Бесстрастие
искать на странице
 
 
БЕССТРАСТИЕ

Это слово мы встречаем не только в книгах Св. Отцов, но и в каждодневном вечернем правиле (Православный молитвослов вечерние правило молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу, когда мы просим Бога «просветить наше тело страстью безстрастной»).

Бесстрастие – это не отсутствие проявления чувств, как это кажется на первый взгляд, а способность хранения чувств от проникновения в них зла.

Св. Максим Исповедник описывает четыре ступени бесстрастия:

Первая ступень – совершенное воздержание от злых дел (это когда есть побуждение к греху, но человек его не делает своим телом).

Вторая ступень - совершенное отвержение злых помыслов, т.е. отвержение мысленного соединения с грехом. ( см.Мф.5:28)

Третья ступень – совершенная неподвижность страстного пожелания, т.е. чистота помыслов.

Есть и четвертая ступень – совершенное очищение

На наш взгляд хранение себя в бесстрастии можно пояснить цитатой из Библии - « Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.» (Фил 6:7)

В «Лествице» Иоанна Лествичника говорится о том, как нужно начинать путь к бесстрастию: «От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие, которым завершается смирение».

Из произведений Святых Отцов можно увидеть (в частности Св. Максим Исповедник), что понятие бесстрастие схоже с кротостью - «Верующий боится Бога; боящийся Бога смиряется; смиряющийся кротким делается, прияв настроение, недоступное для неестественных движений гнева и похоти (бесстрастие); кроткий соблюдает заповеди; соблюдающий заповеди очищается; очистившийся озаряется; озарившийся сподобляется бывать с Женихом Словом в сокровищнице тайн», а кроткие – блаженны, ибо они наследуют землю.

Как пишет Св. Иоанн Лествичник источником обретения бесстрастия является не изнурение плоти, а смирение - «Некоторые изнуряют тела свои для получения бесстрастия и богатства дарований, чудотворения и силы прозрения; но они, бедные, не знают, что не труды, но более всего смирение есть источник всех этих благ;»

Далее Св. Иоанн Лествичник предупреждает о трудности пути – «Многие скоро получили прощение грехов, - но никто скоро не приобрел безстрастие; ибо для приобретения его нужно долгое время, многий труд любви и помощь Божия».


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-