Молитва. Своя или чужая?

Недавно я в очередной раз возвратился к словам Иисуса «Я есть путь и истина и жизнь» и попытался понять для себя, что же тут стоит за словом ИСТИНА. И мне представилось, что это слово здесь означает РЕАЛЬНОСТЬ. Господь есть самая великая реальность, рядом с которой все остальное призрачно и зыбко и под вопросом.

Мне кажется, что молитва – это еще и попытка заглянуть в реальность, попытка высунуться из нашего призрачного и суетного мира, попытка найти Бога и найти себя.

Молитва – встреча с великой реальностью – это самый необходимый для нас (жизненно необходимый) вид общения. И совершенно интимный. Общение с любимым всегда интимно. Но удивительно, что мы впускаем в наше интимное столько чужого интимного (молитвы, составленные другими). Может быть, только с поэзией происходит похожая вещь.

Молитва – это выражение наших отношений с Господом. Но ведь эти отношения такие разные – у таких разных нас.Разве можно делать их однотипными, единообразными? И нужно ли это?

Так много сказано в Писании об этих отношениях – какими они должны быть (и Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и восторженные строки Псалмов и такие удивительные слова про Страх Господень у Иисуса сына Сираха). И каждый из нас сам, по-своему выбирает, как ответить на Божью любовь.

Для Господа необыкновенно важна наша искренность и неповторимость. Так как же это можно примирить с чужой молитвой?

Господь создал нас всех разными и ждет от каждого своей личной речи, ответа, движения, душевного порыва к Нему. Может быть, все великое множество псалмов и молитв, составленных подвижниками и святыми, предназначено для того, чтобы мы обрели свою собственную речь к Нему.

И сразу возникает еще вопрос – наша молитва должна быть неизменной или должна меняться?

Конечно, чрезвычайно трудно постоянно импровизировать, и у каждого из нас, наверное, возникает сложившаяся схема молитвы, установившаяся последовательность прошений, благодарений. Но когда я повторяю почти не меняющийся текст, опасно, что привычные слова произносятся механически, почти бездумно – и какой уж тут живой контакт!

Так что же важнее для Господа (а, значит, и для нас!) – чтобы мы неизменно, по расписанию, повторяли почти не меняющийся текст или чтобы мы входили в общение с Ним только тогда, когда не можем не сказать Ему что-то важное, личное и совершенно необходимое для нас именно в данный момент? Ведь молитва это не присутствие на утренней перекличке…

Попробуем сопоставить это с нашим личным опытом общения с любимым человеком. Честно говоря, мне страшно представить себе, как это можно говорить любимой по утрам каждый день «ятебялюблюятебялюблюятебялюблю», а потом до вечера переключаться на другие дела.

Но не менее страшно выпасть из общения с Богом.И, похоже, что все-таки единственно верный вариант – молиться по расписанию. Хотя с виду это абсолютно противоречит поведению любящего, но зато позволяет неизменно возвращаться к общению с Господом независимо от обстоятельств и сложностей нашей жизни. А эта неизменность так важна для создания и укрепления наших отношений с Ним. И Господь, который знает насквозь все наши повадки, наши особенности и возможности, оставил нам указания о ежедневном произнесении определенных молитвенных текстов. И сказано это было и в Ветхом Завете:

Итак, положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, … и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь…

и в Евангелии:

Молитесь же так: Отче наш…

А некоторые тексты (Псалмы, например) стали частью Писания (то есть, фактически были утверждены Господом).

 

Так все-таки: своё или чужое?

Конечно, «казенный» текст часто так трогает – и это замечательно! Множество мест в чужой молитве приводит нас в волнение. Слово – поистине волшебная вещь. Даже известное тебе, даже тысячу раз повторенное, оно имеет над тобой удивительную власть. Если ты впустил его в себя, оно может тебя изменить, переформировать, перемять. Чужое слово может оказаться спусковым крючком, от которого в нашем сердце возникает пожар. Написанное слово, литература оказывают на нас сильнейшее действие – именно помещая нас внутрь текста. Наверняка Господь Сам принимал участие в создании многих таких «спусковых крючков».

И вот что удивительно.
Мы все такие разные, но слабости наши такие одинаковые.
Мы идем к Богу разными путями, но падаем одинаково.
Мы призваны к единству в любви, но соединяет нас чаще всего слабость и грех. И потому покаянная молитва для каждого из нас более чем уместна.

Молитва это одновременно и лупа, лампа – чтобы увидеть, осознать, вспомнить наше недолжное, и спичка – чтобы зажечь наше горючее, зажечь наше сердце. И в этом отношении «чужой» текст может быть исключительно важным и нужным.

Но мало только повторять чужие слова. Надо делиться с Богом. Надо пытаться Его согреть, как ни дико это звучит. И вполне уместный вопрос: когда мы молимся, мы делаем это только для себя или и для Бога? Конечно, мысль о том, что мы можем как-то подействовать на Его состояние, может показаться крамольной, но стоит вспомнить великую заинтересованность, великое небезразличие Господа к нам и нашей жизни.

Давным-давно моя подруга Ира Коротина занималась русским языком с соседской маленькой девочкой, и приучила ее перед занятиями молиться. И вот эта девочка, молясь, говорила: «Господи! Пусть у Тебя всё будет хорошо!»

Многое, что мы хотим и можем сказать Господу, мы говорим не словами. Наши поступки, наша жизнь есть наш ответ (а иногда и наш вопрос Ему). В общении с любимым человеком говорят глаза, молчание, есть тысячи способов выразить тепло. Это физика знает только три способа передачи тепла (теплопроводность, конвекция, излучение), а у нас их навалом.

«Моё, а не чужое»… а что же у меня самое «моё»? Это не обязательно слова (еще попробуй придумай такие!) Самое «моё» – это моя жизнь. Если бы суметь – хоть иногда! – приносить Ему кусок своей жизни, как приносят молитву. Меня всегда очень трогала история о средневековом жонглере, который жонглировал у алтаря святой Девы – такая естественное, искреннее желание подарить что-то свое.

Молитва это не обязательно слова, но и слова любви тоже. А слова любви не читаются по бумажке. Они могут быть нескладными, но они непременно должны быть своими.

Наше молитвенное расписание включает обязательные утренние и вечерние молитвы. Я думаю, что в промежутке надо множество раз мысленно обращаться к Господу, как мы обращаемся к любимому человеку: «Эй, я люблю Тебя!»

Так чего же мы хотим от молитвы? – конечно, встречи с Господом, встречи во всем том, что сейчас со мной творится. Понятно, что:

-        Эта встреча состоится (или не состоится) на Его условиях.

-        Никакой заранее заготовленный текст молитвы не может стать магическим заклинанием: щелк! и все произошло.

-        И главное – к этой встрече надо готовить не Бога, а себя.

А готовить себя можно по-разному, в том числе, «проходя» через чужой текст, так, чтобы увидеть в этом кусочке чужой жизни – путь, узкие врата. Ведь каждая чужая молитва (в том числе Псалмы) это опыт удавшейся встречи, это как вспышка. И наш жизненный опыт говорит, что искать надо под фонарем – по крайней мере, в начале.

И еще. Молитва это не только попытка встречи. Это еще и ежедневная встряска себя, попытка проснуться, вынырнуть из суеты и бега по кругу, заглянуть в великую реальность, о которой мы уже говорили.

И все же, все же, все же… Все равно – раньше или позже, внятно или невнятно, словами или как-то иначе,… но непременно у нас должно возникнуть, вырваться, родиться наше личное, неповторимое обращение к Господу. Вот это и будет полнота наших отношений.

А уж какой дивный пример личной молитвы и полноты отношений – Псалмы! В отличие от многих иных молитв, здесь мы имеем букет всех оттенков человеческой жизни: боль, радость, нетерпение, протест, порой даже самоуверенность, восторг… и все это совершенно без всякого стеснения. Псалмопевец абсолютно не старается выглядеть чинно и достойно, он повторяется, он отвлекается от разговора с Богом и обращается к соплеменникам. Он кричит: «Это я, Господи!». Он упивается счастьем, что Господь его пастырь. Он, говоря сегодняшним молодежным языком, «тащится» от Заповедей Божьих. И он не лукавит, как это часто бывает с нами – со мной.

В завершение давайте еще раз попробуем просуммировать, чем для нас ценны чужие молитвы, насколько могут выразить нас чужие слова, чужие переживания, в чем мы, такие уникальные! такие ни на кого не похожие! солидарны с другими:

-        Наши падения, наши слабости на удивление однообразны, схожи.

-        Нам всем необходима ежедневная «встряска».

-        Мы можем «заражаться» от других радостью о Господе и уверенностью в Его любви и милости.

И еще. Господь сказал каждому из нас:«Я хочу владеть всем сердцем твоим и всем разумением твоим».
И чужие слова могут нам сильно помочь – помочь достучаться до нашего сердца и нашего разумения. И это, может быть, есть самая великая помощь человека человеку –
помочь придти к Богу.

Аминь.