Благодарение и хвала

 

Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь,

за все благодарите,

ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

1 Фес.5, 16-18

 

Как учит апостол, нам заповедано: радоваться, молиться, благодарить. Наша вера радостная: Евангелие — значит «Благая, радостная весть». Как же не радоваться, когда к нам пришло спасение? Как не благодарить? Евхаристия, сердце христианского богослужения — в переводе означает «Благодарение». Нам есть за что благодарить Бога! Мы счастливые люди. «Блаженны вы», — говорит нам Господь в Нагорной проповеди. Блаженны, значит, счастливы. Даже, когда плачем, страдаем, любим безответно, мучаемся поисками истины, изгоняемся за правду. Все равно мы счастливей многих, потому что у нас есть Спаситель, дарующий нам Царство Небесное и радость общения с Собой и друг с другом. Это истинное богатство, это и есть счастье! В этом суть христианской веры.

А как же, спросят, покаяние? Как же адские муки и скрежет зубов? Куда деть страдание? Смерть, в конце концов?

Это, конечно, тоже есть: и страдание, и смерть, потому мы согрешили и отдалились от Бога, а чем дальше от Него, тем нам хуже. Ад — ведь это или нестерпимая близость Бога, которую мы не можем вынести, это пекло («Бог есть огонь поядающий». Втор. 4:24) или жуткий холод, как место максимально удаленное от солнца, источника света и тепла.

И когда нет радости, наступает скука, рутина, тяжесть, уныние. Самое страшное обвинение христианам когда-то произнес Ницше: «По вам не видно, что вы спасенные».

Да, до благодарности нужно дорасти, источник радости нужно открыть, а для этого хорошо бы увидеть, что есть нечто большее, чем я и мои проблемы. Нужно сойти с той колеи, на которой мы утыкаемся в себя и в свои грехи. Поэтому перед Христом пришел Иоанн и провозгласил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». То есть, измените свои пути, поверните свои сердца ко Христу, предайте всю свою жизнь Господу. Метанойя (покаяние) ­— по-гречески значит «поворот ума». Прежде чем стать учениками Христа, мы должны войти в воды Иордана, омыться от грехов, креститься. И это происходит с каждым христианином однажды. А что потом? А потом мы уже живем новой жизнью, как новая тварь во Христе.

 

А что это значит? Значит ли это, что мы живем без греха? Если смотреть радикально: именно так. Апостол Иоанн так и говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его». (1Иоан.3:6). Но мы-то знаем, что грешим. Значит ли это, что мы Его не познали? Вроде мы стремимся познавать Христа, читаем Священное Писание, приходим на богослужение, причащаемся, постимся, молимся. А все равно грешим. Ходим постоянно на исповедь, но это как-то не очень помогает. Каемся, грешим, каемся и т.д. Замкнутый круг? Где выход?

Тут есть один секрет: грешнику противостоит не праведник, а человек, благодарящий и славящий Бога.

Задача ведь не в том, чтобы стать праведниками. Бог от нас не этого ждет. Он любит нас такими, какие мы есть. Заметьте, именно грешники в Евангелии оказались ближе ко Христу, чем праведники, именно им: мытарям и блудницам было многое прощено, потому что они много возлюбили и были благодарны Христу просто даже за то, что Он их не отверг и не пренебрег ими, что обратил на них внимание и позвал идти с Собой.

А что мы лучше? «Вся наша праведность, — говорит пророк Исайя, — как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Нам не нужно снова окунуться в воды Иордана, если мы однажды это сделали, а нам нужно идти в Иерусалим, навстречу Христу и петь «Осанна!». Помните, когда двое шли в Эммаус, полные скорби, печали и разочарования, Христос пошел рядом с ними, чтобы вернуть их в Иерусалим, где они обрели истинную радость. И я уверена, что апостолы, встретившись с Воскресшим Христом, пели и хвалили Бога за такое счастье. Думаю, даже танцевали от радости. Евреи это умеют делать!

А умеем ли мы славить Бога и благодарить?

Казалось бы, нет ничего проще, чем сказать кому-то — Богу или человеку — слова благодарности. Но умеем ли мы благодарить людей? Умеем ли благодарить Бога за то, что имеем? Чаще слышишь сетование: жизнь не удалась, страна не та попалась, люди какие-то не такие…. Все мы молимся, как минимум два раза в день: днем и вечером. А какую часть нашей ежедневной молитвы составляет благодарность? А хвала? А славословие? Чаще всего мы даже не представляем, что это такое. Если благодарность более-менее понятна — она имеет под собой основание, мы благодарим Бога за что-то: за дар жизни, за спасение, за родных и друзей, за те блага, которые нам дает Господь. То хвала — это чистый поток радости, изливающийся навстречу Богу, радости о Нем Самом, безотносительно того, что Он мне дал. Просто душа радуется Богу, душа воспевает Бога, душа устремляется к Нему.

Христианин – человек хвалы и благодарности.

Бог учил свой народ не столько праведности, сколько тому, чтобы Он жил в единстве с Ним, как говорит псалмопевец «Всевышний живет в славословиях Израиля» (Пс.21.4).

Как нам научиться благодарности и хвале?

Во-первых, псалмы учат хвале и благодарности.

Во-вторых, Литургия учит хвале и благодарности (особенно тайные молитвы священника).

В-третьих, жизнь святых учит хвале и благодарности.

Возьмем, например, известный Акафист «Слава Богу за всё». Он написан епископом Трифоном Туркестановым в 20-х – начале 30-х гг., когда на Церковь обрушились гонения и многие не то, что Бога славили и хвалили, а проклинали и бежали от Него подальше. А Трифон пишет торжественный гимн, славя и хваля Бога за все – от рождения до смерти. И он давал этот Акафист своим духовным чадам. Когда тех забирали в ОГПУ, высылали в Соловки, в Сибирь, отправляли на расстрел. Впервые этот акафист был обнаружен в вещах расстрелянного священника Григория Петрова и даже долгое время ему приписывался, но потом исследователи докопались, кто автор. И это удивительный пример настоящего христианского отношения к жизни: «Слава Богу за всё!»

Мы живем уже не в эпоху гонений, хотя сытое и мирное время тоже для Церкви большое испытание. Но задача христианина остается той же самой. Нам нужно научиться славить и благодарить Бога. Владыка Антоний Сурожский говорил, что благодарный человек — счастливый, неблагодарный — несчастен. И в этом, наверное, есть тайна, которую должен открыть для себя каждый христианин.