Дорогие друзья!
С сентября, как вы знаете, начинается
новый церковный год. Это старинный, еще ветхозаветный обычай который восходит
ко времени окончания сельскохозяйственных работ, сбора урожая и т.п. Так
или иначе эта традиция сохранилась и в нашем церковном календаре. Поэтому,
подобно тому, как предшествующий год заканчивается праздником Успения
Пресвятой Богородицы, так новый церковный год начинается празднованием
Рождества Пресвятой Богородицы - 8-го сентября по старому стилю, соответственно
- 21 сентября по новому стилю. Число 8 тоже неслучайно.7 - символ завершенности
творения (см. Быт.1-2-я главы). Число 8 - символ нового мира, символ будущего.
В этом году мы вспоминаем 30-летие
со дня гибели от рук неизвестных прот. Александра Меня, выдающегося служителя
нашей Православной Церкви, замечательного богослова и миссионера. Прот.
Александр Мень первым вышел на широкое миссионерское служение в год тысячелетия
Крещения Руси, когда радикально изменилось отношение государства к Православной
Церкви и вообще к религии. За 2 с небольшим года им было прочитано более
300 лекций при неизменно переполненных аудиториях.
Таинственные силы зла, конечно не
могли потерпеть такого яркого миссионерского служения. И 9-го сентября
1990 г. замечательный священнослужитель, вышедший рано утром из дома,
чтобы ехать в свой храм служить воскресную литургию, ударом топора в голову
был убит неизвестными. Община нашего храма была создана многочисленными
московскими прихожанами о. Александра Меня, чтобы сохранить то единство,
которое создалось вокруг замечательного пастыря и иметь возможность продолжать
свой жизненный путь со Христом уже не только в Сретенском храме в Новой
деревне, но и в Москве.
Желание моего сердца в этот памятный
сентябрь напомнить нам те главные черты христианского мировоззрения о.
Александра Меня, которые он к счастью кратко изложил, как свое "кредо"
в письме к своей прихожанке и многолетней помощнице Зое Афанасьевне Масленниковой.
Думаю, что это будет хорошим напоминанием о замечательном священнике и
человеке.
"КРЕДО" протоиерея
Александра Меня
(Из
писем к З.А. Маслениковой)
Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и,
разумеется, священника, уже выражено в Символе веры, вопрос Ваш вполне
законный. Христианство неисчерпаемо. Уже в апостольское время мы находим
целую гамму типов Христианства, дополняющих друг друга.
Итак,
если выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую,
есть Христианство как динамическая сила, объемлющая все стороны жизни,
открытая ко всему, что создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю
его не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий
минувшего, а как Путь в грядущее.
—
Оно имеет средоточие своей веры во Христе, Им измеряет и оценивает все
(Откр.1, 8);
— оно знает, что приход на землю Богочеловека не был односторонним божественным
актом, а призывом к человеку ответить на любовь Божию (Откр.3, 20);
— оно познает присутствие и действие Христа в Церкви, а также в жизни
вообще, даже в самых простых, обыденных ее проявлениях (см. притчи Господни,
в частности, Мф.6, 28-29);
— знает, что достоинство личности, ценность жизни и творчества оправдываются
тем, что человек является творением Божиим (Пс 8);
— видит в вере не теоретическое убеждение, а доверие к Богу (Рим 4, З);
— не требует ощутимых знамений (Мк.8, 11-12), памятуя о том, что творение
- чудо (Пс.18, 2);
— оно внимает Слову Божию, которое запечатлено в Писании, но остерегается
буквально толковать каждую строку Библии, особенно Ветхого Завета (Рим.
7, 6);
— верит, что один и тот же Бог открывался в обоих Заветах, однако, открывался
постепенно, в соответствии с уровнем человеческого сознания (Евр.1, 1);
— различает грань, отделяющую Предание (дух веры и учения) от “преданий”,
среди которых есть немало фольклорных и преходящих наслоений на религиозной
жизни (Мк.7,8; Кол.2,8).
— Оно верит, что Церковь живет и возрастает силой Христовой (Мф.16,18;
28,20);
— верит, что Христос являет Себя в таинствах Церкви, в ее освящении мира,
в ее учительстве и в делах служения (1 Кор.11, 26; Мф.18,19-20; Рим.6,11;
Мф.18,18; Лк.10,16), но знает, что ни одна из этих сторон церковной жизни
не является самодостаточной, ибо Христос пришел и как Спаситель, и как
Целитель, и как Наставник;
— чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение, что они
вторичны в сравнении с любовью к Богу и людям (Мф.23, 23-24; Мк.12, 28-31);
— верит в значение иерархического и канонического принципа в Церкви, видя
в них свойство структуры деятельного организма, имеющего практическое
призвание на земле (1 Кор.11,27-30);
— знает, что богослужебные и канонические уставы менялись на протяжении
веков и в будущем не смогут (и не должны) оставаться абсолютно неизменными
(Ин.3,8; 2 Кор.3, 6, 17). Это же относится и к богословскому толкованию
истин веры, которое имело долгую историю, фазы раскрытия и углубления
(так Отцы Церкви и Соборы вводили в обиход новые понятия, которых нет
в Писании).
— Оно не боится критически смотреть на прошлое Церкви, следуя примеру
учителей Ветхого Завета и Св. Отцов;
— расценивает все бесчеловечные эксцессы христианского прошлого (и настоящего):
казни еретиков и т.п. как измену евангельскому духу и фактическое отпадение
от Церкви (Лк.9,51-56);
— знает, что противники Христа (беззаконный правитель, властолюбивый архиерей,
фанатичный приверженец старины) не принадлежат только евангельской эпохе,
а возрождаются в любое время, под разными обличиями (Мф.16,6);
— остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся не в духе
веры, а в чертах, присущих человеческой падшей природе (Мф.20,25-27; 23,
8-12);
— исповедует свободу как один из важнейших законов духа (рассматривая
при этом грех как форму рабства: 2 Кор.3,17; Ин.8,32; Рим.6,17).
— Оно верит в возможность стяжания человеком Духа Божия, но чтобы отличить
это стяжание от болезненной экзальтации (“прелести”), судит по “плодам
духа” (Гал.5,22);
— вслед за ап. Павлом смотрит на человеческое тело как на храм Духа (1
Кор.6,19), хотя и несовершенный в силу падшего состояния природы, признает
необходимость попечения о нем (1 Тим.5,23), если оно не переходит в “культ
плоти”;
— в соответствии с соборными решениями смотрит на брак и на монашество
как на “равночестные”, если только монашество не принимается под влиянием
честолюбия и других греховных мотивов;
— отказывается объяснять зло в человеке только его несовершенством или
“пережитками звериной природы”, а верит в реальность метафизического зла
(Ин.8,44).
— Оно переживает разделение христиан как общий грех и нарушение воли Христовой
(Ин.10,16), веря, что в будущем грех этот преодолеется, но не на путях
превозношения, гордыни, самодовольства и ненависти, а в духе братской
любви, без которой призвание христиан не может быть осуществлено (Мф.5,23-24);
— открыто всему ценному, что содержится в христианских исповеданиях и
нехристианских верованиях (Ин.3,8; 4,23-24);
— не отвергает добра, даже если оно исходит от людей безрелигиозных, но
отвергает насилие, диктат, ненависть, даже если они прикрываются именем
Христовым (Мф.7,21; Мк.9,40; Мф.21,28-31);
— рассматривает все прекрасное, творческое, доброе как принадлежащее Богу,
как сокровенное действие благодати Христовой;
— считает, что зараженность той или иной сферы грехом не может служить
поводом для ее отвержения. Напротив, борьба за утверждение Царства Божия
должна вестись в средоточии жизни.
— Оно “аскетично” не столько тенденцией бегства от мира, сколько духом
самоотвержения, борьбой с “рабством плоти”, признанием господства непреходящих
ценностей (Мф.16, 24);
— видит возможность реализовать христианское призвание человека во всем:
в молитве, труде, созидании, действенном служении и нравственной дисциплине;
— верит в святость человеческой любви, если она соединена с ответственностью,
верит в святость семьи и брака (Быт.2,18, 23, 24; Мф.19, 5);
— признает естественной и оправданной любовь к отечеству и отечественной
культуре, памятуя, однако, что духовное выше национального (Евр.13,14;
Гал.3,28; Кол.3,11).
— Оно ценит национальные облики церквей как конкретные, индивидуальные
воплощения человеческого духа и богочеловеческой тайны. Однако это не
заслоняет вселенского характера Церкви;
— оно относится к многовековому культурному творчеству Церкви не как к
ошибке, я как к реализации даров Божиих.
— Оно не считает разум и науку врагами веры. Просвещенное духом веры знание
углубляет наше представление о величии Творца (Пс.103; 3 Цар.4,33; Пс.88,
6);
— отвергает попытки найти в Писании или у Отцов Церкви естественно-научные
сведения, пригодные для всех времен;
— рассматривает научное исследование Библии и церковной истории как важное
средство для уяснения смысла Откровения и реальных обстоятельств св. истории;
— открыто ко всем проблемам мира, полагая, что любая из них может быть
оценена и осмыслена в свете веры;
— утверждает с апостолом, что свидетельство веры в мире есть прежде всего
свидетельство служения и действенной любви (1 Кор.13);
— смотрит на общественную жизнь как на одну из сфер приложения евангельских
принципов;
— признает гражданский долг человека (Рим.13,1), поскольку он не противоречит
требованиям веры (Деян.19);
— не объявляет ту или иную систему правления специфически христианской.
Ценность системы измеряется тем, что она даст человеку: целесообразностью
и гуманностью;
— считает отделение Церкви от государства оптимальной ситуацией для веры
и усматривает опасность в самой идее “государственной религии”;
— верит в историю как поступательный процесс, который через испытания,
катастрофы и борьбу восходит к грядущему сверхисторическому Царству Божию;
— относится сдержанно к концепции “неудавшейся истории”, то есть к убеждению,
что правда Божия потерпела на земле полное поражение (против этого говорит
Откр.20, 1-6);
— верит, что когда бы ни наступил последний Суд миру, человек призван
трудиться на благо других, созидая царство добра, Град Божий;
— верит, что Суд уже начался с того момента, когда Христос вышел на проповедь
(Ин.З,19; 12,31);
— смотрит на посмертное состояние души человека как на временное и несовершенное,
которое в грядущем восполнится всеобщим воскресением и преображением (Дан.7,13;
Ин.5,28; Рим.8,11; Откр.20,11-15);
— знает, что Царство Божие, которое грядет, уже сегодня может воцариться
“внутри нас” (Мк.17,21; 9,27).
Думаю, что в этом Вы не найдете ничего нового, а просто одно из преломлений
Христианства изначального, древнего и, по слову Златоуста, “присно (т.е.
всегда) обновляющегося”.
Прот. Александр Мень. [сентябрь 1979 г.]
|