|
к содержанию>>
Леонид Харитонов
Хулио Рибас и о. Александр Мень
Недавно
в моей жизни произошло радостное чудо. Не думаю, чтобы в самом этом
факте было что-то экстраординарное: уверен, что многие христиане,
включая и многих членов нашего прихода, могли бы свидетельствовать
о пережитых ими больших и маленьких чудесах. Так что я не стал бы
обнародовать свои впечатления, не будь они связаны с моим навечно
любимым духовным отцом Александром Менем.
Придется начать издалека. Еще в начале девяностых переводческая
работа свела меня с миром футбола. Поскольку эта игра мне очень
нравится, и как зрителю, и как участнику, это совпадение для меня
– большая отрада. Знаменитые европейские стадионы, “звезды” футбола,
разнообразные страны, кулисы для “посвященных” – всё это я увидел
“вживую” благодаря такой деятельности. Но порой я спрашивал себя
и Господа, насколько это увлечение, в котором гуляют такие страсти
и такие деньги, совместимо с христианством, и не слышал твердого,
убедительного ответа. И вот, в конце прошедшего февраля, ответ пришел.
Он принял облик уругвайского футбольного тренера, который приехал
в Москву из Италии вместе со своим начальником, моим старым приятелем
и работодателем. Испанского я не знаю, но Хулио Рибас (так зовут
уругвайца) хорошо говорит по-итальянски, и поэтому именно мне предстояло
обеспечивать его общение с российскими коллегами. Первые впечатления
о новом знакомом были сложными. Внешность
его не назовешь располагающей: приземистый, крепко сбитый, стриженый,
что называется, под машинку, он походил на отечественного криминального
“качка”. Говорил громко, будто на футбольном поле командовал. Говорил
много и горячо. Из его рассказов выяснилось, что вырос он в бедной,
почти нищей семье, и, как показалось, еще с тех пор, с детства,
ему близка коммунистическая идеология. Хулио сразу выучил два русских
слова: “спасибо” и “товарищ”. “Хороший парень, искренний, эмоциональный,
жалко только, что такой левый”, – подумал я.
Мои умозаключения вроде бы окончательно подтвердились на следующий
день: когда мы проезжали на машине мимо площади, лежащей у истока
Пречистенки и Остоженки, Хулио вдруг закричал: “Энгельс! Энгельс!”
Я вздрогнул от неожиданности, а потом понял, что уругваец имеет
в виду памятник. Поскольку дальше по курсу высился храм Христа Спасителя,
я решил рассказать ему об истории этого здания, надеясь немного
остудить его леворадикальный пыл. Но он, внимательно всё выслушав,
лишь спросил: “А зачем же этот храм, такой огромный, восстанавливали?”
Я мысленно развел руками. Но капля камень точит, и, когда мы углубились
в Замоскворечье, я обратил его внимание на веселый, оранжево-зеленый
храм святителя Григория Неокесарийского напротив выхода из метро
“Полянка”. Тут он немного помолчал и потом вдруг спросил: “Слышал
ли ты о таком российском священнике, о. Александре Мене?” Все во
мне задрожало, когда он еще не окончил фразу: дивным образом я почувствовал,
что вопрос будет именно о Батюшке. От изумления я на несколько секунд
онемел, а потом, вновь обретя дар речи, проговорил: “Ну конечно,
ведь он был моим духовным отцом! А ты-то откуда о нем знаешь?!”
Хулио сказал, что в гостинице
у него лежит книга “Сын Человеческий” в переводе на испанский, что
это главная книга в его жизни после Библии, и что он никогда с ней
не расстается и читает ее каждый день. Он добавил, что молится о.
Александру каждый вечер и что его жена и двое детей, прочитав “Сына
Человеческого”, тоже полюбили Батюшку и почитают его. Хулио предложил
мне на обратном пути зайти к нему в номер, чтобы убедиться, что
книга действительно лежит у изголовья его кровати. Я убедился.
И еще мне стало ясно, что до того момента не только я его, но и
он меня “прощупывал”, пытаясь понять, имеет ли смысл говорить со
мной о предметах духовных, или же мне, выросшему в “стране победившего
социализма”, ближе коммунистическая идеология. Когда, благодаря
его вопросу о Батюшке, взаимная осторожность стала ненужной, Хулио
рассказал мне о своих внутренних поисках, о своей преданности Христу
и забросал меня вопросами об о. Александре. Насколько мог, я утолил
его интерес.
В свою очередь, Хулио Рибас ответил на несколько моих вопросов.
Вот запись состоявшегося диалога:
– Хулио, как ты узнал об о. Александре?
– Как я тебе уже говорил, я всегда задавался разными вопросами
о смысле жизни, о том, ради чего мы живем. Но, главное, я очень
верю в Бога, в Иисуса Христа, и постоянно размышляю об этом. Однажды
я был со своей уругвайской командой заграницей, в Аргентине, где
нас ожидал матч на Кубок Либертадорес (международный турнир с участием
лучших клубов Южной Америки – Л.Х.).
И вот, там, в Буэнос-Айресе, я сидел на сборе с командой и остро
чувствовал, что чего-то мне не хватает, чего-то не хватает. Пошел
прогуляться по магазинам, увидел книжный, зашел, и только собрался
посмотреть книги, как заметил, что прямо у меня под ногами, на полу,
лежит какое-то издание. Подбираю томик и вижу, что это книга о.
Александра Меня
(“Сын Человеческий” – Л.Х.) и что в ней говорится о Христе. Прочитав
всего несколько строк, я всем своим существом почувствовал, что
это – моя книга. Прочитав ее и узнав что-то об ее авторе, я как
раз и нашел то, чего мне не хватало. И еще, я думал, может быть,
о. Александр Мень неизвестен в России?.. Ведь эту книгу он писал
и издавал подпольно… Ну и вообще, в Уругвае и в Аргентине мало что
известно о повседневной жизни в России. Так или иначе, она всегда
со мной. Дома лежит на тумбочке у кровати. Во всех командировках
она со мной.
– Ясно. А что для тебя эта книга о. Александра, “Сын Человеческий”?
– Это весть, обращенная к моей жизни. Это важнейший призыв, обращенный
к моей а может быть, и не только к моей жизни, – насколько я могу
судить, не зная глубоко о. Александра. Потому что, по-моему, там
говорится о самом важном на свете, о главном. Ты можешь верить,
молиться, ходить в церковь, но без любви к другим жизни нет. И,
как мне кажется, благодаря о. Александру Меню и его книге это становится
ясным, абсолютно ясным. Правда нашего существования (где-то в Библии
об этом говорится в другой форме), правда нашего существования заключается
не в слове “я” и не в мыслях о себе, а в слове “мы”.
– А сам о. Александр Мень, его личность, что для тебя?
– Мне трудно говорить о нем как о человеке, о личности, о его
каждодневной жизни: почти все, что я знаю об этом, я узнал от тебя.
Он для меня, скорее, – ориентир, путеводная звезда. Ориентир, прежде
всего, в делании той добродетели, которая сегодня почти совсем забыта,
– в заботе о других.
– Спасибо. А теперь вопрос к тебе как к футбольному человеку.
Есть мнение, что футбол и вера несовместимы, что увлечение им отвлекает
от Бога и от жизни в Боге. Что бы ты мог возразить тем, кто так
думает?
– Никак не могу с ними согласиться. Я, например, люблю футбол и
люблю Бога, люблю Иисуса Христа. Это как в семье. Если ты очень
сильно любишь своих детей, то это не значит, что ты можешь забыть
о дедушке, бабушке, родителях… Любовь ведь большая, и если ты любишь
Бога и веришь в Него, это не значит, что всё другое отрезано. Все
мы, конечно, разные, но я знаю многих людей в футболе, которые,
подобно мне, каждый на своем месте, стремятся к успеху, хотят добиваться
побед, чтобы донести до людей весть о Боге, свидетельствовать об
Иисусе Христе… А для меня лично важно еще и донести весть Александра
Меня. Мы должны свидетельствовать о том, что и в футболе, и в других
самых простых вещах есть Бог, есть Христос, есть о. Александр Мень.
– Что бы ты хотел сказать духовным детям о. Александра Меня?
– Может быть, я ошибаюсь, потому что, повторю, о. Александра я
знаю недостаточно. Но мне кажется, что когда о. Александр Мень говорил,
то он говорил не только с теми, кто был перед ним; он обращался
к человеку вообще, т. е. и к мужчинам, и к женщинам, и к детям.
И, думаю, если бы о. Александр был сейчас рядом со мной, он хотел
бы, чтобы я ответил на твой вопрос словами Евангелия: “Любите друг
друга!”
Ia i?iuaiea y iiaa?ee Ooeei ?eaano oeiia?aoneo? oioia?aoe? i. Aeaenaia?a
n aai iieeoaie “E?ae? Oaay, Ainiiae…” Он сказал, что сделает у себя
дома “грот”, куда поместит эту фотографию, вместе с изображением
Богоматери Лурдской. Неверующий человек назвал бы всё это цепью
случайностей. Но, как любил подчеркивать сам отец Александр, случайностей
не бывает. Божьим Промыслом и молитвами о. Александра была нам дарована
эта удивительная, ободряющая встреча.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
|