«Духа не угашайте».

Молитва в жизни любого верующего человека - неотъемлемая часть ежедневной духовной практики. Более точное выражение этой практики в православии – молитвенное делание. «Восхождение ума к Богу берет свое начало через молитву, при чем молитву, сосредоточенную в себе(точнее: свернутую в себя)», писал св.Григорий Палама. В этих словах заключен богатый смысл. Это и труд преодоления себя на пути к Богу, и непрерывность внутренней работы, и радостьдейственной молитвы, когда жизнь христианина наполняется силой Святого Духа и приносит плоды.


«Святой Афанасий Великий говорит, что восхождение человека к обожению начинается с момента его сотворения… Первое слово Божие, вызвавшее нас из небытия, было и первым нашим шагом к исполнению нашего призвания, дабы Бог был во всем, и мы в Нем, как и Он в нас.» (Митр. Антоний Сурожский)

Но призвание к единству с Творцом можетоказывается под угрозой из-за нашего своеволия.  Адамов грех, повлекший за собой раскол эдемских отношений с Богом, ввергает и нас в тьму смертную, из которой эхом звучит крик героя Достоевского: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Молитва прекращается, когда становится требованием воздатьнам по праву, по справедливости, которые мы сами и определяем. Когда, наконец, мы понимаем, что скатились к свинскому положению, заложенная в нас нетварная благодать единения с Творцом, дает силы подняться и сделать первые шаги по направлению к огням Отчего домасо словами: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.» Лк.15:21. А Он с любовью Отца спешит навстречу, творя жертву любви, прощает нас за все, чем мы разрушили отношения с Ним и незамедлительно восстанавливает нас в родстве.Божия любовь никогда не оставляет без надежды, но это всегда наш свободный выбор – обрести себя в единстве с Богом.

«Самое первое воздействие благодати Божией, обращающей к Богу грешника, обнаруживается устремлением его ума и сердца к Богу, -писал Феофан Затворник.- Когда потом, по покаянии и посвящении жизни своей Богу, благодать Божия, совне[извне] действовавшая, чрез таинства низойдет в него и пребудет в нем, тогда делается в нем неизменным и всегдашним и то устремление ума и сердца к Богу, в коем существо молитвы.» Так зажигается светильник молитвы, черпая силы в Боге, его Духе, как горящий фитиль древней лампы горел, насыщаясь наполнявшим его маслом.

Один современный поэт, опытный наблюдатель, заметил:

«В цветном разноголосом хороводе,
в мелькании различий и примет
есть люди, от которых свет исходит,
и люди, от которых света нет.» (И.М.Губерман)

«Нас окружает ночь безлунная, и мы среди этой ночи ходим. Бог же дал нам ясную лампаду, возжегши в душах наших благодать Святого Духа. Но, приняв сей свет, одни сделали его более ярким и ясным, … как все святые; а другие погасили ..., - проповедовал Иоанн Златоуст. - Всякое злое дело погашает сей свет: и злоречие, и обиды, и все подобное. Как бывает с огнем, — что все чуждое ему уничтожает его и все сродное с ним его усиливает, — так бывает и с этим светом.»

Св. Павел пишет: «Дух подкрепляет нас в немощах наших;ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, ноСам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.» (Рим. 8:26).В тишине молитвы молчания мы оказываемся внутри молитвенного общения самой Троицы и становимся сопричастниками Божественной любви. «Мы в Нем, как Он в нас».

 «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине»(Еф5:8-9), -наставляет Писание. На этом пути молитва - уже не средство решения накопившихся проблем, это проявление любви, способ общения иБогопознания.

«Многие духовные писатели говорят, что мы должны стараться найти Христа в себе. Христос – совершенный, всецело подлинный человек, и мы можем начать обнаруживать, что в нас есть подлинного, раскрывая, что в нас есть сродного Ему…мы можем быть уверены, что, хотя бы в … одной точке мы сродни Христу, что эта точка, … хотя бы в зачатке – подлинный человек, образ Христа», -  говорил Мтр. Антоний Сурожский. НоСвет Евангелия обнаруживает в нас и злое и доброе.  «Недостаточно,-продолжает Владыка, -чтобы то или иное место Евангелия взволновало нас эмоционально или вызвало полное согласие нашего ума, – мы должны воплотить в себе слова Христовы.»Иначе мы можем отступиться от всего, при первом же случае, который представится нам для практического применения открытой нам истины.Поэтому «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;…» (Рим. 12:11-12). Для уподобления Христу, дляобожения молитва необходима, потому что она пронизывает и связывает всю нашу жизнь с Богом.

Горение молитвенной лампады освещает нам путь к возрастанию в «меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Поэтому не будем угашатьэтот дар Святого Духа, недовольством, самоуничижением, маскирующейся под лжесмирение (я ничего не могу, у меня нет никаких талантов, здоровья, возможностей, средств и т.д.) духовной ленью. Небудем оценивать, сравнивать себя с другими, искушаясь завистью, и пряча свой светильник под кровать. Предоставим судить Господу, тем более, что никто не в состоянии оценить дарования Божии, не применив их.Напротив, ободримся словами, которые звучат как девиз христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте… Все испытывайте, хорошего держитесь... Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.» (1Фес. 5:16-23)