Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

«Странный вопрос Спасителя». Марина Филоник


Жить своими силами. Или – Христовыми?

В начале дня мы говорили о встрече с Богом как некоторой стартовой точке – встрече, которая меняет в жизни все. Сказали, что хождение перед Господом – вовсе не какой-то разовый акт: «Я себя перед Богом однажды поставил и – аминь!» Это путь, процесс.

И дальше можно было бы поставить вопрос: «Хорошо, а каковы плоды? Случилась Встреча, изменившая мою жизнь, но что должно происходить дальше?»

Возможно ли, что какое-то время ничего не будет меняться? Или должно непременно происходить что-то значимое, из чего я буду точно знать, что иду в верном направлении?

И, глядя со стороны на этот процесс – следования за Богом, – можно выделить некоторые его закономерности или условия. Первое условие – это искренность, честность. Встреча, скажу дерзновенно, невозможна без искренности. В точке лжи – например, в феномене фарисейства – мы не увидим и не узна́ем ни себя, ни ближнего, ни Бога. Поэтому предельная честность – первое условие Встречи и дальнейшего пути.

Человека, пережившего встречу с Богом и сохраняющего хождение в правде, то есть искренности и честности, Господь может начать менять. И тогда я уже, может быть, не своими силами чего-то добиваюсь, а, скорее, вхожу в некую активную пассивность. Я отдаюсь действию Божию, предстою Ему в своей малости, и есть особая красота в этом кажущемся бездействии: Сила Моя в немощи совершается (2 Кор 12:9). Иными словами, чем меньше меня, тем больше Бога – я освобождаю Ему место и разрешаю Ему действовать в моем сердце, в моем жизненном мире.

Важные для меня слова прозвучали сегодня: во встрече с Богом я познаю́ свой настоящий масштаб, понимаю, что я сам по-хорошему ничего не могу, как об этом говорится и в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). Не знаю, как вы, а я об этом очень часто забываю. Мне кажется, я должна и могу сейчас сделать или сказать то и то! И как важно бывает – понять свой настоящий масштаб. Перед Лицом Бога я обретаю свое лицо.

Итак, логика пути примерно такова, можно выделить условно три этапа, шага: сначала искренность и Встреча – потом Бог меня меняет – и потом я начинаю приносить плоды (в том числе в служении). В данном случае под служением мы имеем в виду не обязательно какие-то послушания, работу при храме или социальные проекты, служением в широком смысле слова в пределе может стать сама жизнь. Об этом мы не раз слышим в Евангелии, например на Тайной Вечере, когда Христос умывает ноги ученикам и просит нас поступать так же, являя Собой образ, пример отношения к человеку.

Есть опасность пойти с другого конца: стараться сначала своими силами приносить добрые плоды. И это возможно! Но как важно однажды понять, насколько эти плоды будут отличны от того, что мне удается, когда я подчиняюсь Богу, находясь в «активной пассивности» перед Ним (это непривычное уху словосочетание часто повторял мой недавно ушедший учитель, Федор Ефимович Василюк).

Я активен в том, что отдаюсь в руки Того, Кто может сделать со мной больше, чем я могу представить. Я активен в том, что я пассивен (в смысле умаления, предстояния, отдачи себя Богу). «Быть карандашиком в руках Бога» – по известному выражению Терезы Калькутской, позволить Ему действовать во мне и через меня.

 

Подчиниться Богу = отказаться от себя?

Но значит ли это, что я сам не должен ни к чему стремиться, ничего своего не хотеть? Так ли это?

Один евангельский эпизод когда-то стал для меня ответом на этот вопрос.

Что такое «исполнять волю Божью»? Когда-то я думала, что это значит примерно следующее: есть Бог и есть объективно существующая Его воля, а моя задача – стать «большим ухом», которое распознаёт ее. Очень много лет я жила с этим представлением. Нельзя сказать, что оно ложное – в нем есть своя правда.

Недавно на евангельской группе мы читали отрывок из Евангелия от Луки о слепом, который сидит у дороги (см.: Лк 18:35–43). Мимо проходит Иисус с толпой, слепой кричит, его пытаются заставить замолчать – словом, понятная ситуация. Как Бог ведет себя в ней?

Сначала Он обращает внимание на человека, зовет его к Себе, а дальше говорит очень важные слова (я прочту из перевода М. П. Кулакова, Лк 18:40): «Иисус остановился, велел привести его к Себе, и, когда тот пришел, Иисус спросил его: «Что ты хочешь? Что сделать для тебя?»»

Это – поразительная вещь. В Евангелии мы нередко встречаемся с подобными эпизодами встречи Христа с людьми: казалось бы, совершенно ясно, чего хотят слепой, расслабленный, прокаженный: исцелиться! Человек тридцать восемь лет лежит без движения, а Господь вдруг спрашивает его: «Хочешь ли ты быть здоров?» (см. Ин 5:1–15). То же и с этим слепым: «Что ты хочешь от Меня?» Богу почему-то бесконечно важно, что ты хочешь. Ему почему-то это очень интересно. Да, есть воля Божия, Промысл, призвание… но ты конкретно – что хочешь?

Мы смотрели вчера кульминацию фильма «Сталкер» – она о том же. Мои подлинные желание – каковы? Что я хочу не на поверхности, а на глубине? «Из глубины воззвах к Тебе, Господи!» (Пс 129:1).

И такое желание не может быть не исполнено! Если я искреннее, целостно, из глубины своей души слышу и предъявляю миру и Богу свое подлинное желание – оно не может быть не встречено. «Что ты хочешь?» – «Господи, чтобы мне прозреть!»

Один из вопросов, который мне хочется поставить и перед собой, и перед вами: а чего я хочу, на своей глубине? И взываю ли я так к Богу? Если Он придет ко мне и спросит, как спросил этого слепца, – найдется ли у меня ответ? Этот ответ – как точка встречи, начало настоящих, личных отношений. Ведь именно так мы общаемся с друзьями, спрашивая их: «Что для тебя важно? Что тебе интересно, что ты хочешь?» Поразительным образом это волнует и Бога.

И в этой точке встречи происходят чудеса. Мы это «знаем», конечно! Но хочется на этом задержаться.

 

«Мариночка, верьте!»

У каждого, я уверена, есть этот опыт, хотя бы единичный, – когда Господь касается твоего сердца и тебя переполняют свет, радость и любовь. И это богатство невозможно «спрятать под стол» и о нем умолчать, им хочется делиться со всеми. Вспомните самарянку – потрясающий пример! Поняв, что перед ней Мессия, она бросает водонос с водой и бежит в свой город, становясь первым «апостолом» (см. Ин 4:4–42).

Как важно помнить эти драгоценные моменты, пусть и редкие. И, вспоминая о них, спрашивать себя: «Что я с этим сделал?»

Я помню, был у меня такой эпизод. Я лежала в больнице перед самой Страстной седмицей, в тяжелом состоянии, с температурой почти 40 градусов, которую не могли сбить антибиотиками много дней; страшно переживала, что не могу быть в храме; попросила принести мне Постную Триодь, мне ее принесли, но, как только я ее открывала… сразу засыпала. И в какой-то момент этой болезни я почувствовала присутствие Бога рядом. Тогда я этому не верила, сейчас – могу свидетельствовать: так и было.

Лежа в больнице, я писала СМС одной моей знакомой: «Мне кажется, что Бог сейчас очень близко. Но как это может быть?!» Ведь Страстная неделя, а я – тут, даже не могу Триодь читать, «участвовать». А она тогда ответила: «Мариночка, верьте! Да, Христос очень близко». Христос близко – как важно не пропустить это. А дальше, из этой Встречи, из хотя бы единичного опыта близкого присутствия Бога, – Бога, Которому важно то, что я чувствую и думаю, важен я на моей глубине – вырастает путь. Но это уже совсем другой разговор.

 

Публикуется по https://blog.predanie.ru/article/strannyj-vopros-spasitelya/
Текст подготовила Юлия Посашко


Приходские встречи

18-20.05.2018. Что значит Ходить перед Богом?

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт