искать на странице
 
 

к началу раздела>>

ДУХОВНАЯ ЛЕСТВИЦА


Миниатюра из книги "Лествица Иоанна Лествичника с дополнениями".
1622 год.
Происходит из Николо-Угрешского монастыря под Москвой.

Духовная Лествица ассоциируется у православных христиан с личностью Иоанна Лествичника, который по просьбе игумена Раифского написал лествицу духовную, в которой в 30 словах изобразил степени восхождения к совершенству в духе. Лествица веками была настольной книгой для многих христиан. Преподобный объясняет название своей книги следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".

Святой Иоанн Лествичник жил в 6 веке и подвизался на горе Синай. Жизнь его происходила в строгом подвижничестве, которое он, однако умел скрывать, не выдаваясь ничем особенным. Каждую субботу и воскресение приходил он в обитель, чтобы в храме послушать богослужение, приобщиться таинству Св. Христовых Тайн. По сорокалетнем житии в безмолвии, Св. Иоанн, общим желанием всех братий, избран был в игумены обители Синайской. Но поуправляв своей паствой четыре года, он, незадолго до своей смерти, опять возвратился в уединение. Он умер на 80-м году жизни, в 563-м году.

Во времена Иоанна Лествичника центром монашества был монастырь Св. Св. Космы и Дамиана, который находится в полутора часах ходьбы от известного на весь мир монастыря Св. Екатерины.

Степени "Лествицы" - это перехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно достигается, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12).

У Иоанна Лествичника можно найти краткое описание духовного пути - Умаление злоделания рождает отступление от него; отступление же от него есть начало покаяния. Начало покаяния есть начало спасения, начало же спасения есть благая решимость (угождать Богу). Сия благая решимость рождает труды, начало же трудов – добродетели. Начало добродетелей – цвет, цвет же добродетели – делание. Порождение добродетели – непрерывность (помышления и ревнования о ней), плод же и порождение непрерывного помышления (и ревнования) – приобретение навыка. Порождение навыкновения – окачествование души добром, окачествование же души есть матерь страха. Страх рождает соблюдение заповедей, небесных и земных, соблюдение же заповедей есть знак любви. Начало любви – богатство смирения, богатство смирения – полнота любви, – и затем совершенное вселение Бога в сделавшихся чистыми сердцем чрез бесстрастие; ибо таковые узрят Бога (Мф. 5, 8).

Описанием духовной жизни как восхождение от одной духовной ступени к другой проникнуты и произведений других Святых Отцов, хотя в этих произведениях они не выделены ступенями как у Иоанна, но все-таки хорошо различимы. Источником такого понимания Св. Отцами духовной жизни является Библии, которая сама изобилует примерами такого понимания духовных процессов.

Первую духовную лествицу показывает Господь в самом начале Библии через видение Иакова – «Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему.» (Быт. 28, 10:13)

В Новом Завете Христос открывает апостолу Нафанаилу, а через него - всем нам, что все ищущие Бога могут видеть эту лествицу – «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» Иоанн. 1,51.

Нагорную проповедь некоторые богословы считают тоже образом духовной лестницы, но есть и противники этого мнения – «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; Блаженны плачущие, ибо они утешатся; Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Матф. 5:3-11).

Св. Иоанн Златоуст находит в Нагорной проповеди девять последовательных степеней ненасильственной победы над злом: "Первая степень - не начинать обиды; вторая, когда обида уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья - не только не делать обижающему того, что ты претерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая - предоставить себя самого злостраданию; пятая - отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая - не питать к нему ненависти; седьмая - даже любить его; восьмая - благодетельствовать ему; девятая - молиться о нем Богу".

Описание духовного роста в виде отдельных ступеней есть у Апостола Петра во Втором Послании читаем: «…Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью, которым дарованы нам великие драгоценные обетования, дабы вы через них сделались причастниками Божественного естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбие любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».

Апостол Павел в Послании к Римлянам показывает источники и степени возрастания, через которые проходит духовный путь христиан: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой находимся и хвалимся надеждою славы Божьей. И не этим только хвалимся, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности – надежда; а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Рим.5.

Св. Максим Исповедник описывает восхождение к любви как последовательное изменение внутреннего человека: «Любовь рождается от безстрастия; безстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия, эти последние от воздержания во всем; воздержание - от страха Божия, страх Божий от веры в Господа. Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевший скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу.»

Из творений Максима Исповедника можно привести еще одну замечательную духовную лествицу: «Верующий боится Бога; боящийся Бога смиряется; смиряющийся кротким делается, прияв настроение, недоступное для неестественных движений гнева и похоти; кроткий соблюдает заповеди; соблюдающий заповеди очищается; очистившийся озаряется; озарившийся сподобляется бывать с Женихом Словом в сокровищнице тайн».

Духовная лествица из творения Макария Великого – «Но приступающему к Господу надлежит, таким образом, принуждать себя к всякому добру, принуждать себя к любви, если кто не имеет любви, принуждать себя к кротости, если не имеет кротости, принуждать себя к тому, чтобы милосердым быть и иметь милостивое сердце, принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и когда пренебрегают, быть великодушным, когда унижают, или бесчестят, не приходить в негодование, по сказанному: не себе отмщающе возлюбленнии (Рим. 12, 19), надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае, Бог видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, дает ему истинную духовную молитву, дает истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту, и одним словом исполнит его духовного плода (19, 3).».

Духовная лествица из творения Исаака Сирина - «по мере смиренномудрия дается терпение в бедствиях; по мере терпения облегчается тяжесть скорбей, и приемлется утешение; по мере утешения увеличивается любовь к Богу; а по мере любви увеличивается радость о Духе Святом. Бог не отъемлет искушений у рабов Своих, но дает им терпение в искушениях, за их веру и предание себя в Его волю».

В творениях Апостола Павла есть еще один замечательный образ духовного пути: « Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.» (1 Кор 9: 24-27).

Есть, правда, и обратная лестница – нерадение производит неразумие, неразумие – забвение, а забвение – уныние (см. Православный молитвослов утреннее правило Молитва 10-я ко Пресвятой Богородице).

Св. Отцы говорят о том, что христианин должен знать, что с ним происходит. Об этом же говорит Библия: «Братия! Если и впадает человек, в какое согрешение, вы духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенными». Галл. 6 и - «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

Преодолеть трудности духовного пути т.е. подняться по «Лествице» так, как прошли его Апостолы и Св. Отцы, поможет Господь, дав и нам: «По богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефес.3, 16:19.)

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-