Дорогие
друзья!
Как прекрасно, что в нашей полосе Пасха Христова всегда
приходится на время пробуждения природы после долгой зимы. Весна – прекрасный
природный символ победы света и любви над темнотой и губительным холодом.
И в нашей жизни мы так часто встречаемся не только с красотой, дружелюбием
и теплом, но и с неприязнью, беззаконием, неустроенностью личной жизни,
болезнями и мучительной смертью. Я нередко получаю письма с горькими сетованиями
и даже жестокой озлобленностью на весь мир из-за несправедливости, бессмысленности
жизни в одиночестве, бунтом против всех и вся. Кульминацией этой горечи,
конечно, становятся обвинения в адрес Бога, создавшего такой
несправедливый жестокий мир.
В русской культуре ответом на эти обвинения Бога стал
роман «Братья Карамазовы». В центре этого ответа – спор братьев, Ивана
и Алеши. Иван верит в Бога, но мира Его не может принять. «Не по карману»,
- говорит Иван, - Царство купленное ценой хотя бы одной слезинки замученного
ребенка. Алеша не выставляет никаких словесных аргументов, и отвечает
лишь любовью и миром к брату и ко всем, с кем встречается. Он просто
избирает путь веры, любви и мира, по которому шел его духовный наставник,
старец Зосима. Этот путь обозначен словами Иисуса Христа в отрывке из
Евангелия от Марка, который читался в неделю Крестопоклонную: «кто
хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за
Мною» (Мк.8,34).
Вот два пути, которые нам предлагаются: путь жизни и
путь смерти. Путь жизни – довериться Христу, принять, что Он - Путь,
Истина и Жизнь. Подтверждение истинности этого пути: жизнь святых и
праведников, жизнь, которая, несмотря на трудности и страдания, была
наполнена служением благу других людей, любовью и радостью. Путь противоположный
– видеть во всем только мрак и зло, обвинять всех и вся, а главное –
Бога, создавшего такой «неправильный» мир.
Этот второе отношение описано в 3-й главе книги Бытия
в диалоге Адама с Богом вскоре после грехопадения. Бог спрашивает: «не
ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Адам,
вместо раскаяния, отвечает: «Жена (мягко говоря, такая-сякая),
которую Ты (же) мне дал, она дала мне от дерева,
и я ел».
Всегда находятся люди, которые полагают, что на месте
Бога они устроили бы мир лучше. Такая попытка, как известно, была предпринята
российскими марксистами вслед за наставлением своего основоположника:
«Все философы и ученые стремятся объяснить мир, а его надо ПЕРЕДЕЛАТЬ!».
Ровно 100 лет назад такой грандиозный эксперимент был поставлен: на
одной шестой Земли мир переделали, но вместо коммунистического «рая»
началась жесточайшая гражданская война, репрессии, ГУЛАГ, экономическая
отсталость и т.п. и т.д.
Вопрос о существовании в мире зла – один из самых трудных
для человека. Ветхий завет отвечает на него, кроме всего своего содержания,
весьма неожиданным образом книгой Иова. В состоянии крайнего бедствия,
болезни и унижения Иов восклицает: «А я знаю, Искупитель мой жив,
и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,
и я во плоти моей узрю Бога» (Иов.19,25-26). Согласно толкованию
Отцов Церкви здесь предвосхищается воскресение плоти.
Ответом на вопрошание Иова, почему злые нередко преуспевают,
а праведники бедствуют и вообще, почему в мире существует зло, становится
таинственная, мистическая встреча Иова с Богом, Который разворачивает
перед Иовом грандиозную картину мироздания, непостижимую для человека.
Иов склоняется перед этим величием и в самом факте этой встречи его
вопросы получают ответ не в словесных объяснениях, а в охватывающих
Иова любви и величии Бога.
Но, конечно, самым полным ответом на вопрос о зле, да
и на все бесчисленные вопросы человеческого бытия, о смысле жизни
и о предназначении каждого человека стало воплощение Сына Божьего, Иисуса
Христа. Сам Творец мироздания разделил с нами нашу земную жизнь от рождения
до смерти, наполнив ее бесконечно глубоким смыслом, радостью, мудростью
и любовью. Те, кто последовали за Ним, прославленные и не прославленные
святые, показали, что жизнь в подражании Христу не только возможна,
но и прекрасна, и радостна.
Да, зло еще остается в мире, но оно уже может быть по-другому
воспринято нами. Мне кажутся очень важными следующие слова. «Христос
пришел не для того, чтобы упразднить страдания.
И даже не для того, чтобы их объяснить. Но для того, чтобы наполнить
их Своим присутствием» (Поль Клодель французский поэт 1868-1955). Страдания
остаются, но человек, который принимает их, как путь, предложенный Христом,
проходит их в терпении, «взирая на начальника и совершителя веры
Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши
посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12,2).
Самое главное, что с Воскресением Христа побеждается
последний и главный враг жизни - смерть (1 Кор.15,26). И вот эту победу
мы празднуем в день Пасхи, то есть исход от рабства греху к вечной радости
встречи со Христом, радости вхождения в то измерение бытия, которое
называется Царствием Божиим.
Прикосновение к этой радости становится возможным для
нас каждый раз при нашем участии в Божественной Литургии, участии в
Таинстве Евхаристии, о которой Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание».
Как пишет о. Александр Шмеман: «Совершение Евхаристии всегда праздник
и радость. Это, прежде всего таинство явления Христа, Его присутствия
среди Своих учеников и поэтому празднование Его Воскресения». «При
радостном «горении сердец», испытанного учениками по пути в Эммаус,
Христос открыл им Себя в преломлении хлеба» (Лк.24,13-35). Нам нужно
всегда помнить, что участвуя в Литургии, мы присоединяемся к этим ученикам
в Эммаусе, разделяем с ними радость встречи с воскресшим Господом.
В Своем Сыне, Господе Иисусе Христе Бог показал
нам, что Он солидарен с нами, что Он разделяет с нами и радость этого
мира, и его жестокость. Он говорит нам через всю Библию о конечной победе
добра: будет Новое Небо и Новая Земля, на которых будет царствовать
правда. Творение еще не закончено, и мы призваны смело и мужественно
участвовать в его становлении, избрав путь Веры, Надежды и Любви. «Не
будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12,21). Христос
Воскресе! Воистину Воскресе!
Храни Вас Бог! С уважением, всегда Ваш, прот. Александр
Борисов.
|