«Духа не угашайте».
Молитва в
жизни любого верующего человека - неотъемлемая часть ежедневной духовной
практики. Более точное выражение этой практики в православии – молитвенное
делание. «Восхождение ума к Богу берет свое начало через молитву, при чем молитву,
сосредоточенную в себе(точнее: свернутую в себя)», писал св.Григорий Палама. В
этих словах заключен богатый смысл. Это и труд преодоления себя на пути к Богу,
и непрерывность внутренней работы, и радостьдейственной молитвы, когда жизнь
христианина наполняется силой Святого Духа и приносит плоды.
«Святой Афанасий Великий говорит, что восхождение человека к обожению
начинается с момента его сотворения… Первое слово Божие, вызвавшее нас из
небытия, было и первым нашим шагом к исполнению нашего призвания, дабы Бог был
во всем, и мы в Нем, как и Он в нас.» (Митр. Антоний Сурожский)
Но призвание к единству с Творцом можетоказывается под угрозой из-за нашего
своеволия. Адамов грех, повлекший за собой раскол эдемских отношений с Богом,
ввергает и нас в тьму смертную, из которой эхом звучит крик героя Достоевского:
«тварь ли я дрожащая или право имею?». Молитва прекращается, когда становится требованием
воздатьнам по праву, по справедливости, которые мы сами и определяем. Когда, наконец,
мы понимаем, что скатились к свинскому положению, заложенная в нас нетварная
благодать единения с Творцом, дает силы подняться и сделать первые шаги по
направлению к огням Отчего домасо словами: «отче! я согрешил против неба и пред
тобою и уже недостоин называться сыном твоим.» Лк.15:21. А Он с любовью Отца
спешит навстречу, творя жертву любви, прощает нас за все, чем мы разрушили
отношения с Ним и незамедлительно восстанавливает нас в родстве.Божия любовь
никогда не оставляет без надежды, но это всегда наш свободный выбор – обрести
себя в единстве с Богом.
«Самое первое воздействие благодати Божией, обращающей к Богу грешника,
обнаруживается устремлением его ума и сердца к Богу, -писал Феофан Затворник.- Когда
потом, по покаянии и посвящении жизни своей Богу, благодать Божия, совне[извне]
действовавшая, чрез таинства низойдет в него и пребудет в нем, тогда делается в
нем неизменным и всегдашним и то устремление ума и сердца к Богу, в коем
существо молитвы.» Так зажигается светильник молитвы, черпая силы в
Боге, его Духе, как горящий фитиль древней лампы горел, насыщаясь наполнявшим
его маслом.
Один современный поэт, опытный наблюдатель, заметил:
«В цветном разноголосом хороводе,
в мелькании различий и примет
есть люди, от которых свет исходит,
и люди, от которых света нет.» (И.М.Губерман)
«Нас
окружает ночь безлунная, и мы среди этой ночи ходим. Бог же дал нам ясную
лампаду, возжегши в душах наших благодать Святого Духа. Но, приняв сей свет,
одни сделали его более ярким и ясным, … как все святые; а другие погасили ...,
- проповедовал Иоанн Златоуст. - Всякое злое дело погашает сей свет: и
злоречие, и обиды, и все подобное. Как бывает с огнем, — что все чуждое ему
уничтожает его и все сродное с ним его усиливает, — так бывает и с этим светом.»
Св. Павел пишет: «Дух подкрепляет нас в немощах наших;ибо мы не знаем, о чем
молиться, как должно, ноСам Дух ходатайствует за нас воздыханиями
неизреченными.» (Рим. 8:26).В тишине молитвы молчания мы оказываемся
внутри молитвенного общения самой Троицы и становимся сопричастниками
Божественной любви. «Мы в Нем, как Он в нас».
«Вы были
некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что
плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине»(Еф5:8-9), -наставляет
Писание. На этом пути молитва - уже не средство решения накопившихся проблем,
это проявление любви, способ общения иБогопознания.
«Многие духовные писатели говорят, что мы должны стараться найти Христа в себе.
Христос – совершенный, всецело подлинный человек, и мы можем начать обнаруживать,
что в нас есть подлинного, раскрывая, что в нас есть сродного Ему…мы можем быть
уверены, что, хотя бы в … одной точке мы сродни Христу, что эта точка, … хотя
бы в зачатке – подлинный человек, образ Христа», - говорил Мтр. Антоний
Сурожский. НоСвет Евангелия обнаруживает в нас и злое и доброе. «Недостаточно,-продолжает
Владыка, -чтобы то или иное место Евангелия взволновало нас эмоционально или
вызвало полное согласие нашего ума, – мы должны воплотить
в себе слова Христовы.»Иначе мы можем отступиться от всего, при первом же
случае, который представится нам для практического применения открытой нам
истины.Поэтому «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу
служите;утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;…»
(Рим. 12:11-12). Для уподобления Христу, дляобожения молитва необходима,
потому что она пронизывает и связывает всю нашу жизнь с Богом.
Горение молитвенной лампады освещает нам путь к возрастанию в «меру полного
возраста Христова» (Еф. 4:13). Поэтому не будем угашатьэтот дар Святого
Духа, недовольством, самоуничижением, маскирующейся под лжесмирение (я ничего
не могу, у меня нет никаких талантов, здоровья, возможностей, средств и т.д.)
духовной ленью. Небудем оценивать, сравнивать себя с другими, искушаясь
завистью, и пряча свой светильник под кровать. Предоставим судить Господу, тем
более, что никто не в состоянии оценить дарования Божии, не применив их.Напротив,
ободримся словами, которые звучат как девиз христианской жизни: «Всегда
радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля
Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте… Все испытывайте, хорошего
держитесь... Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа,
и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего
Иисуса Христа.» (1Фес. 5:16-23)
|