Иерусалим - Упоминается в египетских заклятиях городов XIX-XVIII
века
Имя "Иерусалим" упоминается
впервые в египетских заклятиях вражеских городов (18 -19 в.в.
до н.э.) в виде «Рушалинум». В списках из Тель Амарны (14
в. до н.э.) упоминается как «Урусалим», в надписях фараона
Санхерива (конец 8 века до н.э.) – «Урусалимму». В ивритском
произношении по тексту ТАНАХа это звучало как «Ирушелем».
Греческое название «Hierosolema» имеет ассоциативную связь
с греческим словом «hieros» – святой.
Точная этимология названия не известна, но вероятнее всего
имя состоит из двух слов западно-семитского происхождения:
(иро) - основа и (шалем) - имя бога Шалема, т.е. основа (опора)
Шалема. Бог Шалем известен из угаритских текстов мифов Финикии
и Угарита, как один из пары «благих богов Шахару и Шалиму,
боги плодородия и одновременно боги небесные, связанные со
звездами. Один из них воплощался в утренней звезде, другой
в вечерней».
Под названием «Шалем» (в русской Библии – Салим) город упоминается
в Танахе (Бытие,14:18; Псалом,76:3) как ханаанский до завоевания
его израилитянами. Его называли также «Иевус» по этническому
признаку, т.е. по названию племени, жившему там (2-я Цар.,5:6).
Под названием «Сион» (значение слова неизвестно) в Танахе
(1-я Паралип., 11:5) подразумевалась только крепость иевуситского
города, которая после завоевания его Давидом была переименована
в Город Давида.
Со временем имя Сион стало названием северной возвышенности,
где царь Соломон построил Храм, а ещё позже имя Сион стало
поэтическим синонимом всего города. Есть и упоминания, когда
город называют «городом Иуды» (по имени колена Израиля) или
«Город» (с большой буквы – (Аир) , а не просто – (ир) – в
письмах из Лахиша.
У поздних римских и греческих писателей Иеросолим сократился
до Солима. Это дало основание римскому историку еврейского
происхождения Иосифу Флавию считать, что Херил, греческий
поэт 5 века до нашей эры, впервые в своих произведениях описывающий
не богов и героев, а конкретные исторические события, упомянул
о неком удивительном народе: «там, где Солимский хребет и
широкое море живет он» и «речь финикийскую он испускает устами
своими», нет сомнения, что он писал о евреях.
"Солимский хребет» – это горы, где стоит Иерусалим, а «широкое
море» – Мертвое море. И Гомер упоминает в "Одиссее" о Солимских
высотах. Но и Херил, и Гомер не могли ещё пользоваться тем
укороченным названием Иерусалима, которым через 5 – 7 веков
пользовались современники Иосифа Флавия.
Эпиграфия и данные археологии, которыми располагали историки
до самого последнего времени, были довольно скудны, чтобы
иметь представление о том, как выглядел Иерусалим до прихода
туда израильтян. Найденная керамика, украшения, предметы быта
говорят о пребывании здесь человека, начиная с хальколита
(4-5 тыс.)
Более того, до самого последнего времени часть археологов
выражала сомнения не только в подлинности многих событий,
описанных Библией, но и в существование основателя династии
Израильских царей – царя Давида. Сомнения высказывались на
основании того, что до сих пор ни в египетских, ни в каких
других источниках не найдено независимых от Библии документов,
упоминающих Давида.
Но вот, 21 июля 1991 года при раскопках на севере Израиля,
в заповеднике Тель-Дан, у так называемых «Израильских ворот»
в предполагаемом районе обитания колена Дан, просуществовавшего,
как и все остальные израильские племена, до ассирийского завоевания
( 8 век до н.э.); среди многих каменных обломков, которыми
была вымощена дорога перед воротами, был обнаружен обломок
стелы с надписью на арамейском языке. Это была не первая находка,
подобные были и прежде, но впервые среди победных лозунгов
арамейского царя, завоевавшего Дан, упоминался «дом Давида».
В раскопках захоронений в долине реки Кидрон, на склонах Оливковой
горы, а также в раскопках отцов францисканцев около Доминус
Флевит (капелла «Плач Господень») были обнаружены изделия
из керамики и фаянса (покрытые глазурью), относящиеся к 16
веку до н.э., а также украшения в виде жука-скарабея из Египта
Тель-Амарнского периода.
Много новых данных принесли раскопки 1998 года в долине реки
Кедрон. Во время обычных «спасательных работ» на территории
«Города Давида» были открыты мощные оборонительные сооружения
и подземная система водоснабжения, построенные ханаанами за
800 лет (!) до царя Давида.
«Надо снять шляпу перед ними, - сказал руководитель раскопок
д-р Рони Райх. - Ведь строители не пользовались железом и,
имея в своём распоряжении только бронзовые инструменты, сумели
построить сооружения, подобных которым нет на всём Ближнем
Востоке того времени. Крепостная стена высотой 7-8 метров
была сложена из каменных глыб до 2-3 тонн весом, а канал,
по которому в город поступала вода из источника Гихон, был
прорублен в скале на протяжении 120 м. Царю Давиду не нужно
было утруждать себя постройкой укрепленной столицы, т.к. захваченный
им город имел всё необходимое».
|