Иерусалим
искать на странице
 
 

к началу раздела>>

Иерусалим - Упоминается в египетских заклятиях городов XIX-XVIII века

Имя "Иерусалим" упоминается впервые в египетских заклятиях вражеских городов (18 -19 в.в. до н.э.) в виде «Рушалинум». В списках из Тель Амарны (14 в. до н.э.) упоминается как «Урусалим», в надписях фараона Санхерива (конец 8 века до н.э.) – «Урусалимму». В ивритском произношении по тексту ТАНАХа это звучало как «Ирушелем». Греческое название «Hierosolema» имеет ассоциативную связь с греческим словом «hieros» – святой.

Точная этимология названия не известна, но вероятнее всего имя состоит из двух слов западно-семитского происхождения: (иро) - основа и (шалем) - имя бога Шалема, т.е. основа (опора) Шалема. Бог Шалем известен из угаритских текстов мифов Финикии и Угарита, как один из пары «благих богов Шахару и Шалиму, боги плодородия и одновременно боги небесные, связанные со звездами. Один из них воплощался в утренней звезде, другой в вечерней».

Под названием «Шалем» (в русской Библии – Салим) город упоминается в Танахе (Бытие,14:18; Псалом,76:3) как ханаанский до завоевания его израилитянами. Его называли также «Иевус» по этническому признаку, т.е. по названию племени, жившему там (2-я Цар.,5:6). Под названием «Сион» (значение слова неизвестно) в Танахе (1-я Паралип., 11:5) подразумевалась только крепость иевуситского города, которая после завоевания его Давидом была переименована в Город Давида.

Со временем имя Сион стало названием северной возвышенности, где царь Соломон построил Храм, а ещё позже имя Сион стало поэтическим синонимом всего города. Есть и упоминания, когда город называют «городом Иуды» (по имени колена Израиля) или «Город» (с большой буквы – (Аир) , а не просто – (ир) – в письмах из Лахиша.

У поздних римских и греческих писателей Иеросолим сократился до Солима. Это дало основание римскому историку еврейского происхождения Иосифу Флавию считать, что Херил, греческий поэт 5 века до нашей эры, впервые в своих произведениях описывающий не богов и героев, а конкретные исторические события, упомянул о неком удивительном народе: «там, где Солимский хребет и широкое море живет он» и «речь финикийскую он испускает устами своими», нет сомнения, что он писал о евреях.

"Солимский хребет» – это горы, где стоит Иерусалим, а «широкое море» – Мертвое море. И Гомер упоминает в "Одиссее" о Солимских высотах. Но и Херил, и Гомер не могли ещё пользоваться тем укороченным названием Иерусалима, которым через 5 – 7 веков пользовались современники Иосифа Флавия.

Эпиграфия и данные археологии, которыми располагали историки до самого последнего времени, были довольно скудны, чтобы иметь представление о том, как выглядел Иерусалим до прихода туда израильтян. Найденная керамика, украшения, предметы быта говорят о пребывании здесь человека, начиная с хальколита (4-5 тыс.)

Более того, до самого последнего времени часть археологов выражала сомнения не только в подлинности многих событий, описанных Библией, но и в существование основателя династии Израильских царей – царя Давида. Сомнения высказывались на основании того, что до сих пор ни в египетских, ни в каких других источниках не найдено независимых от Библии документов, упоминающих Давида.

Но вот, 21 июля 1991 года при раскопках на севере Израиля, в заповеднике Тель-Дан, у так называемых «Израильских ворот» в предполагаемом районе обитания колена Дан, просуществовавшего, как и все остальные израильские племена, до ассирийского завоевания ( 8 век до н.э.); среди многих каменных обломков, которыми была вымощена дорога перед воротами, был обнаружен обломок стелы с надписью на арамейском языке. Это была не первая находка, подобные были и прежде, но впервые среди победных лозунгов арамейского царя, завоевавшего Дан, упоминался «дом Давида».

В раскопках захоронений в долине реки Кидрон, на склонах Оливковой горы, а также в раскопках отцов францисканцев около Доминус Флевит (капелла «Плач Господень») были обнаружены изделия из керамики и фаянса (покрытые глазурью), относящиеся к 16 веку до н.э., а также украшения в виде жука-скарабея из Египта Тель-Амарнского периода.

Много новых данных принесли раскопки 1998 года в долине реки Кедрон. Во время обычных «спасательных работ» на территории «Города Давида» были открыты мощные оборонительные сооружения и подземная система водоснабжения, построенные ханаанами за 800 лет (!) до царя Давида.

«Надо снять шляпу перед ними, - сказал руководитель раскопок д-р Рони Райх. - Ведь строители не пользовались железом и, имея в своём распоряжении только бронзовые инструменты, сумели построить сооружения, подобных которым нет на всём Ближнем Востоке того времени. Крепостная стена высотой 7-8 метров была сложена из каменных глыб до 2-3 тонн весом, а канал, по которому в город поступала вода из источника Гихон, был прорублен в скале на протяжении 120 м. Царю Давиду не нужно было утруждать себя постройкой укрепленной столицы, т.к. захваченный им город имел всё необходимое».

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-