Библейская археология
искать на странице
 
 

в начало раздела>>

Священник Сергий Чуркин
БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКИХ СТРАН

Выбор темы обусловлен тем, что, как видно из многих современных исследований, представления ученых о том, что составляет объем науки библейская археология, сильно разнятся. Эта произвольность влияет, соответственно, и на определение науки как таковой, а порой - и на выводы исследователей. Словарное определение звучит следующим образом.

Библейская археология - наука о библейских древностях и, как таковая, составляет важную часть древневосточной археологии вообще. Предметом ее как науки служит исследование всех разнообразных проявлений жизни библейского (т.е. древнееврейского) народа, как они отразились в его священных книгах (Библии), гражданской литературе и вещественных памятниках его старины. Но это первоначальное - очень узкое - понимание предмета ограничивает библейскую археологию только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях с окружающим народом. При таком подходе исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в библейскую историю лишь настолько, насколько оно служит к пояснению древностей собственно библейского народа.

Мнения исследователей расходятся и относительно объема науки древностей еврейского народа. Одни (по преимуществу древние, как Иосиф Флавий) относят к ним и историю, а другие (новейшие, как Ян) - географию, и не только политическую, но и физическую. Но такой взгляд вводит в круг библейской археологии посторонние для нее элементы, хотя, конечно, история и география имеют для нее важное вспомогательное значение. Согласно этому мнению, в круг библейской археологии в тесном и точном смысле входит исследование особенностей религиозной, семейной, общественно-государственной и вообще культурной жизни древнееврейского народа, причем ее задача состоит не только в подробном изложении проявлений этих сторон его жизни, но и в определении общего миросозерцания, на котором основывалась вся его многовековая жизнь.

Но в тесном и точном смысле мы имеем здесь историю древних евреев, а библейским народом могут именоваться и египтяне, и жители Месопотамии, и ассирийцы. Правильнее будет ограничивать объем библейской археологии не историей древних евреев, а Библией. Все памятники прямо или косвенно упоминающие о событиях библейской истории должны входить в сферу интересов библейской археологии.

Источник и предмет библейской археологии определяются самим ее названием, но относительно ее объема еще не установилось определенного взгляда. Разные исследователи то расширяют, то суживают его. В случае более широкого понимания предмета науки в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только древнееврейского народа, но и народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение: египтян, ассиро-вавилонян, персов и других (например, y Гезениуса, Де-Ветте и др.). Все это и есть археология библейских стран. Порой объем увеличивается за счет того, что раздвигаются хронологические рамки, и исследование содержит добиблейскую археологию Палестины, или же в рамках библейской хронологии подробно рассматривает культуру великих цивилизаций древности.

Здесь указан круг научных интересов археолога, занимающегося исследованием библейских древностей, и этот круг может быть достаточен для светской науки, где Библия - прежде всего памятник, а наука церковная все же не может довольствоваться этим, потому что для нас это - Слово Божие. Это - история спасения рода человеческого. Библейская археология есть вспомогательная богословская дисциплина, а исторические факты, которые она исследует призваны помочь более полному усвоению Божественного Откровения. Церковный исследователь воспринимает Библию прежде всего, как Откровение Божие и уже потом - как уникальный памятник, содержащий в себе информацию об особенностях жизни древних евреев и окружающих их народов, отчасти дающий представление и об их миросозерцании. Такое восприятие также может влиять на выводы исследователей и определять цели исследований.

Это утверждение мы постараемся проиллюстрировать на следующих примерах.

1. Событие Исхода евреев из Египта несомненно представляет интерес для библейской археологии. Сама религия Израиля, ягвизм, как и сам Израиль, возникли в событии Исхода из Египта.

Основой религии Моисея была не идея Бога (она принималась, как данность), а память об историческом событии, воспринятом и понимаемом в свете ягвизма. Это событие запечатлелось в сознании народа не просто как исторический факт, а в свете веры. Историческому факту было придано религиозное значение. Таким событием был Исход из Египта. Библейское повествование дает массу интереснейших фактов, но каковы бы ни были детали Исхода, нет сомнения, что группа древних евреев, которые находились на положении государственных рабов в Египте, была выведена оттуда Моисеем по повелению нового Бога Ягве [yhwh]. «До данного момента с этим именем Я никому еще не открывался», - говорит Ягве. В богоявлении при купине Он говорит: «Я - Бог Авраама, Исаака и Иакова», т. е. происходит отождествление: Я - Тот Самый Бог, в которого верили предки, но открываюсь с новым именем. Наряду с конкретикой исторических фактов в книге Исхода описывается переход Израиля через Чермное море. Ему часто уделяется повышенное внимание в силу таинственности этого события, в силу того, что это - чудо, но чудо, по мнению науки, требующее объяснения ее методами. Все остальное объяснимо, надо выяснить где и как это произошло. И следуют версии и гипотезы, от правдоподобных до фантастических, но порой затмевающие суть происшедшего тогда в пустыне. Но не все могут быть согласны и с тем, что переход через Чермное море следует относить к сфере интересов библейской археологии, воспринимая это, как библейское сказание. Указанная точка зрения имеет право на существование, особенно на фоне попыток современных ученых сделать переход через море объясненным историческим фактом. Но церковный исследователь прежде всего обратит внимание на 13 главу 21 стих книги Исход: «Господь же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью». Господь выводит Израиль из Египта, и это водительство Божие становится главной богословской темой Исхода. Этот и следующий стих («не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица всего народа») вводят нас в чудо 14 главы. Господь, выражающий свое постоянное присутствие в виде облака и огня, открывается избранному Им народу и как Муж брани. Моисей говорит народу: «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14, 14). До этого в Египте в первый раз совершена Пасха, затем последует гора Синай и дарование Закона. Но ныне - Господь посреди народа и ведет его. Это главное, а не то, каким образом совершился переход.

Рассматривая события перехода через море в контексте всего Исхода, видя в нем чудо Божие, мы не только не нарушаем исторический метод исследования, но полнее представляем себе всю композицию Исхода. В данном событии доминирует богословский смысл, а не историческое повествование. И церковная наука должна ведь учитывать свои приоритеты.

2. Другой пример - завоевание земли обетованной. Широко известен факт, что оно не было столь триумфальным, как описывает это священный писатель книги Иисуса Навина. Существует целый спектр мнений относительно того насколько библейская модель завоевания Палестины соответствует историческому процессу расселения израильтян в земле обетованной. Суть разногласий в том, что невозможно точно идентифицировать взаимосоотнесенность современной и библейской географии Палестины, плюс разногласия в научной и библейской хронологии.

Критическое мышление в таком случае представит Библию, как недостоверный источник, что не правомерно, поскольку речь будет идти лишь о фрагменте священной истории, а рассмотрение темы «Израиль - хананеи» в дальнейшем библейском повествовании убедит нас в том, что мы можем видеть и в книгах Иисуса Навина и Судей вполне достоверную историческую информацию. Надо лишь учитывать особенности ближневосточного историописания: исходной точкой любого обращения к прошлому является отбор информации о нем. Так начинал и ближневосточный писатель истории, составитель исторического сочинения: при описании более или менее отдаленного от него прошлого он был вынужден прибегать к исторической традиции, что включает не только содержание традиции, которое необходимо сохранить и зафиксировать, но и способ передачи. Здесь нельзя не видеть, что священный историк воспринимает свой труд как продолжение Пятикнижия. В начале книги (Ис. Нав. 1, 1-9) ясно раскрывается преемственность и задачи, которые ставятся перед Иисусом Навином. «1. По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву. 2. Моисей, раб Мой умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей. В землю, которую Я даю им, сынам Израилевым». Далее Господь обещает быть с Иисусом Навином, как и с Моисеем и не оставлять его. Повелевает о земле обетованной: <...> «6. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему предашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им». Заключает слова Божии Иисусу Навину повеление соблюдать Закон Моисеев.

Соответственно этому следует изложение книги: переход через Иордан и завоевание земли обетованной; разделение обетованной земли; исполнение Иисусом Навином Закона Моисеева и увещание к этому народа.

Первая часть полна изложения чудес Божиих, помогающих Израилю войти в землю обетованную и содержит описание завоевания. Указанные выше несоответствия географического и хронологического характера, согласно научным исследованиям, ставят под сомнение достоверность описанных фактов, но если метод - это определенная последовательность действий и приемов, выполнение которых необходимо для достижения заранее поставленной цели, то, следовательно, и священные писатели того времени (XII-XI веков до Р.Х., когда предположительно была написана книга Иисуса Навина) должны были иметь свои цели и методы для их достижения, то есть постижение и воспроизведение прошлого. Все это присутствует в описании завоевания земли обетованной.

Из повествования книг Иисуса Навина и Судей можно заключить следующее: 1) Израиль вошел в Ханаан; 2) встретил сопротивление со стороны местного населения (имели место локальные конфликты); 3) Израилю удалось оккупировать часть обетованной земли и далее происходило его постепенное расселение в Палестине.

Что же здесь не так? Почему необходимо делать акцент на том, что, согласно раскопкам, хананейские города были разрушены не так и не тогда, как описано в Библии? Почему не оговорить, что Израиль действительно вошел в Ханаан и библейское повествование доносит эту историческую правду? Тем более странно, что на основе этих несоответствий ставят под сомнение истинность Библии как Откровения Божия.

Следует учесть, что библейская археология не призвана подтверждать или опровергать Библию с помощью данных научных исследований, потому что наша вера основана не на данных науки, а на Божественном Откровении, которое содержится в Священном Писании. Это Откровение не нуждается ни в подтверждении, ни, тем более, не может быть опровергнуто какими бы то ни было археологическими находками. Приведенные выше примеры являются попыткой показать какое вспомоществование может оказать библейская археология богословам, коль скоро она объявлена вспомогательной богословской дисциплиной.

Эти примеры были призваны показать:

а) что формально-научный подход даже при всей современной оснащенности исследователей не достаточен в библейской археологии;

б) что применяя исторический метод исследования мы должны рассматривать литературные или исторические памятники в контексте эпохи, изучать их в связи с биографией автора или эпохой, его породившей;

в) что суживая объем библейской археологии, мы обедняем предмет и рискуем оказаться в плену определенных стереотипов и наоборот: не регламентируя объем библейской археологии, мы можем уйти в сторону от сути библейского повествования.

Хотя и само определение науки, и предмет, и метод библейской археологии нуждаются в дальнейшей разработке и уточнении, можно объяснить эти проблемы библейской археологии молодостью науки, тем, что она очень быстро прогрессирует и, соответственно, находится еще в стадии становления. Очевидно, что, по крайней мере, сегодня, пред библейской археологией нет задачи стать самостоятельной дисциплиной, но даже оставаясь вспомогательной богословской дисциплиной и являясь частью древневосточной археологии, она есть и будет весьма притягательным предметом как для светских ученых, так и для церковных исследователей, которые еще не раз будут сверять с ней свои данные, методы и выводы своих исследований, что пойдет на пользу и науке, и религии.


Литература

1. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПб, 1907.

2. Вейнберг И.П. Рождение Истории. Наука. М., 1993.

3. The Times. Concise Atlas of the Bible. Times books. London, 1991.

4. Иосиф Флавий. Иудейские Древности. Крон-Пресс. М., 1996.

Источник журнал "Церковный вестник", 2003.

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-