искать на странице
 
 

к началу раздела>>

О силах души

Григорий Палама о силах души говорит - "Душа трехчастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной".
Григорий Богослов добродетель мысленной силы назвал благоразумием, ведением и мудростью; добродетель силы раздражительной - мужеством и терпением; а добродетель силы желательной - любовью, целомудрием и воздержанием;
Максим Исповедник объясняет, что - "грехи случаются с нами от неправого употребления душевных сил, то есть силы желательной, раздражительной и мыслительной. Неправое употребление силы мыслительной - невежество и безрассудность, силы раздражительной и желательной - ненависть и невоздержность, далее он пишет - "нечистота души состоит в том, что она не действует по естеству; ибо от сего рождаются в уме страстные помыслы. Действует же душа по естеству тогда, когда страстные силы ее, то есть, раздражительная и желательная, во время воздействия на них вещей и помышлений остаются бесстрастными".
О первопричинах страстей Григорий Синаит пишет что "когда душа чрез вдуновение создана была разумной и мысленной, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний. Равным образом и тело создав, Он не вложил в него в начале гнева и похоти неразумной; но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мертвость, тленность и скотность.
Тело, говорят богословы, создано нетленным, каковым и воскреснет, как и душа создана бесстрастной; но как душа имела свободу согрешить, так тело - возможность подвергнуться тлению. И обе они, т.е. душа и тело - растлились, и растворились, по естественному закону сочетания их друг с другом и взаимного влияния: при чем душа окачествовалась страстями, паче же бесами; а тело уподобилось скотам несмысленным и погрузилось в тление. Объединившись таким образом, силы обеих их составили единое скотоподобное существо, бессмысленное и неразумное, гневу и похоти подвластное. См. (Пс. 48, 13).".
Авва Дорофей пишет, что "Есть три состояния в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Действует по страсти тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ее. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает ее, но благоразумно минует как бы страсть, однако имеет ее в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и действует против страсти", далее он говорит "закон (ветхий) имел целью научить нас не делать того, чего сами не хотим пострадать; потому он и останавливал нас только от делания зла. Ныне же (в Новом Завете) требуется изгнать самую страсть, побуждающую делать зло, - самую ненависть, самое сластолюбие, самое славолюбие и прочие страсти".
Авва Евагрий о борьбе со страстями пишет, что "Движение телесных страстей пресекает воздержание, душевных - духовная любовь, далее он говорит - "Кто что любит, тот того и желает конечно, а чего желает, то и улучить подвизается. Всякому наслаждению предшествует желание, желание же порождается чувством. Что непричастно чувства, то свободно и от страсти. Обычно страстям приходить в движение от чувств, но когда у кого есть любовь и воздержание, то они не движутся, а когда нет, движутся."
Святые отцы имеют ввиду , что причиной греховной страсти является не сами чувства как чувства, а сложившиеся в душе впечатления от чувств, которые и производят сметение в ней, поэтому, например Авва Исайя говорит о необходимости отделить чувства души от пожеланий плоти, а Антоний Великий восклицает - Я всеми силами молюсь о вас к Богу, чтобы Он вверг в сердца ваши огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю (Лук. 12, 49), да возможете право править вашими намерениями и чувствами и отличать добро от зла".
Антоний Великий говорит, что свободен тот, кто не рабствует сластям (чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия, и с полной благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно.
Об этом пишет и апостол Павел " все мне позволительно, но ничего не должно обладать мной" 1 Кор. 6,12. - "Чувства навыком приучены к различению добра и зла." Евр. 5,14.
Исаак Сирин пишет, что - "пока душа болезнует страстями, она не ощущает чувством своим духовного, и не умеет вожделевать оного, вожделевает же то только по слуху ушей и по писаниям. Врачует от сих болезней душевную силу сокровенное делание заповедей, с приобщением Христовым страстям".
Исаак Сирин далее разъясняет, что "первоначально естество наше в вочеловечении Христовом прияло обновление, приобщилось Христову страданию и смерти; и потом по обновлении излиянием крови освятилось и сделалось способным к принятию заповедей новых и совершенных. А если бы заповеди сии даны были людям до излияния крови, до обновления и освящения естества нашего; то, может быть, и самые новые заповеди, подобно заповедям древним, отсекали бы только порок в душе, но не могли бы истребить в душе самый корень пороков. Ныне же не так: но сокровенное делание и заповеди новые и духовные, которые душа хранит, имея страх Божий, обновляют и освящают душу, и сокровенно врачуют все члены ее. Ибо явно для всех, какую страсть безмолвно в душе исцеляет каждая заповедь, и действенность их ощутительна и врачующему и врачуемому, как было и с кровоточивой женою".
Максим Исповедник о действиях душевных сил пишет, что - "Частое возбуждение желательной силы души влагает в душу непреодолимую привычку к делам сластолюбным, а частое возмущение раздражительности делает ум робким и лишает мужества. Первую исцеляет продолжительный подвиг поста, бдения и молитвы; вторую, благостыня, человеколюбие, любовь и милосердие, далее он разъясняет - Научитеся от Мене, глаголет Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29). Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, а смирение освобождает ум от надмения и тщеславия".
"Если хочешь быть праведен, говорит Максим Исповедник - доставляй, что достоит, каждой в тебе части, то есть, душе и телу: мыслительной части души - чтение, духовные созерцания и молитву; раздражительной - духовную любовь, противоположную ненависти; вожделевательной, - целомудрие и воздержание; а плоти пищу и одеяние, кои одни необходимы".


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-