Летопись | Расписание | Крещение |
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА | Исповедь | Катехизация |
Жизнь прихода | Наш храм | Читать и слушать |
Приходские встречи | Контакты | Старый сайт |
Ходить перед Богом – это Путь ВведениеПопробуем понять, что мы слышим в этих словах: “ходить перед Богом”? В слове “ходить” угадывается земное притяжение и динамика. Это непрерывное движение по поверхности, как сказал бы физик. А философ бы отметил свободу выбирать направление, ведь ходить можно в разное время и разными дорогами. Конечно, так можно блуждать «семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет», а затем обнаружить, что «самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро и мы летим» (Пс 89:10). Поэтому возникает вопрос смысла. Если искать его в горизонтальной жизненной плоскости, постигает разочарование, знакомое поэту: Дар
напрасный, дар случайный, Вторая часть фразы подсказывает вертикальное направление поиска смысла жизни. «Перед Богом» значит в Его присутствии и при нашей открытости перед Ним. Бог – причина человека, Творец и Родитель и то, что Он с любовью наблюдает за нами – это естественно. Его взгляд представляется всевидящим, а потому, конечно, сверху. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе... Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? (Пс. 138) Когда мы живем и действуем на глазах у Бога, между нами возникает пространство диалога. Наше хождение может стать ответом на Его взгляд. Идеал этих отношений для меня выражен в известной истории о том, как старый крестьянин подолгу неподвижно сидел в церкви; священник его спросил: “Что ты тут делаешь?” И старый крестьянин ответил: “Я смотрю на Него, Он смотрит на меня, и нам так хорошо вместе!” (Митр. Антоний Сурожский «Учитесь молиться!») Что же мне мешает ходить перед Богом? Я думаю многие, как и я, переживали молчание Бога, когда жизнь не терпит промедления. Вопрос: «Как поступить и не ошибиться?», повторяемый тысячный раз, пульсирует в мозгу, не находя ответа. Как тут ходить перед Богом? Библейский ответ так же прост, как и сложен. В 11 главе Послания к евреям он повторен многократно: “ВЕРОЮ”. Патриархи, судьи, пророки – все они ходили верой перед Богом. И мы знаем, что Бог говорил к этим людям. Но тогда ли, когда они Его спрашивали? Ведь Бог начинал неожиданно первым и то, что Он говорил, было очень странно и непонятно. Жизнь в доверии Богу была их ответом. Далеко не все обещанное они получили в земной жизни, «но они стремились к лучшему, то есть к небесному, посему и Бог не стыдится называть Себя их Богом, ибо Он приготовил им город <на небе>». (Евр. 11:16) Вера давала им перспективу жизни, которая не заканчивалась земным горизонтом. Вот здесь я и вижу для себя причину для беспокойства. «Лучшее» представляется мне чаще земным, а не небесным. В земных благах привлекает кажущаяся самостоятельность. Оказывается, что не нужно быть «богатым юношей», чтобы убедиться в своей привязанности к материальному миру и с сожалением отойти, даже если на тебя обращен любящий взгляд Спасителя и слова «следуй за мной». В такие моменты находиться перед Богом трудно, хочется убежать или скрыться, а ощущение стыдливой обнаженности напоминает Адама и Еву, прячущихся за эдемскими деревьями. У св. Иринея Лионского есть рассуждение, «что Бог предоставил нам два пути к полноте знания: один – всецелое приобщение к Богу <через древо жизни>, другой – глубокое и полное приобщение к тварному миру <через древо познания>, которое само по себе не было отвержением Божьей воли, но фактически означало вступление на длинный, мучительный, трудный путь искания. В Боге сосредоточено все знание, и приобщение к Богу давало возможность познать все так, как знает Бог… Еве же было предложено познавать все человеческими усилиями.» (Митр. Ант. Сурожский «Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы») Приобретенное знание не стало ни познанием счастья, ни познанием мудрости, ни источником сил, оно принесло осознание греха, ставшего следствием конфликта с волей Всевышнего. (Герц) Ева вкусила от плода, увидела тварный мир тварным зрением и предлагает тот же плод Адаму. Он тоже теперь видит мир не в божественном свете, а в полумраке. Словами “это жена, которую ты мне дал” Адам признает, что Ева – Божий дар. Он не обвиняет Бога. Не разделяясь, Адам и Ева вместе вступают на трагический путь в падший мир. Любящий Бог вступает вместе с ними, чтобы в свое время воплотиться и взойти на Крест. (Митр. Ант. Сурожский «Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы») Зачем вся эта история «от Адама»? Лично мне она помогает бороться с Адамовым комплексом, мешающим мне ходить перед Богом. Я часто не способен ни откликнуться на Его любящий взгляд, ни услышать деликатное предупреждение не вкушать приятный со всех сторон плод. И я оступаюсь. Но это не причина переложить ответственность на прародителей за их выбор или на Бога за то, что Он позволяет ошибаться. И не повод назначать виноватым в бедах тех, с кем Бог даровал мне единство: близких, коллег, друзей, братьев и сестер, Церковь. Поэтому, я как могу верую, что Господь сопровождает меня в хождении и нечего бояться, что иногда я не слышу Его, а только знаю, что Он смотрит на меня.
Дорогу осилит идущий! Необходимость познавать мир, приобретать горький опыт на собственной шкуре, ежедневные заботы человеческой жизни часто переводят жизнь в двумерную плоскость: дом-работа. Но это не может устроить того, в ком есть образ Творца. И начинается поиск третьей координаты, чтобы придать жизни объем, которого требует человеческая душа. Люди пытаются нащупать ее в культуре, психологии, религии, в красоте природы и т.д. И все же находят в этом лишь отдушину в длинной череде однообразной борьбы за выживание. Повествования о героях веры кажутся порой книжными примерами, призванными вдохновить тех, кто приуныл в пути. Но я думаю, что именно эти люди нашли третью координату, дающую жизни – объем, «хождению» – смысл, душе – свободу. Про некоторых так и сказано – «ходил перед Богом». Первый – это загадочный Енох, который “ходил ... перед Богом, и не стало его, потому что Бог взял его.” (Быт.5:24). Короткая, в сравнении с другими допотопными патриархами, земная жизнь, всего 365 лет, словно успела пройти свой солнечный цикл, освещенная Божьим присутствием. «Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов», – пишет ветхозаветный автор Иисус, сын Сираха (Сир.44:15) «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти. А без веры угодить Богу невозможно», – уточняет послание к Евреям (Евр.11:5) – «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Переселение Еноха по милости Божьей – это надежда на бессмертие для всего человечества. Его земная жизнь прошла с Богом, и Бог показал, что у такой жизни конца нет. В любом поколении трудно сохраниться непораженным злобой. Я думаю, Енох просто верил, что жизнь проходит в присутствии Бога и старался выразить жизнью свое отношение к Нему, как выражают это тем, кого любят. Мы не знаем, говорил ли с ним Бог, отвечал ли Бог на его вопросы. Он ответил на его хождение и переселил к Себе, как друга. Бог освободил его от смерти. (Прем.4:8-15) Другой праведник, ходивший перед Богом – Ной. (Быт. 6:8-9). Правнук Еноха был утешением отца в полной трудами земной жизни. Он «сделался наследником праведности по вере». (Евр. 11:7). Мне представляется, что он с детства слушал истории о своем необычном предке и выбрал: быть как он, во что бы то ни стало. Ной «обрел благодать пред очами Сущего» и Его поддержку. В то время, когда все окружающие находили утешение от трудов в земных удовольствиях, стирая в себе образ Творца, Ной, вопреки окружению, оставался непорочен. Во время Божьего гнева он был умилостивлением. Но в ковчеге, построенном праведником, спасается только остаток – близкие, которые ходили с Ноем. После потопа Ной стал вторым человеком после Адама, с кем Бог заключил вечный завет. (Сир. 44:15) В жизни Ноя была победа над смертью, и причина спасения – его вера. Ной ходил перед Богом, полагаясь на Него больше, чем на свой и чужой опыт познания. Таков прообраз нового человека. И еще. Ной не был суровым аскетом, и не соблюдал сухой закон. Его решимость не идти на компромисс с окружающим, скорее естественное продолжение отношений с Богом, выходящих из его детской веры. В ряде переводов (иуд. переводы, пер. арх. Макария) о Енохе и Ное сказано “ходил С Богом”. Это «С» еще более усиливает родительский мотив в их отношениях, представляя Бога Отцом, за руку ведущим через трудности человека, доверившегося Ему. Принято считать, что праведность закаляется в горниле искушений. Но праведники не производят впечатление плакатных героев. Авраам ничем не выделялся, пока Бог Сам не проговорил к нему в Харране на 75-м году его жизни. Впечатляет его чуткое сердце, которым Авраам услышал Бога и доверился этим словам. С этого момента они разговаривали. Всемогущий заключил с ним завет и часто ободрял обетованиями, благословлял и защищал его. Авраам верил Богу настолько, что это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим. (Иак.2:23, Быт15:6, Ис.41:8, 2 Пар.20:7). Дружелюбие было в характере Авраама, не раз бывшего заступником перед Богом и хранившего мир со всеми. Господь расширил свой завет с Авраамом и открыл, что его потомство – избранный народ Божий. “Ходи предо мной и будь непорочен” (Быт.17:1) Эти слова стали основой завета всех верующих в Бога, а Авраам их отцом до нашего времени (Рим.4:16-18). Я убежден, что Авраам ближе подошел к Господу, потому что имел в себе уникальный внутренний стержень доверия Богу . Со времени Моисея в жизни верующих появилась «дорожная карта», чтобы отличить Путь Жизни от пути смерти. Праведность больше определялись не по наитию, а конкретными писанными правилами. «Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его» – наставляет Тора (Втор.8:6, 3 Цар.2:3, Иез.11:20–21) Толпе, вышедшей из рабства, заповеди позволили хранить мир, уважать друг друга и побуждали к любви, основываясь на вере в Единого Бога, с ними евреи стали народом. Такое упорядочение земной жизни вело к благословению: «ходящих в непорочности Господь не лишает благ». (Пс.83:12) Постепенно «хождение перед Богом» стало отождествляться с исполнением закона. Появилось искушение превратить его в жизненный регламент для повышения земного благосостояния или положения. Это вело к потере живого общение с Богом. Пророки предупреждали: «О человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Пророки сотни лет обличали любую измену Божьему пути и верили в Новый Завет, который будет начертан не на каменных скрижалях, а в душах людей (Иер.31:23,25,31-33). В Иисусе Христе сбылись надежды на бессмертие, спасение и близость человека с Богом. «Слово стало плотью и обитало с нами полное благодати и истины» (Ин.1:14) Хождение по наитию и даже по картам закона теперь в прошлом. Христос, как маяк, прожектором освещает Путь Жизни: Я
есмь путь и истина и жизнь; Этот путь мы получили через Крестную смерть и умаление Бога. Благой и всемилостивый, чье имя Любовь принимает плоть и приходит в мир людей, в котором давно зло действует с размахом. Тьма мира не могла не войти в конфликт с воплощенным Богом, пришедшим, чтобы спасти погибшее. Он принял на Себя наш грех, чтобы лишить смерть власти над нами. Воскресением Христовым победив смерть, Он навсегда оставил брешь в стене, ограждавшей нас от вечности. Вера во Христа открыла для нас дверь в бессмертие. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9). Христос стал Путем приобщения человечества к вечному Богу: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). Он – добрый Пастырь, «овцы слушаются голоса его, и Он зовет своих овец по имени и выводит их» (Ин.10:3). Этой метафорой Господь описывает очень близкие отношения: «от сердца к сердцу». И тут нельзя не вспомнить еще одну дорогу с Господом – дорогу в Эммаус. Из этой короткой истории можно понять, что мы ходим не только перед Богом, но и друг перед другом. И Христос придает смысл тому, что мы вместе. Он позволяет увидеть свет в глазах другого человека, зажигая любовью наши сердца через исповедь и причастие. И еще, благодаря Христу обновляется наше предназначение. Оно переносит акцент со своей праведности на служение ближнему. |
18-20.05.2018. Что значит Ходить перед Богом? |