искать на странице
 
 

к началу раздела>>

ЦЕЛОМУДРИЕ

«Чистота (целомудрие) также называется бесстрастием. И справедливо; ибо она есть предначатие общего воскресения и нетления тленных. Кто желает представить Господу тело целомудренным и сердце чистым, тот должен сохранять безгневие и воздержание, потому что без сих двух добродетелей весь труд наш будет бесполезен» Иоанн Лествичник.

Ефрем Сирин поясняет – «Не будь нерадив о добродетели целомудрия, но всеми силами старайся иметь в себе святыню (чистоту). Стяжай себе девственность, чтоб вселился в тебя Дух Святой. Не внимай срамным пожеланиям и суетным ласкам; храни себя чистым, и если начнет в тебе возгораться греховное пламя, угашай его слезами и молитвою к Господу, любящему тех, кои ищут святыни и работают Ему в ней».

Святой Иоанн Кассиан на примере Священного Писания рассуждает о целомудрии – «Ибо говорить св. Павел, воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники незнающие Бога (1 Фес 4, 3-5). Немного ниже св. Павел еще прибавляет, опять называя целомудрие святостью: Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу Который и дал Духа Своего Святого (там же – ст. 7. 8). Видишь ли, какими в простых словах похвалами превознес он сию добродетель! Во первых, ей собственно приписывает святость, потом утверждает, что ею сосуд тела нашего освобождается от всякой нечистоты; в третьих, что, извергши срамную нечистоту, сосуд сей будет пребывать в чести, как святыня; наконец, что есть самое высшее ее преимущество, чрез нее обитателем сердца нашего будет Дух Святой».

Максим Исповедник пишет чтобы достичь целомудрие нужно преодолевать лень как телесную так и душевную - «Изнуряй плоть свою постом и бдением; и не леностно упражняйся в псалмопении и молитве; и освящение целомудрия низойдет на тебя, нося с собою любовь».

Ефрем Сирин говорит об этом так - «Оградись от того, что противоположно добродетели. Если ты постишься, и безумно смеешься, то легко тебя запнуть. Если на молитве плачешь, а в обществе ведешь себя по мирскому, то скоро уловят тебя в сети. Если при целомудренном поведении ты беспечен, то не умедлишь пасть. Покаяние должно приносить от всего сердца». Далее он замечает что – «Если ты целомудрен; не превозносись своим воздержанием, но в смиренномудрии моли Господа, чтоб до конца был твоим Хранителем. Ибо нередко внезапное вторжение четвероногих (Пес. 2,15) в виноградник вдруг губило плод по нерадению стража».

Очень поэтично и глубоко говорит об истинном целомудрии Исаак Сирин – «Целомудр не тот, в ком, во время борьбы, труда и подвига, прекращаются срамные помыслы, но тот, кто истинностью сердца своего уцеломудривает зрение ума своего, не позволяя ему простираться к непотребным помыслам. – И тогда как честность совести его взором очей свидетельствует о верности его (закону чистоты), стыд, как завеса висит в сокровенном вместилище помыслов, и непорочность его, как целомудренная дева, соблюдается Христу верою».


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-