|
к началу раздела>>
О силах души
Григорий Палама о силах души говорит - "Душа трехчастна и
созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной".
Григорий Богослов добродетель мысленной силы назвал благоразумием,
ведением и мудростью; добродетель силы раздражительной - мужеством
и терпением; а добродетель силы желательной - любовью, целомудрием
и воздержанием;
Максим Исповедник объясняет, что - "грехи случаются с нами
от неправого употребления душевных сил, то есть силы желательной,
раздражительной и мыслительной. Неправое употребление силы мыслительной
- невежество и безрассудность, силы раздражительной и желательной
- ненависть и невоздержность, далее он пишет - "нечистота души
состоит в том, что она не действует по естеству; ибо от сего рождаются
в уме страстные помыслы. Действует же душа по естеству тогда, когда
страстные силы ее, то есть, раздражительная и желательная, во время
воздействия на них вещей и помышлений остаются бесстрастными".
О первопричинах страстей Григорий Синаит пишет что "когда душа
чрез вдуновение создана была разумной и мысленной, тогда вместе
с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную
вложил в нее и мужество к исполнению желаний. Равным образом и тело
создав, Он не вложил в него в начале гнева и похоти неразумной;
но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мертвость, тленность
и скотность.
Тело, говорят богословы, создано нетленным, каковым и воскреснет,
как и душа создана бесстрастной; но как душа имела свободу согрешить,
так тело - возможность подвергнуться тлению. И обе они, т.е. душа
и тело - растлились, и растворились, по естественному закону сочетания
их друг с другом и взаимного влияния: при чем душа окачествовалась
страстями, паче же бесами; а тело уподобилось скотам несмысленным
и погрузилось в тление. Объединившись таким образом, силы обеих
их составили единое скотоподобное существо, бессмысленное и неразумное,
гневу и похоти подвластное. См. (Пс. 48, 13).".
Авва Дорофей пишет, что "Есть три состояния в человеке: он
или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет
ее. Действует по страсти тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет
ее. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает
ее, но благоразумно минует как бы страсть, однако имеет ее в себе.
А искореняет страсть тот, кто подвизается и действует против страсти",
далее он говорит "закон (ветхий) имел целью научить нас не
делать того, чего сами не хотим пострадать; потому он и останавливал
нас только от делания зла. Ныне же (в Новом Завете) требуется изгнать
самую страсть, побуждающую делать зло, - самую ненависть, самое
сластолюбие, самое славолюбие и прочие страсти".
Авва Евагрий о борьбе со страстями пишет, что "Движение телесных
страстей пресекает воздержание, душевных - духовная любовь, далее
он говорит - "Кто что любит, тот того и желает конечно, а чего
желает, то и улучить подвизается. Всякому наслаждению предшествует
желание, желание же порождается чувством. Что непричастно чувства,
то свободно и от страсти. Обычно страстям приходить в движение от
чувств, но когда у кого есть любовь и воздержание, то они не движутся,
а когда нет, движутся."
Святые отцы имеют ввиду , что причиной греховной страсти является
не сами чувства как чувства, а сложившиеся в душе впечатления от
чувств, которые и производят сметение в ней, поэтому, например Авва
Исайя говорит о необходимости отделить чувства души от пожеланий
плоти, а Антоний Великий восклицает - Я всеми силами молюсь о вас
к Богу, чтобы Он вверг в сердца ваши огонь, который Господь наш
Иисус Христос пришел воврещи на землю (Лук. 12, 49), да возможете
право править вашими намерениями и чувствами и отличать добро от
зла".
Антоний Великий говорит, что свободен тот, кто не рабствует сластям
(чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством
рассуждения и целомудрия, и с полной благодарностью довольствуется
тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно.
Об этом пишет и апостол Павел " все мне позволительно, но ничего
не должно обладать мной" 1 Кор. 6,12. - "Чувства навыком
приучены к различению добра и зла." Евр. 5,14.
Исаак Сирин пишет, что - "пока душа болезнует страстями, она
не ощущает чувством своим духовного, и не умеет вожделевать оного,
вожделевает же то только по слуху ушей и по писаниям. Врачует от
сих болезней душевную силу сокровенное делание заповедей, с приобщением
Христовым страстям".
Исаак Сирин далее разъясняет, что "первоначально естество наше
в вочеловечении Христовом прияло обновление, приобщилось Христову
страданию и смерти; и потом по обновлении излиянием крови освятилось
и сделалось способным к принятию заповедей новых и совершенных.
А если бы заповеди сии даны были людям до излияния крови, до обновления
и освящения естества нашего; то, может быть, и самые новые заповеди,
подобно заповедям древним, отсекали бы только порок в душе, но не
могли бы истребить в душе самый корень пороков. Ныне же не так:
но сокровенное делание и заповеди новые и духовные, которые душа
хранит, имея страх Божий, обновляют и освящают душу, и сокровенно
врачуют все члены ее. Ибо явно для всех, какую страсть безмолвно
в душе исцеляет каждая заповедь, и действенность их ощутительна
и врачующему и врачуемому, как было и с кровоточивой женою".
Максим Исповедник о действиях душевных сил пишет, что - "Частое
возбуждение желательной силы души влагает в душу непреодолимую привычку
к делам сластолюбным, а частое возмущение раздражительности делает
ум робким и лишает мужества. Первую исцеляет продолжительный подвиг
поста, бдения и молитвы; вторую, благостыня, человеколюбие, любовь
и милосердие, далее он разъясняет - Научитеся от Мене, глаголет
Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29). Кротость
предохраняет раздражительность от возмущения, а смирение освобождает
ум от надмения и тщеславия".
"Если хочешь быть праведен, говорит Максим Исповедник - доставляй,
что достоит, каждой в тебе части, то есть, душе и телу: мыслительной
части души - чтение, духовные созерцания и молитву; раздражительной
- духовную любовь, противоположную ненависти; вожделевательной,
- целомудрие и воздержание; а плоти пищу и одеяние, кои одни необходимы".
|