|
Жан Ванье
Где Ты живешь?
Добрый
вечер. Боюсь, мой русский не стал намного лучше… Но сначала хочу
сказать, насколько я счастлив быть здесь. Тут «Вера и Свет» родилась
пятнадцать лет назад, это уже пятнадцатая годовщина. И я очень тронут
– быть здесь. Потому что некоторых из вас я знаю пятнадцать лет,
и это глубокие связи, которые нас соединяют. И я хочу поблагодарить
тех из вас, кто приехал из Москвы в Петербург, чтобы мы могли быть
вместе. Жалко, что я не могу говорить по-русски. Я знаю «спасибо»,
«добрый вечер», «добрый день», «хорошо»… Язык – очень важная вещь.
Потому что мы с помощью языка узнаем друг друга. Мы можем сказать
друг другу – я тебя люблю, я тебе верю. И язык позволяет нам понимать
друг друга. Многие люди, с которыми я живу, не говорят. И все же
они говорят – своим телом, своими глазами, руками. Я уже 41 год
живу теперь с умственно отсталыми людьми. И важно – когда мы живем
в «Ковчеге» или в «Вере и свете», мы становимся экспертами по общению.
Когда мы имеем привилегию жить так близко к умственно-отсталым людям,
важно понимать друг друга. В чем твое страдание? Где твои надежды?
В чем твоя боль? Так мы узнаем друг друга – когда говорим о боли,
о надежде. И как я сказал, многие люди, с которыми я живу, не могут
говорить словами, но важно понимать – чем они живут, чего они хотят.
Жалко, что я не говорю по-русски, но слава Богу, – Миша здесь; не
знаю, нужен ли я ему, но он нужен мне. И это община. Мы нужны друг
другу. Потому что у каждого из нас есть свои дары, но также и своя
хрупкость, свои сложности. И мы начинаем делать прекрасные вещи,
когда понимаем – ты нужен мне. Я не могу это сделать сам. Мы нужны
друг другу. И тогда мы начинаем открывать, что у каждого из нас
свои дары. И мы можем строить место надежды.
Я хочу поговорить с вами о вести Иисуса. Думаю, что мне не надо
говорить вам, что мы живем в очень сломленном мире. Везде боль.
Когда я был ребенком или молодым, мир был полон надежды. У меня
впечатление, что сегодня у людей мало надежды. Они только ищут,
как выжить. Но надежды на мир, на то, что мир может стать лучше
– нет. Эта надежда умерла. И вопрос стоит в том, где найти надежду.
Что мы ищем, чего мы желаем для нашей жизни. Я много чего пережил
за время своей жизни. В 13 лет я вступил в военно-морскую службу,
это было во время войны в 42-ом году. Я оставался во флоте восемь
лет. Мой последний корабль был авианосец. Поэтому во многом в моем
подростковом и юношеском возрасте я работал для войны. Но потом
я понял, что это не может быть моей жизнью. Я все больше чувствовал
призвание понимать Евангелие Иисуса и жить им. Кто он, Иисус, и
что есть мои отношения с Ним.
Я
говорил вам, что общение – важная вещь, и что мне жаль, что я не
говорю по-русски. Но такой же важный вопрос – как мы общаемся с
Богом, как мы общаемся с Иисусом. Каково твое общение с Иисусом?
Можешь ли ты слышать голос Иисуса? Можешь ли ты говорить с ним?
Это важнейший вопрос. Общение. Общение с Богом. Существует ли оно?
Ольга говорила немного о молчании, тишине. Для меня молчание – это
не просто отсутствие слов. Это внутренняя установка слушать. Слушать
Бога. Слушать, что происходит в моей глубине. Потому что мы можем
жить только внешней поверхностью себя или можем жить внутренним.
И таким образом во время этого короткого ретрита мы с вами будем
углубляться в евангельскую весть, попытаемся понять, кто такой Иисус.
И чего Иисус желает для меня, для тебя, для вас. Я особенно буду
обращаться к Евангелию от Иоанна. Не потому что меня зовут Жан.
Но потому что я чувствовал призвание войти в тайну этого Евангелия
– и идти с Иисусом с помощью этого Евангелия.
Сегодня
я хочу просто открыть это Евангелие. Оно, как вы знаете, начинается
с пролога, где отражено видение Бога прежде всех вещей. Источник,
происхождение Иисуса. Божественное происхождение Иисуса. В начале
было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И потом мы слышим,
что Слово стало плотью. Бог стал плотью. Это слово – " плоть"
– очень сильное слово. Потому что плоть предполагает хрупкость,
ранимость. Слово «Бог» стало плотью. И Он стал плотью в утробе женщины.
Ему понадобилось тело женщины. Он прожил 9 месяцев в утробе Марии.
И затем родился. И тогда тоже Ему было нужно, чтобы о Нем заботились,
Его держали, питали, любили. Тут вся тайна Бога, который становится
маленьким, ранимым, чтобы быть с нами. Чтобы мы не боялись. Потому
что есть такое целое течение в истории человечества – страх перед
Богом. И Слово стало плотью, чтобы сказать – не бойтесь. Потому
что Я люблю вас. Вы мне важны. Слово стало плотью, чтобы сказать
каждому из нас – ты важен. Ты неповторим. У тебя есть прекрасное
призвание. Ты призван делать прекрасные вещи. И это дает смысл жизни.
Тут мы входим в тайну Евангелия – Иисус приходит, чтобы открыть
нам, кто есть Бог. Когда мы затем читаем дальше Евангелие от Иоанна,
мы слышим об Иоанне Крестителе. Это был великий человек. Он жил
в пустыне, он жил бедно и он провозглашал Слово Божие, чтобы приготовить
приход Иисуса. Приготовить сердца людей. Он объявил, что Мессия
грядет. Будьте готовы принять Его. Он жил в пустыне, как многие
пророки. Он готовится провозгласить Иисуса.
Странная
вещь об Иисусе – во многом Он жил как все обычные люди. 30 лет Он
прожил в крохотной деревне Назарет, Он жил близко к людям, особенно
к тем, кого исключили из общества. Это был нежный, кроткий человек.
Очень любящий человек. Но иногда очень правдивый. Мы видим, как
Иоанн Креститель готовит путь. И в какой-то момент он вместе со
своими учениками, и видит Иисуса. И говорит – вот Агнец Божий, который
берет на Себя грехи мира. Вот Агнец. Мы редко видим ягнят. Ягненок
очень ранимое, хрупкое творение. И когда Креститель называет Иисуса
Агнцем – он видит кого-то очень хрупкого, нежного. Для евреев агнец
имел много смыслов. Кровь агнцев в исходе. И кровь на косяках двери,
чтобы защитить еврейский народ от казни. Это было начало движения
к освобождению. Потому что Евангелие – это освобождение. Освобождение
от чего? От власти ненависти и страха внутри меня. Агнец, который
берет на Себя грехи мира – что это за грехи? То, что мы закрыты
в самих себе. И боимся, а когда мы боимся, мы становимся агрессивными.
Нам надо вооружаться. Мы закрываем себя и начинаем ранить других
людей. Из-за того что мы боимся, мы защищаем себя. Мы строим вокруг
себя стены. Мы не хотим вовлекаться в отношения. Вы знаете, дружба
– это одна из самых прекрасных реальностей человеческих, но она
может стать ужасной реальностью. Может быть такая – ты прекрасен,
а тот отвечает – и ты прекрасен. И мы говорим – мы прекрасны, а
другие люди плохие. Дружба может стать стеной, которая нас отгораживает.
Дружба может нам помогать расти в свободе, в свободе следовать нашей
совести, бороться за правду, за любовь. Но мы боимся. Грех – это
все те стены, которые мы построили вокруг сердец. Из-за них мы боимся
быть с другими людьми. Иисус – агнец Божий, который берет все грехи
мира, всю нашу тревогу и наш страх. На следующий день Иоанн Креститель
стоит с двумя своими учениками и опять видит Иисуса и снова говорит
– вот Агнец Божий. И двое из его учеников оставляют Крестителя и
идут к Иисусу. И там впервые в Евангелии от Иоанна Иисус произносит
слова. Он поворачивается, смотрит на этих двух людей, которые к
нему подходят, и говорит – чего вы ищете? Это прекрасно, что самые
первые слова Иисуса – он как бы бросает мячик нам в руки и говорит
– чего вы хотите, чего вы ищете? В чем ваша потребность, ваше желание?
Он хочет знать, в чем ваше желание. И может быть, эти слова Иисуса
я могу вам сказать тут: вы пришли на ретрит, чего вы ищете? Чего
вы хотите? На что вы надеетесь?
Два
ученика – один из них Андрей, другой – возможно, Иоанн, они немножко
смущены. Они, может быть, не ожидали такого вопроса. И они просто
говорят – а где Ты живешь? И этот вопрос означает – мы хотим провести
с Тобой время. Мы слышали, как Иоанн Креститель сказал, что Ты Агнец,
Агнец Божий, который берет на себя все наши тревоги, который знает,
что внутри нас. И мы хотим побыть с тобой. Хотим сидеть у Твоих
ног. Мы хотим познакомиться с Тобой. Установить отношения с Тобой.
Иисус отвечает – приходите и увидите. И они пошли с Иисусом, и они
увидели, где Он жил, провели время вместе с Ним. И вот это описывает
наш ретрит. В начале Иисус спрашивает нас – зачем вы здесь? Чего
вы ищете? В чем ваше желание? Блаженный Августин сказал очень трогательную
вещь: он сказал – желание тех, кто слушает, они вкладывают слова
в уста говорящего. Так что я завишу от вас. Когда вы с кем-то говорите,
то, что вы говорите, во многом зависит от того, как другой человек
слушает – как люди слушают, чего они хотят от тебя. И каким-то образом
мы будем давать жизнь друг другу – в ваших желаниях. Я надеюсь немножко
ответить на ваши потребности, ваши желания.
Как я сказал, Иисус вам говорит – чего вы хотите? «Где ты живешь?
– Придите и посмотрите». И они пошли и увидели. И Евангелие добавляет
еще одну маленькую вещь. Они остались, и был четвертый час дня.
Это очень трогательно – автор Евангелия говорит: был четвертый час
дня, когда я встретил Иисуса. Где у вас происходит опыт Бога? Когда
у вас был опыт Иисуса? У всех у нас иногда что-то внутри происходит.
Может быть, мы не назовем это переживание – Иисус или Бог. Но мы
чувствуем, что наполнены жизнью. У нас есть жажда жить. Мы ищем
жизни и любви. Мы хотим правды. Мы живем в мире, где столько лжи,
столько иллюзий. И бывает моменты, когда нас наполняет желание жизни
и любви. И я призываю вас помнить, когда были моменты в вашей жизни,
которые самые важные для вас. Чувство присутствия Бога. Может быть,
на литургии, может быть, когда вы слушали слово Божье, может быть,
когда вы забрались высоко в горы, были вы с друзьями – вы пережили
внутренний опыт. Может быть, вы не осмелились сказать – это опыт
Бога, опыт Иисуса. А может быть, вы его открыли – таким образом
Иисус говорил с вами, открывая ваше сердце, вкладывая жизнь в вас.
Первый
вопрос, который я вам задаю – зачем вы здесь. И второй вопрос –
вспомните, вспомните первый раз, когда вы почувствовали опыт любви,
жизни, Иисуса. Всегда важно помнить про важные моменты нашей жизни.
Я немножко старше большинства из вас, мне семьдесят семь, я много
чего пережил в жизни. Иногда это были болезненные переживания, иногда
прекрасные. Но сегодня, в семьдесят семь, я – как бы восполнение,
исполнение всех переживаний, через которые я прошел. И были конкретные
очень важные моменты в моей жизни. Когда я поступил в военно-морской
флот. Когда я ушел из военно-морского флота, чтобы следовать за
Иисусом. Когда я встретился с отцом Тома-Филиппом – это священник,
очень важный для меня. Когда я начал жить с умственно отсталыми
людьми. Все эти моменты моей жизни… В жизни очень много смыслов.
Может, мы лучше видим этот смысл, когда становимся старше. Но есть
начало, и я предлагаю вам подумать об этих начальных моментах. Самые
важные моменты вашей жизни, которые породили в вас желание любить,
желание истины, стремление к идеалу, стремление встретиться с Богом,
жажду Бога.
И завтра мы будем продолжать идти по Евангелию от Иоанна – чтобы
посмотреть на другие вопросы.
Вчера
мы остановились на том, как два ученика последовали за Иисусом.
Они искали учителя, они искали пророка. И мы услышали первые слова
Иисуса – чего вы ищете? Чего вы на самом деле хотите? Многие люди
в Палестине того времени искали освобождения от римских завоевателей.
Они искали освобождения от внешнего насилия. Но Иисус себе это представляет
как-то иначе. Он пришел освободить нас от бремени наших страхов,
наших навязчивых желаний, наших предрассудков. Он хочет, чтобы мы
были свободны любить. Свободны следовать за ним. И что удивило еврейских
людей – они постепенно открыли, что Иисус пришел освободить и римлян,
и греков, и иудеев, и самаритян. Он пришел принести свободу каждому
человеку – чтобы человек не был закрыт за стенами страха. Великое
желание Иисуса – собрать людей вместе, чтобы они научились жить
вместе. Наши ateliers cегодня во многом будут о том, как жить вместе.
Принимать людей такими, какие они есть – с их способностями, с их
недостатками, с их неумениями. Людей самых разных культур. Самых
разных религиозных традиций. Привести людей к единству. Потому что
– то, что ранит сердце Иисуса – это разделение. Разделение, когда
мы закрываемся, прячемся за стенами. Когда чувствуем себя элитой,
что мы лучшие. И это история человечества. Группы людей, которые
чувствуют что они лучшие, что они – элита. Иисус пришел научить
нас быть вместе, принимать наши отличия.
Итак,
два ученика пришли, последовали за Иисусом, побыли с ним – и это
был четвертый час дня. И я говорил о том, как Иоанн запомнил час,
когда он встретил Иисуса в первый раз. Что-то случилось внутри него.
Мир, радость, чувство жизни, что он живет. И дальше, если мы движемся
по Евангелию, мы видим, что Иисус зовет еще пять людей. Во-первых,
Андрея, и потом, возможно, Иоанна. Затем встреча с Петром, потом
с Филиппом и Нафанаилом. И так появляется первая маленькая группа
учеников. И мы видим, куда Иисус их хочет вести. Можно подумать,
что Он их ведет в пустыню, где у них будет ретрит, размышления над
торой, но куда Он их ведет – знаете? На большой праздник. На большой
праздник, где люди действительно счастливы, рады. Прежде всего Он
ведет своих учеников на брачный пир. А в то время в Израиле брачный
пир занимал 8 дней. И это одинаковые слова – брачный пир и питие.
Это 8 дней выпивки. И мне нравится, что Иисус приходит на праздник.
И я не думаю что Он смотрел на часы или на солнце и думал – надо
скорее делать чудеса. Он очень человечный. Он танцевал, пел. Он
был с людьми, которых Он любил, с людьми галилейскими, среди людей
которые пришли из Назарета, Тивериады и других городов. И Иисус
был счастлив быть со своими людьми. Он глубоко человечен. И я могу
сказать, что Он не всегда серьезен. Он любит радость. Потому что
веселие – это взаимоотношения. Он любит взаимоотношения, любит быть
с людьми. Радоваться с людьми. И Он ведет людей на брачный пир.
Почему Он их туда ведет? Я думаю, чтобы показать нам, чем мы все
призваны стать. Мы были созданы для счастья. Мы были созданы, чтобы
радоваться. И праздник брачного пира – это праздник единства, праздник
любви. И это надежда. Он показывает людям, что Он от нас хочет.
И апокалипсис показывает, кем мы призваны быть. Это брачный пир
Агнца. Вот для чего мы созданы – для брачного праздника. И Он зовет
нас, показывает нам, к чему мы призваны. Люди, которые глубоко счастливы.
Глубоко соединены друг с другом. И дают жизнь – и об этом брак,
это – давать жизнь. И что мы откроем – чтобы жить полноценно, мы
должны измениться. Нам надо поменяться. Это потребность в освобождении.
Как я уже говорил, для нас опасность – закрыться в себе. Думая,
что мы лучше всех, мы защищаем себя. Мы люди, мы очень ранимы. У
нас много страха. Чего мы боимся? Может быть, смерти? Что нас не
будут любить? Может быть, боимся страданий? Отвержения – что нас
оставят?
Я расскажу вам об одной женщине, живущей в L’arche, в Англии. Она
рассказала, что ее родители всегда дрались. И она очень боится взаимоотношений.
И она решила в детстве, что не будет вступать во взаимоотношения.
Она хотела успеха. Чтобы ей восхищались. Она решила хорошо учиться
в школе, хорошо работать. Она делала карьеру, но она не хотела взаимоотношений,
потому что это опасно. Она видела, что отношения родителей – это
плохие отношения. И она говорит – я носила маску. Я действительно
боялась встречаться с другими людьми. И однажды она пришла в «Ковчег».
Она поняла, что такое любовь. Она увидела, что умственно-отсталые
люди ее любят. У многих из нас может быть плохой образ любви. Любовь
– это не обладать, не контролировать. Любовь – это поднимать, любить
– это открывать. Что мы открываем в другом, когда мы его любим?
Его ценность. Ты ценен, ты важен. У тебя есть твои сильные стороны,
слабые стороны. Может быть, проблема со здоровьем или еще какие-нибудь
другие недостатки. Но ты прекрасен. У тебя есть миссия в жизни и
в Церкви. Многие люди не знают, что они прекрасны. Многие люди не
знают, что они званы на брачный пир. Но где-то в глубине нам нужно
преображение. Нам надо открыть, кто мы на самом деле. Открыть, как
мы прекрасны. Потому что мы дети Божии и мы призваны стать людьми
свободными. Свободными людьми, а не теми, кого контролирует страх.
И в глубине души нам нужны изменения, преображение. Брачный пир
в Кане галилейской – это важный момент. Это реальность. И есть более
глубокий смысл в этой реальности. Реальность – это праздник брачного
пира. И тут случается нечто драматическое. Это две бедных семьи.
И у них не хватает вина. Это большое унижение. Они унижены. Люди
к ним пришли из Назарета, других городов Галилеи, они пришли на
неделю пить вино, а это бедные семьи, нет больше вина. Это унижение.
Мать Иисуса каким-то образом близка к этим семьям. Она близка к
униженным людям, над которыми смеются. К неудачникам. И она видит
их унижение. И она обращается к Иисусу. Говорит – у них нет вина
больше. Она понимает, что это значит. Она понимает, знает, что Иисус
понимает это. Унижение. И Она хочет, что бы Иисус что-то сделал.
И мы слышим странные слова Иисуса, которые кажутся отказом. Я хочу
поговорить про смысл этих слов. Он просто говорит: «Что мне и тебе?
Мой час еще не пришел». Это похоже на отказ. Но Мария знает Иисуса.
Она любит Его. Иисус любит Марию. Она идет к слугам и говорит слугам
– делайте, что Он вам скажет. Может быть, это то, что Мария говорит
каждому из нас. Сделайте то, что скажет вам Иисус. Потому что это
путь к освобождению, к радости, к миру, и путь к познанию Бога.
Мне приятно думать об этих слугах, которые наполняют водоносы. Я
не знаю, сколько туда воды вошло, чтобы наполнить это. Но я себе
представляю, что эти люди ходят туда-сюда к колодцу, наливают воду,
и думают – что же такое происходит? Я когда-то пытался подсчитать,
сколько же воды на это пошло, чтобы наполнить все эти водоносы.
«Отнесите это вино к распорядителю пира», – и они видят, что вода
стала вином. Преображение. Это похоже на то, как вода нашей человечности
должна превратиться в вино любви. Нам нужно изменение. Любить так,
как любит Иисус. И я сказал, что Иисус пришел нас изменить, чтобы
мы не смотрели на людей осуждающим или проклинающим взглядом. Но
чтобы мы видели людей так, как Он их видит. Чтобы мы так смотрели
на людей с ограниченными возможностями, как он смотрит на них.
Вы знаете, что самый центр Евангельской вести – он находится в
6-ой главе от Луки – главное послание Иисуса. Будьте милосердны,
как Отец Мой милосерд. Не судите. И не судимы будете. Не осуждайте.
И не будете осуждены. Прощайте. И будете прощены. Это самое главное
в вести Иисуса. Сострадание, прощение. Но быть милосердным, как
Бог милосерд – это означает, что мое сердце должно измениться каким-то
образом, чтобы я видел людей и любил людей так, как их видит и любит
Бог. И претворение воды в вино – это важный момент, это открывает
силу Иисуса – что Он действительно мессия, действительно Сын Божий.
Это также откровение о том, что я призван измениться. Что вода моей
человечности должна претвориться в вино любви Божией.
Затем продолжается история, и Иисус сталкивается с религиозными
авторитетами своего времени. Человек по имени Никодим. Он приходит
ночью встретиться с Иисусом. Иисус открывает ему новое видение,
открывает Царство Божие, царство любви. Не такое царство, в котором
мы живем, царство войны и сражений. Чтобы войти в этот замысел Божий,
нам надо измениться, родиться заново. Надо родиться от воды и Духа.
Надо стать свободными. Свободными любить друг друга, людей другой
религии, других традиций, людей с физическими недостатками. Мы призваны
быть открытыми другим. Углубиться в то, что мы есть. И открыться
и принимать других, непохожих на нас людей. Иисус пришел изменить
нас.
Теперь я хочу перейти к 4-ой главе от Иоанна.
Иисус в Иудее, Он с учениками собирается в Галилею. Это, может
быть, три дня пешком. Иисус встает рано и идет до полудня. Мы видим,
что в полдень Иисус оказывается в Самарии, в городе Сихем, недалеко
от поля, которое патриарх Иаков подарил Иосифу, своему сыну. Чтобы
лучше понять то, что произошло, я хочу рассказать о самарянах. Самаряне
– это маленькая группа, меньшинство, которое откололось от Иудейской
религии. Они верили только в первые пять книг Библии, Тору, и они
поклонялись не в Храме Иерусалимском, но в своем собственном храме
на горе Гаризим. Иудеи презирали самарян, это как отрезанные ветки
от истинного виноградника. Иудеи знали, что они правы, а самаряне
плохие. Они не имеют ценности. У них нет истинного познания Бога.
И поэтому иудеи презирали самарян. Это очень прекрасно, что в Евангелии
от Иоанна первая миссия Иисуса обращена не к иудеям, а к самарянам.
Каким-то образом в сердце Христа было желание собрать людей вместе.
Самаряне – это дети Авраама. Они откололись от иудеев по причинам,
которые я не буду приводить, но это 700 лет ненависти и вражды между
самарянами и иудеями. Они были врагом. Иисус сидит у колодца, и
сказано что Он устал. Я очень люблю такие моменты, когда видим,
что Иисус – человек. Он устал. Он сидит один, а все ученики ушли
в деревню купить пищи. Я не могу понять, почему все ученики ушли.
Может быть, они хотели оставить Иисуса. Мы, может быть, тоже иногда
хотим Его оставить. Оставить Его одного и заняться своим делом.
Развлекаться, делать то, что нам хочется. А может, они пошли вместе
в деревню, потому что боятся самарян, для самозащиты. Как бы там
ни было, Иисус сидит у колодца. И Самарянка приходит. Не знаю, видели
ли вы деревни, где все жители собираются за водой. Если вы были
в Африке, в Индии, в каких-то таких странах – там люди собираются
вокруг колодца деревенского. Но они никогда не приходят туда в полдень.
Они приходят или рано утром, или вечером, но никогда в самое жаркое
время дня. Почему эта женщина приходит в полдень за водой? Когда
так жарко? И можно понять, что эта женщина – женщина со сломленными
взаимоотношениями. Она жила с пятью мужчинами, и мужчина, с которым
она сейчас живет – это не отношения Завета. Это женщина, у которой
история сломленных взаимоотношений. Это очень больно – сломленные
отношения. Влюбиться. Войти в отношения Завета, и потом отношения
ломаются. Это причиняет очень много боли. Может быть, кто-то из
вас это пережил – сломанные взаимоотношения. Когда вы входите в
какие-то близкие отношения с кем-либо, а потом отношения ломаются.
Это очень больно и унижает. Чувство, что никто не может любить меня…
Никто не хочет меня. Раз меня никто не любит – это может быть потому,
что я плохой. И когда мы проживаем сломленные взаимоотношения, наше
самоуважение ломается. Если меня не любят, я не достоин любви. Если
я не достоин любви – что-то со мной не так. И тут эта женщина, самарянка,
которая принадлежит к меньшинству, на которое с презрением смотрят
иудеи и которая прожила сломанные взаимоотношения. Иисус сидит у
колодца. Женщина приходит за водой. Иисус смотрит на нее и говорит
– дай мне пить. Это очень прекрасно – Иисус как бы становится нищим.
Он учит нас, как подходить к сломленным людям. Как подходить к людям,
которые пойманы депрессией. У которых сломлен образ самого себя.
Я думаю, что женщина со сломленными отношениями близка к депрессии.
А Иисус – как нищий. Мне нужна твоя помощь. Может быть, Он учит
нас, как подходить к сломленным людям. Как подходить к умственно
отсталым людям. К людям в депрессии. Не сверху – я могу для тебя
что-нибудь сделать, а – ты можешь для меня что-то сделать. Может
быть, так мы увидим, что Иисусу мы нужны. И Он может подойти к нам
как нищий, бедный. Иисус просто говорит женщине: дай Мне пить. Она
удивлена. Еврей просит у нее пить? В той культуре никогда иудей
не обратится к самаритянину. И также мужчина к женщине, если они
остались вдвоем. Она поражена. «Ты, иудей, просишь меня, самарянку,
пить?» Это не позволено культурой. Это невозможно. Это противоречит
всей реальности культуры. Иисус сидит, она стоит, наверное, и Он
говорит – ты мне нужна. Может быть, вы откроете Иисуса, как Он говорит
вам: «Ты мне нужен, или нужна». Иногда я слышу как люди говорят,
что благой Бог не может существовать, когда столько боли в мире.
И землетрясение в Пакистане, и войны, страхи, несправедливость,
ужасный разрыв между богатыми и бедными, и кошмарные интернаты куда
запирают инвалидов, вся реальность мира инвалидов, боль, которую
они проживают и их родители, столько много боли в мире. Может, Бог
не существует, не может существовать? Но может быть, эта боль исходит
от нас – потому что мы не умеем делиться, мы не знаем, как любить
друг друга. Мы все закрыты в своем маленьком мирке. Весь вопрос
– как мы можем измениться, чтобы мы могли подходить к людям, которым
больно, чтобы мы могли навещать инвалидов, которые заперты в интернате.
Чтобы мы могли открыть красоту и ценность таких людей в глазах Бога
.
И удивительная вещь про Бога – это Его смирение. «Я нуждаюсь в
тебе – чтобы показать, что любовь возможна в этом мире. Пойдешь
ли ты за мной?» Это смирение Иисуса. Есть еще один прекрасный текст
в Апокалипсисе. В третьей главе. «Вот Я стою у двери и стучу, и
кто услышит меня и откроет дверь, тогда Я войду и мы будем вместе
вкушать еду». И это очень трогает, что Иисус стучит в стенку нашего
сердца. Он не открывает ее силой. Он хочет, чтобы мы открыли эту
дверь. Но нам надо услышать, как Он стучит. Может быть, в голове
слишком много шума, слишком много планов, очень мало тишины. Чтобы
услышать, как Иисус стучит в дверь, нужна тишина. Потому что Он
не стучит громко. Он не пытается открыть дверь силой. Он стучит
нежно. Но может быть, мы не хотим слушать. Не хотим слышать стук
в дверь, в дверь нашего сердца. И даже если мы слышим – может быть,
мы боимся ее открыть. Потому что мы не хотим, чтобы Иисус пришел
в нашу жизнь и чтобы Он занял все место в нашем сердце, и тогда
мы преобразимся, станем свободными. Иисус подходит кротко и стучит
в дверь. Он вступает во взаимоотношение с этой женщиной, самарянкой.
А она не может этого понять. Иисус смотрит на нее и говорит – если
бы ты только знала дар Божий, если бы ты только знала, как сильно
тебя любят, если бы ты только знала красоту, которая в тебе, если
бы ты только знала жизнь, которая в тебе, и что ты можешь давать
жизнь людям – если бы ты только знала – и уже не Я просил бы у тебя
воды, тогда ты просила бы у меня воды. И Я дал бы тебе воду живую,
воду жизни. Женщина не может это понять. «Откуда Ты возьмешь эту
воду? Тебе ее даже нечем зачерпнуть из колодца. Может быть, Ты более
великий, чем наш отец Иаков, который выкопал этот колодец и дал
воду всей семье и всему скоту? Откуда ты возьмешь эту воду?» Иисус
просто смотрит на нее – и удивительно, как Он постепенно входит
с ней во взаимоотношения. Он продолжает диалог, Он делится. Женщина
не может понять, она умная женщина. Она хочет понять. Может, из-за
этого у нее столько сломанных взаимоотношений. Потому что мужчины
не очень любят умных женщин. Это другая проблема.
Иисус просто говорит: «Если ты будешь пить воду из этого колодца
– ты захочешь пить опять. Но вода, которую Я тебе дам – после нее
ты не будешь жаждать. Потому что вода, которую Я дам тебе – она
станет в тебе источником воды, которая течет в жизнь вечную». Это
одна из удивительнейших фраз в Евангелии. Иисус говорит одной из
самых сломленных женщин в Евангелии, самарянке, а не иудейке, женщине
со сломленными отношениями в прошлом, женщине, которая в депрессии,
замкнулась в себе – чтобы она начала подниматься с Иисусом. И Он
сначала просит помощи и дает обетование, обещание. Если ты будешь
пить воду, которую Я дам – эта вода станет в тебе источником воды,
текущей в жизнь вечную. В Евангелии от Иоанна вечная жизнь – это
не жизнь, которую мы будем иметь после смерти, – это жизнь с Богом
во мне – сегодня, сейчас. Это жизнь, которая дается через крещение.
Это обетование Иисуса, что я буду жить жизнью Бога. И Иисус обещает
женщине, что если она будет пить воду, которую Он ей даст, – а вода
символизирует Дух, Дух Божий, Духа, которого Иисус хочет дать нам,
Духа Святого, – это новое вино от Бога, это преображение, которое
нам обещано, – если ты получаешь это, если ты пьешь воду Христа,
– то ты становишься источником жизни для других. Иисус говорит как
бы – если ты узнаешь, насколько ты любима Богом – ты будешь открывать
другим людям, как сильно их любит Бог. Если ты получаешь любовь
– ты отдаешь любовь. Если ты получаешь истину – ты отдаешь истину.
Если ты получаешь Духа Святого – ты даешь Духа Святого. Мы постепенно
преображаемся. И женщина постепенно входит в отношения с Иисусом
и говорит: дай мне этой воды. Тогда мне не надо будет ходить к колодцу
и черпать ее. Все-таки она не совсем еще понимает. Здесь два уровня.
Вода в колодце. и колодец воды, которая – сердце Христа. Это жизнь
с Богом, чтобы ты и я – мы могли стать источником воды для других,
но не такой воды… Каждый из нас может стать источником жизни для
других. Мы все призваны стать источниками жизни. У нас у всех разные
призвания. Мы занимаем разные места в теле Христовом. Но Иисус призвал
всех нас быть источником жизни. Одна из сложностей в христианстве
– я думаю. что священники призваны. сестры призваны, – а женатые
люди не очень. Это типа граждан второго сорта. Однажды у нас была
встреча с епископами во Франции, и у них есть «воскресение призвания».
Там они молятся о призвании священников и сестер. Я сказал – хорошая
идея. Это что значит, – что умственно отсталые люди – у них нет
призвания? Что, их Иисус не зовет? Мы все призваны Иисусом. Мы все
призваны к святости. Мы все призваны расти в святости. Мы все призваны
стать друзьями Иисуса. Это не какие-то несколько особых людей. Мы
все особые. И в этом все откровение Иисуса. Каждый человек особенный.
Вот почему Иисус проводит время с самыми исключенными, самыми бедными
людьми, открывая. что каждый из нас призван. И эта самая сломленная
женщина в Евангелии – она призвана стать источником жизни для других.
Но, как я говорил, она еще не совсем понимает. Она говорит – дай
мне немного этой воды, и тогда мне не надо будет ходить в полдень
к колодцу. Это прекрасный разговор – Иисуса и самарянки. Сначала
он говорит – дай мне пить, и первая часть кончается. что уже она
говорит – дай мне пить. Это прекрасные отношения между Иисусом и
этой женщиной. Затем Иисус говорит: иди и позови своего мужа. И
возвращайся сюда. О – о. Это проблема. Он прикоснулся к ее ране.
Ее боль в том, что у нее нет мужа. и не только нет мужа. У нее было
пять мужчин в жизни. И тот, с кем она сейчас живет, – это не отношения
завета. Он нежно прикасается к ее ране, к больному месту. Потому
что это больное место – где сломлен ее образ самой себя. Так что
он прикасается нежно, и он невероятный педагог. Он очень кроткий,
нежный Он подходит к людям нежно, он нежно открывает, кто они такие.
Она говорит – у меня нет мужа. Когда я слышу, как она это произносит.
я слышу в этом вопль человечества. Я одинок. Никто не посвятил меня
себе. Никто не любит меня. Никто меня не хочет. И я думаю. я из-за
этого начал “L’Arche” в 1964 году, потому что я услышал этот вопль
умственно отсталых людей. которые были заперты в приютах. Он были
одиноки. Жили в большой группе инвалидов. Они не были свободны.
Их поместили в заведение, потому что умерли их родители. И когда
эта женщина говорит – у меня нет мужа, – в этом плач вопль стольких
многих людей в мире. никто на самом деле не хочет посвятить себя
мне. Всем все равно, живу я или умер. Меня исключили, выбросили.
Когда она говорит – у меня нет мужа, я совсем одна, никто обо мне
не заботится. Иисус говорит – да. И у тебя было пять мужей. И тот,
с кем ты сейчас живешь, тот тебе не муж. И тут ты сказала правду.
Очень важная вещь – Иисус хочет, чтобы мы были в правде. Не в иллюзиях.
Не притворяясь. Смотреть на правду, – кто я такой. правду моей сломленности,
моих страхов. Моей греховности. Чтобы открыть, что я сломленный
человек, что мы все сломлены. Мы можем спрятаться за барьерами безопасности.
И даже за барьерами дружбы, где мы говорим друг другу – ты прекрасен,
и ты прекрасен, мы прекрасны. Но дружба не для того, чтобы за ней
укрываться. Дружба – это то, что помогает нам расти, расти в любви,
становиться истинными детьми Божиими. Открывать, насколько нас любят,
и как мы прекрасны, и что у всех нас есть призвание в теле Христовом.
Иисус хочет, чтобы мы были подлинными. Потому что когда мы встречаем
Иисуса, он открывает нам, кто мы такие. Иногда меня беспокоит –
когда молодых людей катехизируют, им говорят, что Иисус спас тебя.
Спас от чего? От смерти? Но моя мама умерла. Мой брат покончил жизнь
самоубийством. Что значит – Иисус спасает? Спасает меня от чего?
И я верю, что мы не можем вступить в отношения с Иисусом, пока мы
не прикоснемся к нашей собственной сломленности. Нашим страхам.
К тому, как мы убегаем от людей. Мы хотим успеха, но мы боимся посвятить
себя людям. Мы боимся людей, которые непохожи на нас. Мы не знаем.
как вступать в отношения с непохожими людьми. Мы прячем от себя
бедных и сломленных. Помещаем их в заведения. И люди, о которых
мы не хотим знать, – мы их выбрасываем из жизни. Мы боимся взаимоотношений,
боимся верности… Когда мы устанавливаем связь со сломленным человеком,
этот человек начинает чувствовать мир и каким-то образом и вас исцеляет
то, что создана эта связь. Я уже не хочу убегать. Когда ты становишься
другом сломленного человека, возникает связь между нами и что-то
происходит. И я не могу уже просто убежать. И может быть, мы все
боимся верности, посвятить себя – посвятить себя бедным. Может быть.
мы могли бы себя посвятить богатым, – они бы нам дали денег… Но
посвятить себя бедным, исключенным людям – мы этого боимся, может
быть… И мы не знаем, как это сделать. И мы храним дистанцию. И продолжается
жизнь, где так много исключенных людей, которые злятся. Иисус вступает
в отношения с этой женщиной и открывает ей, что она гораздо прекраснее,
чем она осмеливается думать. Что она может давать жизнь. Но также
он открывает, что он знает, что она сломленная. Иннам всем надо
открыть – что это означает, что Иисус нас спасает. Это получить
новую жизнь, так что нами уже управляют не страхи, отвержение, что
нас оставят, – но мы свободны следовать за Иисусом – через брак,
в общине, вместе с другими людьми…
|