|
к началу раздела>>
Сошлись некогда отцы к св. Антонию, чтобы расследовать, какая добродетель
совершеннее всех и какая могла бы охранить монаха от всех сетей
вражьих. Всякий из них сказал, что казалось ему правильным. При
чем одни похвалили пост и бдение, так как они упорядочивают помыслы,
тонким делают ум и облегчают человеку приближение его к Богу, другие
больше ободряли нищету и презрение вещей земных, потому что через
это ум становится спокойней, чище и свободней от забот мирских,
а потому приближение его к Богу делается более удобным, некоторые
хотели дать преимущество перед всеми добродетелями милосердию, потому
что Господь скажет милосердным: приидите благословеннии Отца Моего,
наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34),
иные говорили иное.
А св. Антоний сказал: все добродетели, о которых вы поминали, очень
спасительны и крайне нужны тем, кои ищут Бога, и кои пламенеют сильным
желанием приблизиться к Нему. Но мы видели, что многие измождали
свои тела чрезмерным пощением, бдениями, удалением в пустыню, усердно
также ревновали о трудах, любили нищету, презирали мирские удобства,
до того, что не оставляли себе столько, сколько нужно на один день,
но все, что имели раздавали бедным, и однако ж бывало, что после
всего этого они склонялись на зло и падали, и лишившись плода всех
оных добродетелей, делались достойными осуждения. Причина этому
не другая какая, как то, что они не имели добродетели рассуждения
и благоразумия, и не могли пользоваться ее пособием. Ибо она-то
и есть та добродетель, которая учит и настраивает человека идти
прямым путем, не уклоняясь на распутья. Если мы будем идти царским
путем, то никогда не будем увлечены наветниками нашими, – ни справа,
– к чрезмерному воздержанию, – ни слева, – к нерадению, беспечности
и лени. Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть
светильник тела: так что если это око светло будет, то и все тело
(наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все
тело темно будет, как сказал Господь в св. Евангелии (Мф. 6, 22.
23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела,
и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением
он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни
врага, верно различая, что хорошо и что худо.
Антоний Великий, Марк Подвижник, Иоанн Кассиан говорят, что добродетели
свойственны нашей душе и даны нам для удаления от греха и движению
к Богу, т.е. они как бы силы души для достижения святости:
- «Воздержание, незлобие, целомудрие, твердость, терпение и подобные
им великие добродетели, как бы силы (ратные) получили мы от Бога,
чтобы они сопротивлялись и противостояли встречающимся с нами прискорбностям»
- «как всякая добродетель, совершаемая даже до смерти, есть ничто
иное, как удаление от греха, удаление же от греха есть дело естества,
а не то, за что воздано может быть царствием.»
- «Сия есть, говорить св. Павел, воля Божия – святость ваша (1
Фес. 4, 3). И чтоб не оставить в нас сомнения, или темного непонимания,
что именно называет он святостью, – правду ли, или любовь, или смирение,
или терпение, – ибо всеми сими добродетелями приобретается святость»
Максим Исповедник говорит о телесных и душевных добродетелях:
- Телесные суть: пост, бдение, спание на голой земле, служение,
рукоделие, чтобы не быт в тягость другим, или для подаяний и проч.
А душевные суть: любовь, великодушие, кротость, воздержание, молитва
и проч. И так если случится, что по какой-либо нужде, или состоянию
телесному, например, по болезни или по другой подобной причине,
мы не сможем исполнить выше показанных телесных добродетелей: то
имеем снисходительное прощение от Господа, ведущего и причины тому;
не исполняя же добродетелей душевных, никакого не будет иметь извинения,
ибо они не подлежат таковым препятствиям.
Святой Иоанн Кассиан рассуждая на эту тему говорит что - «Все сущее
и бывающее в мире, трояко есть, именно, – добро, зло и среднее»,
далее он поясняет –«В делах человеческих ничего не должно почитать
существенным добром, кроме одной душевной добродетели, которая,
искреннею верою приводя нас к Богу, понуждает непрестанно прилепляться
к сему неизменному добру. И напротив, ничего не должно почитать
злом, кроме одного греха, который, отделяя нас от благого Бога,
связывает с злым дьяволом. Среднее есть то, что может быть относимо
к той или другой стороне, судя по качеству и расположению пользующегося
тем, как-то: богатство, власть, почесть, телесная сила, здоровье,
красота, самая жизнь или смерть, бедность, немощность плоти, напраслины
и прочее сему подобное, что по качеству и расположению пользующегося
тем может служить или к добру или ко злу. Ибо и богатство часто
может служить к добру, по Апостолу, который богатым в нынешнем веке
заповедует « Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко
думали о себе и не возлагать надежды на прочность богатства*, но
на Бога Живаго, дающего нам все обильное для наслаждения; чтобы
они благодетельствовали, богатели добрыми делами были щедры и общительны»
(1 Тим. 6, 17-19): но опять оно же обращается во зло, когда собирают
его, чтоб только копить и зарывать в землю, как делают скупые, или
расточать на роскошь и утехи, а не в пользу нуждающихся».
Максим Исповедник обращает внимание, на то что - «Писание именует
добродетели Путями: больше же всех добродетелей любовь; почему Апостол
сказал: и еще по превосхождению (превосходнейший) путь вам показую
(1 Кор. 12, 31), как располагающий презирать все вещественное, и
ничего временного не предпочитать вечному».
Авва Исайя пишет, что - «На пути добродетелей есть падения, ибо
есть враги, есть изменение, есть обилие, есть мерность, есть оскудение,
есть печаль, есть радость, есть болезнование сердца, есть скорбь,
есть покой сердца, есть преуспевание: ибо это путешествие, чтоб
достигнуть упования».
Марк Подвижник говоря о добродетелях показывает как они противостоят
страстям - «Воздержный удаляется от чревоугодия, нестяжательный
– от любоимания, безмолвный – от многословия, чистый – от пристрастия
к удовольствиям чувственным, целомудренный – от блуда, довольствующийся
тем что есть – от сребролюбия, кроткий – от встревожения (гнева),
смиренномудрый – от тщеславия, послушливый – от поперечения, самообличительный
– от лицемерия, равным образом и молящийся удаляется от безнадежия,
нищий произвольно – от многостяжания, исповедник – от отречения,
мученик – от идолослужения».
Авва Дорофей ободряет нас пройти путем добродетели –« Не увлекайся
помыслами, будто добродетель превышает твои силы и неисполнима для
тебя; но, воодушевясь верою, дерзновенно положи начало, яви пред
Богом доброе произволение и старание, – и увидишь помощь, которую
Он подаст тебе для совершения добродетели. – Представь себе две
лестницы, – одна возводит на небо, а другая низводит в ад, – ты
же стоишь на земле посреди обеих лестниц. Не думай и не говори:
как могу я взлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба, т.е.
на верху лестницы. Ты только берегись спуститься вниз, делая худо;
вверх же напрягайся подниматься понемногу, делая добро, какое встречается.
Каждое дело будет шаг вверх. Так, поднимаясь с помощью Божьей с
одной ступени на другую, достигнешь наконец и верха лестницы.»
* Перевод Кассиана.
|