Живые отношения с живым Богом

 

В этом сообщении мы хотим поднять следующие вопросы:

Кто для меня Бог? Кто я? Кто Он для меня? Как я понимаю в обоих этих случаях слово живой?

И в начале я предлагаю вам вспомнить историю Авраама, от момента его призвания Господом и до встречи с тремя путниками, в которых он узнает Бога.

 

1. Как Авраам

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12.1) (Это первый раз в Библии, когда Бог обращается к Аврааму)

А теперь вспомните, пожалуйста, момент, когда ВЫ почувствовали в своем сердце призыв от Бога. Как это было? При каких обстоятельствах?

Иногда люди с грустью говорят: «Этого не было в моей жизни. Встречи с Богом не было, Он не обращался ко мне, и ничего я не слышала». Но я глубоко убеждена, что это не так, иначе Вы не были бы здесь, не были бы в Церкви.

Вы знаете, мы очень богатые люди. У нас есть молитвословы, есть богатейшая сокровищница молитв святых всех веков, есть жития святых, их труды… И порой мы сравниваем себя с ними, читаем об их опыте встречи и слышания Бога, и не находя общего, говорим: «А у меня этого не было…» Порой мы думаем, что обязательно должны услышать голос, как у того-то святого, или Господь должен зримо явиться нам, как другому святому…

У Авраама всего этого не было. Не было этого опыта. В известном смысле он был первопроходцем.

Но знаете, что я подумала? В нашем случае то же самое. Опыт Церкви, конечно, есть и был, но когда мы почувствовали призыв Божий (пусть смутно, как предчувствие, как интуицию, что что-то в этом есть и нужно повернуться лицом к Богу и Церкви), опыт Церкви был, но МЫ, как правило, были далеки от Церкви и не знали всего этого. И значит, каждый из нас был как Авраам, и пошел «туда, не знаю куда», нутром чуя, что там есть правда, там есть истина…

Вспомните, пусть не сейчас, может быть, позже, этот момент. Может быть, сегодня, оглядываясь назад, мы увидим, что такой призыв был не один, но мы его не сразу услышали. Может быть, мы увидим какую-то ситуацию, когда Господь защитил, отвел беду, а мы подумали: «Повезло!» Посылал нам людей, обстоятельства, книги… И вот наконец мы откликнулись, считая порой, что дошли до этого сами.

Отношения начинаются раньше, чем мы понимаем, что это отношения.

Давайте с уважением относиться к своей жизни. Давайте вспомним с благодарностью всё, что Бог сделал для нас, проследим возникновение этой связи с Ним.

 

Отношения требуют времени.

И что же делает Авраам после этой первой встречи с Богом? Он покидает Харран, и приходит в землю Ханаанскую. Начинается длительный процесс выстраивания взаимоотношений. Авраам доверился Господу, и продолжает учиться доверять Ему. Узнал – каков Бог, и продолжает узнавать это в течение всей жизни.

Авраам порой кажется нам героем веры, который с самого начала был таковым. Но, наверное, это не так. Он проходит путь.

Он строит жертвенники, и призывает имя Господне. Иногда Господь является ему, иногда призывает Авраама что-то сделать. И каждое «да» Авраама дает Богу возможность сделать следующий шаг. И то, что Авраам делает не так, не является чем-то ужасным. Бог продолжает вести его.

И это, действительно, длинный путь. В Библии мы можем прочесть эти главы очень быстро, но если посмотреть внимательно, 24 года (!) прошло с того момента, как Господь впервые обратился к Аврааму до того момента, когда Авраам узнает Бога в трех путниках, идущих мимо его дома, и получает обетование о рождении Исаака. И мы знаем, что это еще далеко не конец их истории.

 

 

2. Живой Бог

Итак, Библия говорит нам об отношениях Бога с человеком. И иногда можно переживать присутствие Божие очень ярко, но порой может встать и такой вопрос, очень острый и болезненный: а сейчас, в данный момент, является ли Живой и Вечный Бог живым для меня? Кто Он для меня сейчас?

Бог ведь не человек. Бог рядом, но мы не можем прикоснуться к Нему. Он реален, но мы не видим Его Самого. Мы не можем постичь Его мысли, предсказать Его действия… Нам хочется твердой почвы под ногами, а Он как будто предлагает идти по воде…

И велик соблазн свести эту сложную и зыбкую ситуацию к чему-то более простому и осязаемому: к выполнению заповедей, к учению, к этическим нормам, к идее… И это страшно, потому что мы знаем, что способен сделать человек ради идеи.

Но Бог хочет именно отношений.

 

3. Бог хочет отношений со мной

Евангелие показывает нам Бога, как любящего Отца. Для нас естественно, что в нашей человеческой жизни любящие родители хотят отношений со своими детьми, ищут общения с ними. Но когда мы слышим, что Бог ищет отношений со мной, охватывает оторопь. И здесь мы не одиноки. Псалмопевец говорит:

Господи, Боже наш!  как величественно имя Твое по всей земле!

Слава Твоя простирается превыше небес!

Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов,

  на луну и звезды, которые Ты поставил:

то чтó есть человек, что Ты помнишь его,

  и сын человеческий, что Ты посещаешь его?  (Пс.8.1-5)

А Он помнит. И посещает. В Евангелии мы видим, что Иисус ломает барьеры, выстроенные людьми. Вопреки законам того времени, Он общается с женщинами, находит время для детей, помогает римскому сотнику, открывается язычнице, обедает в доме нечистого на руку чиновника… Эти барьеры просто не существуют для Него. И когда мы говорим о себе: «Кто я такой, чтобы Бог говорил со мной?» – это барьеры у нас в голове, для Него они не существуют.

Этим летом я по-новому увидела картину из притчи о званых на вечерю (Лк.14.16-24). Вы помните ее, как царь позвал своих друзей на пир, а они под разными предлогами не пришли, и тогда царь позвал других гостей, собрал их на улицах и на задворках – и зал наполнился пирующими. Как будто можно заменить одних гостей на других, и всё будет хорошо. Не пытаясь ни в коем случае спорить с теми смыслами, которые заложены в этой притче, сама картина мне представилась по-другому.

Евангелие говорит нам о Боге как добром пастыре, идущем на край земли, чтобы найти одну потерявшуюся овечку. В притче о блудном сыне мы видим отца, у которого в сердце дыра, от того, что ушел его беспутный сын, и другой сын, такой хороший и благочестивый, не может заполнить эту дыру.

И этот званый пир увиделся мне скорее похожим на банкетный зал, где около каждого столового прибора стоит табличка: Вася Иванов, Коля Петров, Аня Косова. И если Аня не пришла, то никакой другой человек не может занять это место. Здесь ждут именно меня, и так каждого из нас.

Трудно представить, как грустно хозяину видеть пустые места за своим столом… Но если мы все-таки приходим, Он принимает нас в свои объятья без упреков и напоминает нам о нашем достоинстве, даже если мы думаем о себе совсем по-другому. Об этом тоже говорит нам притча о блудном сыне.

На этом пиру Господь дает нам всё: дает хлеб жизни, дает нам воду, текущую в жизнь вечную, отдает нам всего Себя… И ждет, чтобы каждый Его ребенок, Его любимое дитя пришло к Нему.

И то, что наши отношения с Богом такие личные, живые, уникальные, от многого освобождает. Например, от страха сделать что-то неправильно. Во-первых, кто знает – как правильно? Отношения – дело двоих. А во-вторых, даже если ошибешься, всегда можно сказать «Прости», и поменять направление, и опять искать.

А еще это освобождает от абсолютно бесплодных попыток сравнивать себя с другими людьми. Я могу сравнивать только себя сегодняшнюю с собой вчерашней. А другие… У каждого из них своя история.

И еще есть одна вещь, которая освобождает.

 

4. Дух всегда хочет молиться

Прошлым Великим Постом мне встретилась цитата: «Когда нам не хочется молиться, и слова молитвы кажутся сухим песком, набившимся в рот, то мы должны сказать, что это ложь, что наш дух всегда хочет молиться, всегда желает быть с Богом…» (арх. Рафаил Карелин)

Таким образом, встав на молитву, открыв свое сердце Богу, настолько, насколько мы способны в этот момент, мы встречаемся с тайной действия Святого Духа, который Сам молится в нас «воздыханиями неизреченными» (Рим.8.26)

И это освобождает меня от заботы – чувствую я что-то на молитве или нет. Я делаю то, что в моих силах, и Бог таинственно питает мой дух Собой. Наши отношения развиваются. И я могу быть абсолютно уверена, что в молитве Бог рядом со мной, потому что Он Сам сказал это: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? … тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». (Лк. 11.11-13)

Если только в молитве мы ищем Его Самого. Не правила, не ритуала, не ответа на наши нужды, а Его Самого.

Владыка Антоний Сурожский говорит: "Это предполагает прежде всего тренировку сердца. Речь не идет о эмоциях, о том, чтобы выработать сентиментальные порывы к «младенцу Иисусу», к «сладчайшему Иисусу» или «страждущему на кресте Иисусу» и проч. Вопрос в том, чтобы научиться любить, любить так, чтобы мы могли сказать: Он — подлинное сокровище моей жизни, даже в моменты, когда я теряю Его из виду, потому что я хрупкий, потому что я легко обманываюсь, потому что я многого не знаю, потому что в моем узком сердце и уме и существе не вмещается все, что должно бы там быть, — но Он действительно мое сокровище. И после каждого падения я обращаюсь к Нему без отчаяния, потому что знаю, что Он не надсмотрщик, а Спаситель. Вот каково взаимоотношение».

По нашим человеческим отношениям мы знаем, что если у тебя есть друг, и у вас есть отношения, нужно выделять время посидеть за столом, «поговорить за жизнь», а  иначе отношения не развиваются. В замечательной книге о.Жака Филиппа «Время для Бога» это называется «бескорыстно тратить время».

Так и в молитве. Утром и вечером (а кто-то может быть и чаще) мы выделяем время, чтобы побыть наедине с нашим Другом, нашим Любимым.

И здесь наша верность важнее, чем то, что мы говорим, и говорим ли вообще.

 

И в заключение я хочу пожелать себе и всем нам не уставать искать этих живых, уникальных, личных отношений с Богом.

И ничего не бояться. «Яко с нами Бог».