Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Проповедь о. Александра Борисова на Божественной Литургии 20 мая 2018 г.


Проповедь о. Александра Борисова на Божественной Литургии

во время выездной встречи прихода 20 мая 2018

Деян., 20: 16-18, 28-36

16ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

 

28Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29Ибо я знаю, что, по отшествиимоем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидатьвас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34сами знаете, что нуждам моим и нуждамбывших при мне послужили руки мои сии.

35Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

36Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

 

Ин., 17:1-13

1После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресение посвящается памяти отцов Первого Вселенского Собора, 325-ый год. Христианство становится не только разрешенной религией, что уже произошло в 313-ом году тоже по указу того же императора, будущего императора Константина. А в 325-ом году по инициативе императора, а также епископов, созывается Первый Вселенский Собор с тем, чтобы формулировки, которые в разных общинах несколько разнились, о том, во что же верует христианин, свести воедино. И вот, на этом Соборе были приняты первые семь членов того самого Символа веры, который мы поем за каждой Литургией. Остальные пять, начиная с «Верую в Духа Святаго…» и т.д., были приняты уже на Втором Вселенском Соборе в 383-м году, то есть, спустя довольно значительное время.

Расположение воспоминания этого праздника в это воскресение в общем-то Церковью весьма мудро предусмотрено, поскольку именно между праздниками Вознесения и Схождения Святаго Духа на апостолов, эти десять дней, о которых Господь сказал: «Оставайтесь в Иерусалиме и вскоре облечетесь силою свыше», в это время именно важно всей Церковью еще раз задуматься и понять: Кто же был Господь Иисус Христос? Кто? И что такое христианство?

В своей последней в жизни лекции о. Александр Мень (это, кажется, было в Доме Техники) 8 сентября, причем вечером, а на следующее утро, в семь или полседьмого утра, он был убит. Тоже поразительно, что этим днем закончился сокращенный цикл лекций по истории религии. И заканчивался этот цикл именно христианством. Последняя лекция, замечательная, блестящая лекция. Моя дочь Маша говорит: «Когда мне становится плохо, грустно и т.д., я слушаю эту лекцию, последнюю в его жизни, и как-то сразу на душе легче становится». Это тоже одно из каких-то таких знаковых совпадений – именно заканчивать христианством и говорить о том, что самое главное в христианстве. А эта лекция – одна из самых замечательных, блестящих по форме и содержанию, лекция, завершающая, а на следующий день его убивают. То есть, как бы последнее слово Господь дал ему сказать, а на следующий день он уходит из жизни. И заканчивает он эту лекцию словами: «Что же такое христианство? Как это сформулировать?» И отвечает: «Это Богочеловечество». Самое главное, и самое краткое, что можно сказать о христианстве, что это – Богочеловечество. Действительно соединение человека и Бога.

Самое загадочное, что есть в окружающем нас мире… Понятно, что есть и вопросы устройства атома, все эти бесконечные вопросы, бесконечные темы исследований… Как говорил российский ученый XVII века, немецкого происхождения, Карл Бэр: наука прекрасна в своих познаниях и бесконечна в своих открытиях. То есть, открытия будут всегда. За каждым открытием появляется десять новых вопросов. Но человек – самое загадочное. Николай Александрович Бердяев совершенно правильно говорит, что главный вопрос, существующий в мире, это вопрос о человеке – кто он? Потому что, действительно, по всем нашим физиологическим проявлениям мы абсолютно сходны с млекопитающими. Что там говорить, если наш генетический код такой же, как, простите, у амебы или червяка. Абсолютно те же самые три буквы, те же самые аминокислоты. Но в то же время человек радикально отличается тем, что он созидает себя, созидает мир.

Хотя мы замечаем, нередко наблюдая за животными, собаками или кошками, домашними животными, что они как будто бы понимают. Но, конечно, далеко не сравнить с тем, что понимает и сознает человек. Но, так или иначе, в них уже есть фундамент понимания. Но только в человеке раскрывается то, что в Священном Писании называется «образом и подобием Божиим», этим удивительными словами: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Вот этим описывается кратко, гениально, емко все отличие человека от окружающего мира – «образ и подобие Божие». И происходит это соединение в личности Иисуса Христа.

Потрясающе то обстоятельство, о котором мы уже говорили, просто есть смысл напомнить, что никто из основателей религии не говорил о себе: «Я и Отец одно. Видевший Меня, видел Отца». Иисус это утверждает совершенно определенно. В Его личной истории совершенно нет какого-то момента раскрытия, перелома, как у Мухаммеда, который открывает единство Бога; Гаутамы Будды, который открывает для себя необходимость спасения мира от зла, и т.д. Вот этого перелома у Иисуса нет. Он изначально, ребенком, говорит родителям: «Разве вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

И это понимание безумно трудно для человека. Из самых лучших побуждений люди будут стремиться как-то это изменить, как-то это объяснить. И не случайно в том отрывке из Книги Деяний апостолов апостол Павел, обращаясь к пресвитерам города Ефеса, говорит о том, что «я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». И вот возникает, как раз накануне Собора, собственно это было главным побуждением к Собору, ересь Ария, отличающаяся всего одной буквой от того, что было принято на Соборе. Мы поем в Символе веры: «единосущна Отцу, Имже вся быша», то есть одной сущности. По-гречески, Единосущный – омоусиос. Арий предлагал «омиусиос», то есть, подобный по сущности Отцу, то есть самый высший из творений, Сын Божий, Иисус Христос. Но подобный, а не единый. А вот Иисус утверждал: «Я и Отец одно; видевший Меня, видел Отца».

И это различие, казалось бы, небольшое, но очень важное. Приходит к нам действительно Сын Божий, Который соединяется с нами, с нашими проблемами, с нашими заботами, с нашими печалями, с нашей смертью – со всем человеческим. Именно в этом главная, я бы сказал, потрясающая мудрость и откровение, радость христианства, что Творец мира соединяется с нами. Он нам дал огромную свободу, которую мы часто используем не на добро, а на зло, но Он соединяется как бы с последствиями всего этого, как бы берет на Себя ответственность за ту свободу, которую Он нам дал, и что из этого получилось. И в мире сосуществуют эта трагедия человеческого выбора, трагедия зла и Божественной красоты, мудрости и свободы. Это сосуществует, и Бог с этим соединяется и нас выводит через Свой крест и смерть, выводит к победе над ней. И вот это весь путь христианства и каждого отдельного человека.

И в евангельском отрывке (это четвертая из глав, где приводится первосвященническая молитва Иисуса) Он говорит о том, что «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Какое же это дело? «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира. Они были Твои, Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое». «Открыл имя Твое». Имя – это самое главное, что спрашивает Моисей, когда встречает Бога: «Как имя Твое? Вот я приду к сынам Израилевым сказать, что Бог послал меня. А как имя Ему? – спросят они. Что мне сказать?» А Господь говорит: «Скажи, Сущий послал тебя». Но это только еще начало. Открывается имя, которое мы все время вспоминаем в Церкви. Один из возгласов: «Да славится пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа». Это действительно потрясающе, что Бог открывается нам как Отец, Сын и Святой Дух. И между этими двумя празднованиями – Вознесения, как бы уподобления, «сел одесную Отца» (это, конечно, не значит, что престол и кресло там с правой стороны и т.д., это слово обозначает: имеющий такую же власть), и Троицы – схождения Святого Духа, именно открывается имя – Отец, Сын и Святой Дух.

Из самых лучших побуждений люди стремятся сохранить монотеизм, единобожие. «Нет, – говорят, – Он только подобосущный, омиусиос». Потом уже возникнет ислам, где тоже будут говорить: «Нет, только Бог, а это только пророк Иса. Конечно, Он – самый высший пророк. Но после Мухаммеда, конечно. Но все-таки, это не Бог». А христианство все-таки утверждает парадоксальную, невероятно трудную для принятия, мысль, что, да, Бог открывается нам как Отец, Сын и Святой Дух. И в празднике Троица – почему и называется Троица – открывается это триединство схождением Святого Духа.

На протяжении собственно всей Библии и Евангелия говорится об Отце, Сыне и Святом Духе. Еще из первой главы Книги Бытия: «И сказал Бог», сказал Слово, творящее мир. И, как в Символе веры поем: «Имже вся быша», то есть, Им все получило свое бытие. И далее говорится: «Дух Божий носился над водами». Дух Божий оживотворяющий, созидающий. Так что, уже с первых строк речь идет об этом. Но еще как бы не проясняется так, чтобы это было воспринято нами именно так, как Отец, Сын и Святой Дух, но все равно это остается для нас тайной, сокрытой от нас; но все равно радостно нами принимаемой.

И вот это Слово приходит к нам и дает нам великое таинство Евхаристии. Таинство, в котором соединяется с нами. «Это тело Мое, это кровь Моя». И мы соединяемся с Ним, с Его учением, мудростью, любовью, невероятной добротой, смертью и Воскресением. Если не было бы Воскресения, как совершенно справедливо говорит апостол Павел, то все остальное напрасно. Всё остальное уже пропадает. Если есть Воскресение, всё преображается, всё обретает глубочайший смысл, славу, радость, жизнь.

Аминь.


Приходские встречи

18-20.05.2018. Что значит Ходить перед Богом?

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт