О чтении Св. Отцов
искать на странице
 
 

к началу раздела>>

О чтении Св. Отцов преподобный Никон Оптинский пишет, что «Они (писания) понимаются и усваиваются постепенно, по мере духовного роста читающего и подвизающего, по мере получения разумения от их переживания и личных опытов.» и советует перечитывать их так, «если человек видит, что на него нападает, например, страсть гнева, то читать советуется об этой страсти и противоположной ей добродетели, если нападает злоба, то читать о злобе и любви, если нападает блуд, то читать о блудной страсти и целомудрии и т.д. Удрученному скорбью полезно читать о пользе и необходимости скорбей. Замечательно, что особо сильное впечатление производит на душу то, что ей в данное время потребно».

Тихон Задонский тоже дает подобные пояснения: «Если что-либо кажется непонятным, неясным, то надо спросить у знающего, если имеешь такого человека. А если не имеешь, то пусть это останется до времени непонятным; не пытайся понять своим умом. В свое время Господь пошлет вразумление».

Читая Св. Отцов, можно узнать, какой страстью ты сам побеждаем и как с ней бороться. Например, крикливость и колкость в речи - признак гордыни, двойная мораль – тщеславия, хождения от одного священника, если тебе кажется, что он тебя не понимает, к другому священнику, и далее – от христианства к другим религиям – признак блуда и уныния. Соответственно, если ты знаешь, что с тобой, то можешь выбрать и лекарство. А способы врачевания у Св. Отцов, хотя и известны всем, но имеют некоторые особенности. Например, пост не помогает справиться с гневом, а одна молитва с унынием. В первом случае необходимо смирение и кротость, а во втором к молитве нужно добавить физический труд (рукоделие) и терпение.

Преподобный Амвросий Оптинский предупреждает «не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения, назидательны и душеспасительны».

Об этом же говорит и Библия: «Будьте единомышленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12, 9:21).

В то же время преподобный Никон Оптинский предупреждает, например, о том что « Творения Исаака Сирина с весьма глубоким содержанием, надо читать с осторожностью. То, что там сказано для новоночальных, в наше время доступно только преуспеваюшим в духовной жизни, а многое и совсем нельзя применять. В самомнение, в прелесть можно впасть и повредиться. И надо целиком брать все сочинение или статью, смотреть надо на целое. Так и сказано у Исаака Сирина, что его учение в целом надо брать… Лучьше читать, что проще, понятнее, например: Авву Дорофея, «Лествицу», Кассиана Римлянина»


   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-