БЕССТРАСТИЕ
Это слово мы встречаем не только в книгах Св. Отцов, но и в каждодневном
вечернем правиле (Православный молитвослов вечерние правило молитва
2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу, когда мы
просим Бога «просветить наше тело страстью безстрастной»).
Бесстрастие – это не отсутствие проявления чувств, как это кажется
на первый взгляд, а способность хранения чувств от проникновения
в них зла.
Св. Максим Исповедник описывает четыре ступени бесстрастия:
Первая ступень – совершенное воздержание от злых дел (это когда
есть побуждение к греху, но человек его не делает своим телом).
Вторая ступень - совершенное отвержение злых помыслов, т.е. отвержение
мысленного соединения с грехом. ( см.Мф.5:28)
Третья ступень – совершенная неподвижность страстного пожелания,
т.е. чистота помыслов.
Есть и четвертая ступень – совершенное очищение
На наш взгляд хранение себя в бесстрастии можно пояснить цитатой
из Библии - « Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении
с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий,
который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши
во Христе Иисусе.» (Фил 6:7)
В «Лествице» Иоанна Лествичника говорится о том, как нужно начинать
путь к бесстрастию: «От послушания рождается смирение, от смирения
же бесстрастие, которым завершается смирение».
Из произведений Святых Отцов можно увидеть (в частности Св. Максим
Исповедник), что понятие бесстрастие схоже с кротостью - «Верующий
боится Бога; боящийся Бога смиряется; смиряющийся кротким делается,
прияв настроение, недоступное для неестественных движений гнева
и похоти (бесстрастие); кроткий соблюдает заповеди; соблюдающий
заповеди очищается; очистившийся озаряется; озарившийся сподобляется
бывать с Женихом Словом в сокровищнице тайн», а кроткие – блаженны,
ибо они наследуют землю.
Как пишет Св. Иоанн Лествичник источником обретения бесстрастия
является не изнурение плоти, а смирение - «Некоторые изнуряют тела
свои для получения бесстрастия и богатства дарований, чудотворения
и силы прозрения; но они, бедные, не знают, что не труды, но более
всего смирение есть источник всех этих благ;»
Далее Св. Иоанн Лествичник предупреждает о трудности пути – «Многие
скоро получили прощение грехов, - но никто скоро не приобрел безстрастие;
ибо для приобретения его нужно долгое время, многий труд любви и
помощь Божия».
|