Главы из книги о подвижниках ХХ столетия

Псково-Печерского монастыря


Правила христианской жизни,

составленные Саввой (Остапенко)

 

1

В постели пробуждаясь, прежде всего вспомни о Боге и знамение креста на себя наложи.

 2

Без молитвенных правил не начинай провождение дня.

 3

Молитва — крылья души, она делает душу престолом Божиим, все силы духовного человека в молитве его.

 4

В течение дня везде, при каждом деле молись краткими молитвами.

 5

Чтобы бог услышал молитву, надо молиться не кончиком языка, а сердцем.

 6

Никто из окружающих да не останется без твоего искреннего привета.

 7

Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души — тот выше молящегося со слезами.

 8

Новый Завет нельзя тебе не знать разумом и сердцем, поучаться в нем постоянно: непонятное не толкуй сам, а спрашивай у святых Отцов.

 9

Воду святую с жаждой принимай во освящение души и тела, не забывай пить.

 10

Приветствие благодарственное Царице Небесной "Богородице Дево, радуйся" произноси чаще, хотя бы каждый час. В свободное время читай Писание, святых Отцов и учителей духовной жизни.

 11

Во искушении и напасти читай молебный канон Пресвятой Богородице "Многими одержим напастьми", Она у нас заступница.

 12

Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, грех приближается к тебе, то пой песнопение седьмой, Страстной седьмицы и Святой Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу.

 13

Если это не можешь делать, то в минуту брани поминай имя Иисусово: "Господи Иисусе Сыне Боже, помилуй мя грешного" — стой у креста и радуйся плачем своим.

 14

В постное время постись — но знай, что Богу угоден пост не одного тела, то есть воздержание чрева, но паче воздержание ушей, очей, языка, а также сердца от служения страстям.

 15

Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он больной: ум у него находится в заблуждении, воля более склонна к злому, нежели к добру, и сердце к нечистоте от клокочущих в нем страстей, — поэтому начало духовной жизни все должно быть в приобретении духовного здоровья.

 16

Духовная жизнь есть постоянная неутомимая война со страстьми, с врагами спасения души: никогда не спи душевно. Дух твой должен быть всегда бодрым в сей брани, всегда зови на помощь Спасителя твоего.

 17

Бойся соединиться с греховными помыслами, присутствующими в тебе, согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил.

 

18

Помни: чтобы не погибнуть, нужно иметь искреннее покаяние перед Богом: "Господи, прости и помоги, Духа Твоего Святого не отыми от меня".

 19

Постоянно промовляй: "Страх твой, Господи, всели в сердце мое". О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет перед Богом.

 20

Все сердце твое без остатка отдай Богу и ощутишь рай на земле.

 21

Не пребывай никогда без дел, в праздности, церковные и воскресные дни почитай по заповеди Божией.

 22

Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.

 23

Заведи себе помянник, запиши туда имена всех живых и умерших, всех ненавидящих и обидящих тебя и ежедневно поминай их.

 24

Ищи непрестанно дел милосердия и любви, сострадательности, без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всяких жертв.

 25

Без необходимости неотложной никуда не ходи, как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством.

 26

Люби святое уединение.

 27

Все обиды терпи сначала молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обижающих.

 

 

28

Самое главное для нас — научиться терпению и смирению: смирением победим всех врагов, бесов, а терпением — страсти, воюющие на душу и тело.

 29

Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез, умиления, ревности о спасении.

 30

Православного священника почитай, как Ангела, благовестником посланным образовать тебя и принести тебе наставление.

 31

Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками Великого Царства, и так же осторожно, как с огнем.

 32

Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их.

 33

Не носись только с самим собой, как курица с яйцом, забывая ближних.

 34

Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы.

 35

Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать дух Божий.

 36

Всегда и везде призывай на помощь Ангела своего.

 37

Храни везде плач сердечный о грехах своих, а когда исповедуешь их, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении твоем.

 38

Непотребства и недостатки знай только свои, а о чужих грехах берегись тщательно думать и рассуждать, не губи себя осуждением других.

 

 

39

Не верь каким-либо, даже добрым пожеланиям своим, прежде чем их одобрит духовник твой.

 40

Каждый вечер исповедуйся Богу во всех своих греховных делах и помыслах в течение дня.

 41

Перед сном мирись со всеми земным или поясным поклоном.

 42

Нас сближает с Богом скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их.

 43

Никто не входит на небо, живя благополучно.

 44

Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Святых Христовых Тайн.

 45

Никогда не забывай, что Он, Господь наш Иисус Христос, близ есть, при дверях. Не забывай, что скоро Суд и Воздаяние, в какой день и какой час, никому не известно.

 46

Помни еще, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим.

 47

Прочитывай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю. Это поможет тебе при исполнении написанного разумети и укрепит на духовном пути.

 

Аминь. И Господу слава во веки веков. Молитвенно с вами пребывающий схигумен Савва. 

 

 

ххх

Старец Савва (Остапенко) о борьбе с дьявольскими искушениями:

"Когда душу твою будут обуревать уныние и отчаяние, читай такие молитвы:

1.    Всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг. Я раб Господа Иисуса Христа. Ты, превознесенная гордыня, унижаешь себя, так усиленно борясь со мною слабым.

2.    Что тебе, отчужденный от Бога, беглец с неба и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего. Христос, Сын Божий, власть имеет над нами и над всем. Ему согрешили мы, Ему и оправдаемся. А ты, пагубный, удались от нас. Укрепляемые честным Его Крестом, мы попираем твою змеиную главу. Аминь".

 

Старец Михаил (Питкевчич), последний валаамский старец, благословлял молиться так:

 

1.Иисусе Сладчайший и Дражайший, молю Тебя и умоляю — вся мне прости и спаси мя.

2.Иисусе Сладчайший и Дражайший, научи меня молиться, научи любить Тебя, исполнять заповеди Твои.

3.Иисусе Сладчайший и Дражайший, обогати меня смирением, кротостью и слезами, ибо нет у меня другого пути к Тебе на небушко.

(из книги "У пещер Богом зданных: Псково-печерские подвижники благочестия ХХ века. М., 2003)

 

А вот рассуждения о неосуждении старца Псково-Печерского монастыря Симеона (Желнина):

"Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.

Осуждаем же мы наших ближних оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, своими недостатками, грехами, страстями, тому некогда замечать за другими. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда не подумаем. Безумно оставить своего мертвеца, свою душу, и идти плакать над мертвецом ближнего.

Осуждая порочных людей, мы сами себя осуждаем, потому что и мы не свободны от грехов. Когда мы покроем согрешение брата своего, тогда и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата, и Бог объявит согрешения наши.

Язык осуждающего злее ада: даже ад возьмет только злых, а язык пожирает и злых и добрых. Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку.

Осуждая других и черня их честь, мы сами себя бесчестим.

Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему его и тому, о ком говорит. Ибо не только осуждать грешно, но и слушать осуждающих грех. "Кто говорит клевету, — сказал некто, — и кто слушает ее — оба имеют диавола: один на языке, а другой — в ушах." Если бы ты был добр, то не стал бы говорить худо о другом. Даже и явных грехов нам оглашать не должно. Будем лучше замечать в других добродетели, а в себе находить грехи.

Чтобы не осуждать, мы должны заниматься своею душою, узнавать свои душевные болезни, свою нищету. Узнать самого себя — самое трудное и самое полезное знание. Сподобившийся увидеть себя, говорят отцы, выше сподобившегося увидеть Ангелов.

Многие хотят узнать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не знают и не ищут. А ведь познание себя, своей греховности и есть начало спасения. Для того же, чтобы лучше и вернее узнать, изучить себя, нужно следить постоянно не только за своими делами и действиями, но и за мыслями, чувствованиями, желаниями — как корнем наших слов и дел.

Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться согрешающем, дабы Господь исправил его, надо вздохнуть о ближнем, дабы вместе с тем вздохнуть и о себе.

Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние его неизвестно.

Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить; и другое: никогда не говорить худо об отсутствующих.

Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым, ибо добрый помышляет доброе, а злой злое. Будем помнить старинные народные поговорки: "В чем кого осудишь, — в том сам побудешь"; "Знай себя — и будет с тебя". Краткий путь ко спасению — не осуждать. Вот путь — без поста, без бдения и

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
Обсудить на форуме