|
к началу раздела>>
Кротость
«Кротость есть неподвижное устроение души, пребывающее одинаковым
при бесчестиях и похвалах. Если предел крайней кротости есть, и
в присутствии раздражающего, мирно и любовно в сердце быть к нему
расположенным; то без сомнения предел крайней гневливости есть,
когда кто находясь один сам с собою, свирепую ведет брань и борьбу
с оскорбившим его, показывая это словами и телодвижениями» Иоанн
Лествичник.
Авва Исайя о кротости сказал так - Переносить (все) есть – кротость.
Нил Синайский говорит, что - в том и состоит кротость кроткого,
чтобы по любви быть великодушным к брату и вести брань с (гневным
против него) помыслом.
Авва Евагрий говорит, что - «Кто победил гнев, тот победил бесов,
кто же поработился ему, тот далек от путей Спасителя нашего, ибо
Господь, как говорится, путям Своим научает кротких (Псал. 24, 9).
Потому и неуловим бывает ум отшельников, что убегает в юдоль кротости.
Ибо ни одной почти добродетели так не боятся бесы, как кротости.
Ее стяжал великий Моисей, названный кротким, паче всех человек (Числ.
12, 3). И св. Давид отнесся о ней, что она достойна памяти Божией,
когда сказал: помяни Господи Давида и всю кротость его (Псал. 131,
1). Но и Сам Спаситель повелел нам быть подражателями Своей кротости,
говоря: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете
покой душам вашим (Матф. 11, 29)» см.Мф.5.5.
О кротости Христа можно прочитать у пророка Исайи - «се, Отрок
Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа
Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит,
не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной
не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду
победы. И на имя Его будут уповать народы» Ис 42 1-4., Мф 12 18-21.
Апостол Павел учит что - «Кротость ваша да будет известна всем
человекам. Господь близко». (Филипп. 4,5).
У Макарий Великого можно прочитать, как можно обрести кротость:
«Но приступающему к Господу надлежит, таким образом, принуждать
себя к всякому добру, принуждать себя к любви, если кто не имеет
любви, принуждать себя к кротости, если не имеет кротости, принуждать
себя к тому, чтобы милосердым быть и иметь милостивое сердце, принуждать
себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и когда пренебрегают,
быть великодушным, когда унижают, или бесчестят, не приходить в
негодование, по сказанному: «не мстите за себя, возлюбленные» (Рим.
12, 19), надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной
молитвы. В таком случае, Бог видя, что человек столько подвизается
и против воли сердца с усилием обуздывает себя, дает ему истинную
духовную молитву, дает истинную любовь, истинную кротость, утробы
щедрот, истинную доброту, и одним словом исполнит его духовного
плода».
|