|
к началу раздела>>
О чтении Св. Отцов преподобный Никон Оптинский пишет, что «Они
(писания) понимаются и усваиваются постепенно, по мере духовного
роста читающего и подвизающего, по мере получения разумения от их
переживания и личных опытов.» и советует перечитывать их так, «если
человек видит, что на него нападает, например, страсть гнева, то
читать советуется об этой страсти и противоположной ей добродетели,
если нападает злоба, то читать о злобе и любви, если нападает блуд,
то читать о блудной страсти и целомудрии и т.д. Удрученному скорбью
полезно читать о пользе и необходимости скорбей. Замечательно, что
особо сильное впечатление производит на душу то, что ей в данное
время потребно».
Тихон Задонский тоже дает подобные пояснения: «Если что-либо кажется
непонятным, неясным, то надо спросить у знающего, если имеешь такого
человека. А если не имеешь, то пусть это останется до времени непонятным;
не пытайся понять своим умом. В свое время Господь пошлет вразумление».
Читая Св. Отцов, можно узнать, какой страстью ты сам побеждаем
и как с ней бороться. Например, крикливость и колкость в речи -
признак гордыни, двойная мораль – тщеславия, хождения от одного
священника, если тебе кажется, что он тебя не понимает, к другому
священнику, и далее – от христианства к другим религиям – признак
блуда и уныния. Соответственно, если ты знаешь, что с тобой, то
можешь выбрать и лекарство. А способы врачевания у Св. Отцов, хотя
и известны всем, но имеют некоторые особенности. Например, пост
не помогает справиться с гневом, а одна молитва с унынием. В первом
случае необходимо смирение и кротость, а во втором к молитве нужно
добавить физический труд (рукоделие) и терпение.
Преподобный Амвросий Оптинский предупреждает «не читайте без разбора
всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких
сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни,
а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью
за твердо известные и без сомнения, назидательны и душеспасительны».
Об этом же говорит и Библия: «Будьте единомышленны между собою;
не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе»
(Рим. 12, 9:21).
В то же время преподобный Никон Оптинский предупреждает, например,
о том что « Творения Исаака Сирина с весьма глубоким содержанием,
надо читать с осторожностью. То, что там сказано для новоночальных,
в наше время доступно только преуспеваюшим в духовной жизни, а многое
и совсем нельзя применять. В самомнение, в прелесть можно впасть
и повредиться. И надо целиком брать все сочинение или статью, смотреть
надо на целое. Так и сказано у Исаака Сирина, что его учение в целом
надо брать… Лучьше читать, что проще, понятнее, например: Авву Дорофея,
«Лествицу», Кассиана Римлянина»
|