет себя христианами, кто называет себя верующими во Христа Иисуса: «Кто хочет идти за Мною, то есть, кто хочет стать христианином, кто хочет стать Моим последователем, учеником — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной».

Но что значит «взять крест свой», что значит наш крест в нашей жизни, что значит «отвергнуться себя»? Всему этому учит нас Господь Иисус Своей жизнью, Своим Крестом. Что значил Его Крест для Него лично и для тех, кто Его окружал? В Иисусе видели Посланника Божия, за Ним следовали толпы восторженных людей, Он совершал удивительные чудеса, которые до Него не мог совершать никто. Нет, конечно, из Священной Истории, из книг Ветхого Завета мы знаем о чудесах, которые творились и в древности некоторыми людьми, пророками, Моисеем, пророком Илией, пророком Елисеем. Но это были отдельные чудеса, это были, как бы, прорывы Божественной Силы в жизнь человека. А Иисус творил чудеса, можно сказать, ежедневно: Он ежедневно исцелял людей, Он ежедневно изгонял бесов, Он ежедневно возвращал к полноте жизни десятки, сотни, тысячи людей. То есть, таких чудес в таком количестве до Него никто не совершал, и люди были уверены, что это и есть Тот, Которого они ждут в течение уже многих сотен лет, это есть Тот, Кто восстановит Царство Бога на земле. И Иисус этого не отрицал. Он Сам говорил: «Приблизилось к вам Царство Божие. Если Я перстом Божиим изгоняю бесов, если Я исцеляю больных, если слепые видят, если хромые ходят, значит, Царство Божие вошло в вашу жизнь, Царство Божие уже здесь».

И вот здесь наступал очень трудный переломный момент, здесь что-то происходило с людьми. С одной стороны — да, действительно, великая Сила Божия, великие чудеса. Но с другой стороны, люди, окружавшие Иисуса, ждали другого царства. Они Царство Божие представляли по-другому. Им казалось, что когда Бог через Своего Посланца войдет в их жизнь, то будет сброшено ненавистное иноземное иго, они установят свою власть над всем миром, они обретут честь и славу, они обретут материальное довольство, благополучие, они будут сыты и счастливы. Но жизнь продолжала течь по-прежнему, вокруг были оккупанты, Израиль оставался под римским владычеством, и жизнь была нищей и голодной. Те, кого называли зелотами, строили заговоры против римских оккупантов, да и против тех, кто с ними сотрудничал. Римляне называли их «сикариями», а в Синодальном переводе по-русски они названы разбойниками. По дорогам и в городах Палестины бесчинствовали крупные банды таких разбойников, и мы знаем, что Иисуса распяли среди разбойников. Когда Пилат вышел на площадь и спросил у народа: «Кого вам отдать, хотите ли, отдам вам Иисуса?» — народ просил: «Отдай нам Варавву». О Варавве, сказано, что он тоже был разбойником. И об Иисусе сказано, что Он был распят как разбойник. Одним словом, если в русском языке «разбойник» — это тот, кто занимается разбоем на дороге, грабит людей, то в древних евангельских текстах, по-гречески, употреблено слово, которым обозначали повстанцев, мятежников, тех, кто выступал против власти, тех, кто возмущал народ, тех, кто поднимал людей на восстание. И многие видели в Иисусе именно лидера такого восстания, восстания, которого ждали и хотели многие.

Но Иисус, с одной стороны, претендуя на роль Мессии, Христа, и творя удивительные деяния Силы, с другой стороны, полностью разочаровал людей. Он не только не одобрял восстания, он не только не одобрял политическую борьбу — более того, он всячески развенчивал эти националистические амбиции израильтян, он всячески укорял их за то, что они стремятся к возвеличению своей нации, своего народа, к восстановлению Израильского царства, независимости, и так далее. Он всячески обличал их за эту жажду борьбы, мести, крови. Он говорил: «Вам сказано: “Око за око и зуб за зуб”, а Я вам говорю: “Не отвечайте злом на зло”. Вам сказано: “Люби ближнего и ненавидь врага своего”, а Я говорю вам: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите тем, кто совершает против вас зло, кто делает вам гадости”». Люди этого не могли понять. И это, кстати, было одной из причин, по которой казнили Иисуса. И владыка Антоний Блюм замечательно отмечает это. В своей проповеди — он говорит: «Господь преступил против людей еще тем, что разочаровал их, Он разочаровал их Своей проповедью». Более того, израильтяне все свои упования связывали с Иерусалимом, с Храмом, а Господь возвестил, что камня на камне не останется ни от этого Храма, ни от этого города, если «не опомнитесь, если не покаетесь, если не откажетесь от своих кровожадных планов, от этой жажды реванша, мести, от своих национальных амбиций».

Кто-то может сказать, что тем самым Иисус выступил против всей истории Народа Израильского, против Закона Божия. Да нет, нет! Он просто пытался показать людям, что то, что когда-то было свято, люди стали использовать во зло. Израиль Божий, Народ Божий должен был стать светом миру, солью земли, израильтяне должны были стать свидетелями Божьей любви и милости, и прощения перед всеми народами. А они обособились, они жаждали владычествовать — не свидетельствовать о любви, не нести в мир любовь и прощение, а владычествовать над народами. Они должны были явить миру прощение Божие, а они всех отлучали от себя, обличали за грехи. И вот Господь все это показывает, и это становится основной причиной Его неприятия, Его отвержения, Его казни. Это становится частью Его Креста, тем, что обрекает Его на Крест.

Но Господь, конечно же, мог постоять за Себя. Он Сам говорит: «Если бы Я хотел, если бы это было надо, Я бы мог призвать легионы ангелов, которые встали бы на Мою защиту. Но как же тогда исполнится замысел Божий, как же исполнится воля Божия?» И Он добровольно всходит на крест, Он принимает принцип ненасилия, Он отвергает силу. Мы можем вспомнить самое начало Его служения, искушение в пустыне, когда Ему предлагается власть над всеми народами, когда Ему предлагается возможность совершить чудеса, увлечь людей, когда Ему дается, казалось бы, всё в Его руки. Но Он от всего этого отказывается: Он не хочет никого подавлять, Он не хочет никого привлекать силой.

И это очень важный момент. Сегодня, можно сказать, в последний день праздника, в Неделю по Воздвижении, Церковь напоминает нам о нашем кресте. И нашим крестом, если мы хотим стать последователями Христа, должно быть то, что было Крестом для Спасителя. То есть, если мы хотим быть учениками Христа, мы, подобно Ему, должны принять тот же образ действия, тот же образ жизни, мы должны сделать этот принцип ненасилия, смирения, духовной нищеты и кротости основой своей жизни. Мы должны вспомнить слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославили Отца вашего Небесного. Вы — соль земли, вы — свет миру. Любите врагов ваших, прощайте! Прощайте и тех, кто что-то делает против вас, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас».

Кто-то может сказать: «Ну как же так, как же так? Да, это очень хорошо, это очень хорошо как вечная истина, как некий идеал, к которому можно стремиться. Но как это воплотить, реализовать в нашей сегодняшней жизни, когда мир захлестнула волна насилия, когда сегодня у нас в стране убивают невинных людей, невинных детей? Как прощать, как не отвечать злом на зло, как не отвечать ударом на удар?» Но ведь Господь, когда говорил эти слова, не возвещал каких-то вечных истин, хотя, конечно, каждое Его слово — это вечная истина, потому что оно истинно. Каждое слово Его — истина. А истина может быть только вечной, или она вообще не истина.

Но говорил-то Он конкретно, говорил Он в конкретной ситуации, говорил Он тогда, когда от Него тоже ждали действия, когда от Него ждали призыва к мести, когда от Него ожидали, что Он поднимет отряды повстанцев, что Он противостанет злу, насилию, крови, и так далее. Но Он ничего этого не сделал; более того, Он сказал людям, что «если вы не сойдете с этого пути, если вы не покаетесь в этом, вы погибнете, и погибнет Иерусалим, погибнет Храм и погибнет народ». И мы знаем, что произошло с Израилем: в 70-м году был разрушен Иерусалимский храм, в 130-м году был разрушен Иерусалим, и в течение почти двух тысяч лет Израильское государство вообще не существовало, а народ был рассеян по всему миру. Вот наказание за националистические амбиции, вот наказание за жажду мести, вот наказание за попытки остановить насилие насилием, пресечь зло злом.

И это заставляет задуматься о многом. В нашей истории тоже можно найти много примеров. Можно вспомнить начало XX века, когда революционные массы, как им казалось, противостояли злу абсолютного самодержавия, монархии, когда они пытались пресечь то зло, которое, как им казалось, творили власть имущие — и во что это ввергло страну, во что это ввергло народ? Гражданская война, порушенные города, миллионы погибших от ран и болезней, от голода. Что творилось потом, когда в 30-е годы расстреливали тех, кто расстреливал в 20-е годы; в 40-е годы расстреливали тех, кто расстреливал в 30-х годах; в 50-х годах сажали в тюрьмы тех, кто расстреливал в 40-е?

И в какой-то степени всё это продолжается сегодня, и сегодня наш народ, наше общество стоит на грани гражданской войны, такого вот гражданского взрыва. Что мы имеем на Кавказе? Конечно, сейчас можно очень далеко зайти, если пытаться понять, кто первый начал. Но, может быть, уже давно пора понять, что невозможно остановить зло насилием, невозможно зло остановить злом, умножая зло. Ведь когда мы убиваем, когда мы расстреливаем, когда мы... Сейчас многие депутаты ратуют за восстановление смертной казни. Но оттого, что мы кого-то казним, разве зла станет меньше? Ведь зло, абсолютное зло — это лишение человека жизни. Бог есть источник жизни, Бог создал этот мир как взрыв жизни, как поток жизни. И самый страшный грех, грех человека — это грех против жизни. И всё, что связано с ним. А что против жизни? Откуда идут убийства, откуда идут войны, откуда идут эти все смертоубийства, резни, и так далее? От гордыни, от тщеславия, от честолюбия, от властолюбия, от сребролюбия, от самости, в конце концов, от жажды наслаждений. Всё это рождает грех, это всё рождает зло.

Но мы всё это сегодня видим в нашей стране. Происходят страшные события. Да, есть люди с повреждённой душой, есть люди духовно больные, духовно поверженные. И они творят зло. Но общество заражается этой болезнью, и общество хочет ответить на это зло еще большим злом. И это страшно, страшно. Ведь, в конце концов, как говорил апостол Павел, наша брань — не против плоти и крови, не против людей, тех или иных, тех или иных наций, тех или иных партий. Наша брань, наша война, наша борьба — против духов злобы поднебесных. Чего хотят эти духи злобы поднебесные, чего хотят эти силы тьмы? Они хотят разделения, они хотят, чтобы все люди перессорились, чтоб народ восстал на народ, чтобы люди убивали друг друга. И когда мы на одно зло, когда мы на смертоубийство, когда мы на террор отвечаем другим террором, мы работаем на руку этим силам тьмы, мы работаем на руку этим силам зла.

И вот тут важно задуматься. Тут важно задуматься: да, наверное, наверное, каким-то образом необходимо бороться с проявлениями террора, необходимо что-то делать для наведения порядка в стране. Но параллельно этому, и может быть, прежде чем это, и гораздо важнее, чем это, нужно думать о том, а что послужило толчком ко всему этому? Не наши ли амбиции, не наше ли стремление диктовать волю другим народам, не наше ли стремление навязать свой образ жизни людям, которые не хотят этого образа жизни, навязать свои ценности тем людям, которым эти ценности не нужны? Давайте посмотрим, что творится в Ираке — это исламская страна, там другой мир совершенно. Но западный мир пытается навязать им образ какой-то западной жизни. Да, это западные идеалы, западные ценности, они, может быть, хороши для Европы, они, может быть, хороши для Америки. Но они, может быть, совсем не подходят для Востока, они, может быть, совсем не подходят для Арабских Эмиратов, для Ирака, для Ирана, для Китая, или других стран. Хорошо вот, Япония —она ассимилировалась, она, так сказать, всё это восприняла и стала такой европеизированной или американизированной страной. А исламский мир не хочет этого. Ну и пусть живут, как хотят жить, почему мы навязываем кому-то...

Но то же самое ведь и у нас на Кавказе. То же самое происходит у нас на Кавказе: мы людям навязываем тот образ жизни, которого они не хотят, мы им навязываем те ценности, то государственное, социальное устройство, к которому они не привыкли. Oни хотят, может быть, жить по законам шариата, или еще что-то. Почему они должны жить по другим законам?

Давайте задумаемся, это серьезная проблема, тут можно много говорить... И я не пытаюсь сейчас — я не политик, я не социолог — я не пытаюсь сейчас расставить точки над “i”, объявить кого-то виноватым, а кого-то правым, нет. Я просто хочу, чтобы люди задумались, я хочу, чтобы мы поняли, все мы поняли, что до тех пор, пока мы на зло пытаемся ответить злом, пока мы на удар отвечаем ударом, всё будет продолжаться до бесконечности, всё так и будет. Весь исторический опыт этому учит, ничего другого нам история не откроет. И единственный пример, когда один Человек поступил не так, и этим Человеком был Иисус Христос, когда Человек не ответил ударом на удар, когда Человек добровольно взошел на крест — Он, хотите верьте, хотите нет, но Он победил зло. Он, в какой-то степени, завоевал этот мир, хотя мир этого, может быть, еще и не понял.

Ну, я уже повторяюсь, значит, пора заканчивать.

3 октября 2004 г.

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-