Летопись | Расписание | Крещение |
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА | Исповедь | Катехизация |
Жизнь прихода | Наш храм | Читать и слушать |
Приходские встречи | Контакты | Старый сайт |
Я уже не могу вспомнить, в который раз я на подобных встречах прихода, и каждый раз это радость, каждый раз это счастье, но, конечно, и ответственность. Нас призывали садиться во время трапезы за разные столы, чтобы знакомиться с новыми людьми. Я старалась, но получалось трудно: если везло, было два человека, которых я видела в первый раз. Так что мне радостно видеть тех людей, которых я давно уже знаю, и тех, с кем недавно познакомилась. На малых группах были новые люди, для меня очень важные и интересные. И в пятницу на нашей первой малой группе возник такой вопрос: «Я же всегда ходил перед Богом, а потом я пришел в Церковь, обрел веру и продолжаю ходить перед Богом. Что изменилось, что произошло?». Когда мы не знали Бога, то правильнее, наверное, говорить, что мы ходили под Богом, потому что Он с самого нашего не рождения даже, а зачатия, нас знал, видел, вёл. Но потом происходит что-то совершенно другое. Вы помните, когда Ира Языкова говорила о встрече: как она важна и необходима в нашем хождении перед Богом и с которой всё начинается, именно тогда, когда мы обретаем свое собственное лицо и узнаем о том, что Бог нас любит. И Господь потом говорит: «Я уже не называю вас рабами, но Я называю вас друзьями». Это очень радостно, это очень греет наше сердце, но в то же время появляется новое качество наших отношений с Богом – это ответственность. Мы все помним, как сетовали израильтяне много раз, обижаясь на Моисея, что он вывел их из земли Египетской, где они были рабами, где этой ответственности не было и не было необходимости во взаимных отношениях. А вот когда мы друзья, мы ответственны перед своими друзьями, и мы становимся ответственными перед Богом. Мне очень понравились слова Володи Хейфеца, что в человека впаяна безусловная способность любить Творца, возможность соединиться с Ним. И наша ответственность в том, чтобы не закрывать в себе этот родник. Да, конечно, мы все несем в себе глубокие раны из нашей прошлой жизни, и сейчас нас жизнь часто бьет, но я напомню слова из замечательной молитвы ко Святому Причащению Симеона Нового Богослова: «Ты знаешь множество пороков моих и раны мои и язвы мои видишь, но и веру мою знаешь, и усердие видишь, и стенания слышишь. Не сокрыты от Тебя, Боже мой, Творец мой, Искупитель мой, ни капля слез, ни капли часть некая». На нашем семинаре мы вспоминали о Жане Ванье, который много писал на эту тему, который говорил о том, как необходимо быть бережным по отношению к любому человеку, потому что каждый несет свои раны. И вот он вспоминает, что, когда он начал жить с двумя людьми с особенностями, то при всем его прекрасном настрое, как он будет им помогать, он очень быстро обнаружил в своем сердце нетерпение и даже какое-то насилие. Он пишет «я увидел, что за этим стоит мое собственное страдание, моя сломленность. Я учусь принимать ее и тем самым учусь «разоружать» насилие, которое есть внутри меня. Я становлюсь более человечным». Когда он об этом задумался, он понял, что его собственные раны не исцелены. И вот он говорит, что есть один-единственный способ: это осознать, принести Богу и просить исцеления. У Анонимных Алкоголиков, и в других Анонимных сообществах, есть такой девиз: «Я не виноват в своей болезни, но я отвечаю за свое выздоровление». Это звучит, может быть, немножко странно, потому что мы знаем, что исцелить нас может только Господь, но апостол Павел говорит: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». «Со страхом и трепетом» – это та часть, которая относится к Богу, надежда на Него, на то, что только Он нас может исцелить. Но без нашего собственного попечения об этом, без наших усилий, без принятия всех тех образов спасения и хождения перед Богом, которые предлагает нам Писание и Предание, без постоянных попыток актуализировать эти образы в своей жизни, конечно, Богу спасти нас вопреки нам самим не удастся. Вы все помните прекрасно эту притчу про вопрос к Богу: может ли Бог сотворить такой камень, который Сам не сможет поднять? Ответ – да, это человек. Так что от нас с вами тоже очень многое зависит. Вчера звучала прекрасная молитва епископа Серафима Германского, и я хочу немного процитировать из его прекрасной статьи: «Дух Святой побуждает нас уверовать в то, что милосердный Господь незаметно исполняет наши мольбы. День за днем упорствует грех, и мы в ответ на это можем лишь верить в любовь непреходящую Воскресшего, в Его мудрость. Мы видим не всё. Мы не всё знаем. Но мы верим, что Бог даст нам просимое так, как только Он один может дать, несмотря на наши грехи. Если у нас есть вера, то Святой Дух милостиво дает нам эту уверенность: Бог меня слышит или услышит меня, возможно, не так, как я ожидаю; я, быть может, не замечаю, что Он меня слышит. Мне нужно просить, чтоб Он дал мне глаза, чтобы я видел, как Он милует меня и как отвечает мне, когда мне кажется, что Он молчит». Вы помните сообщение Марины Филоник, где она говорила о необходимости искренности в наших отношениях с Богом, искренности, честности. И мне вспомнился замечательный пример, который приводит владыка Антоний Сурожский – про то, что человек встает на вечернюю молитву и думает: «ну вот, молиться надо, а не хочу я молиться, у меня детектив интересный». И это, в общем-то, такая понятная, объяснимая вещь. Конечно, нас это очень огорчает. И у нас есть единственный выход: «Господи, Ты меня прости, Ты видишь, что я сейчас не думаю о Тебе, не думаю о тех словах, которые в молитве. Я хочу скорее кончить и взяться за свой детектив». И тогда Бог к нашим немощам будет снисходителен, тогда Он услышит нас, услышит нашу честность, и в следующий раз, наверное, наша молитва пойдет по-другому. Вчера мне очень понравилась цитата из сообщения Саши Черного: «В смиренномудрии ходить перед Богом». И мы говорили о том, что ходить перед Богом – это очень высокие слова, это очень высокая ответственность. Мы живем, как можем, стараемся, как можем, а ходить перед Богом и быть непорочным – это некая задача наша на будущее. И поэтому мы, наверное, скорее обрели вопросы, которые нам предстоит разрешать всю жизнь, но если бы этих вопросов у нас не появилось, может быть, нам трудно было бы двигаться дальше; может быть, нам было бы трудно увидеть, что мы стоим на месте. И вчера после Марининого сообщения, когда у нас было молчание, я шла ужасно удрученная, потому что Марина затронула тему о том, что, если мы чего-то очень сильно хотим и это осознаем, то Господь нам обязательно даст. И нам очень важно понять, чего же мы действительно хотим. И вот я иду, дождик, уныло, и я понимаю, что я хочу лечь на диван и читать любовный роман. Это моё самое сильное желание. И мне так стало горько, и так мне стало плохо! Я говорю: «Господи, ну Ты же знаешь, что где-то в какой-то глубине я хочу совсем другого, но вот сейчас все мои чувства сосредоточены на этом». И вдруг у меня пошла вот эта замечательная молитва отца Александра Меня: «Люблю Тебя, Господи, люблю более всего на свете, ибо Ты истинная радость души моей. Ради Тебя люблю ближнего, как самого себя». На самом деле, когда я впервые прочитала эту молитву, я ее отложила, потому что это невозможно! Я не могу эти слова произнести от своего сердца, я не могу сказать, что я люблю Господа более всего на свете и ближнего, как самого себя. А потом я стала ее читать, но с такой интенцией: «Господи, я очень этого хочу, я очень этого хочу! Это не про меня, но я хочу, чтобы это было про меня». И вот она сама ко мне пришла в этом моем унынии. И кончился дождь, и появились золотые просветы на небе, и такая пришла радость! И сразу я вспомнила любимые мои слова, которые дают нам еще один образ хождения перед Богом: «Всегда радуйтесь, за всё благодарите, непрестанно молитесь!». И вдруг я поняла (это тоже для меня очень трудные слова), вот в этот момент я поняла, что я могу, что сейчас это про меня. И еще я хочу поделиться впечатлением о нашей вчерашней вечерней молитве. Спасибо большое за ее подготовку и организацию, так здорово, что мы вспомнили наших прихожан – не только тех, про кого были заготовлены картинки. Так стихийно пошло, что мы вспоминали всех наших любимых братьев и сестер, которые уже там где-то за нас молятся. И это такое чудо нашего поклонения Кресту, когда вот здесь, на полу, был крест, а на экране была фреска Воскресения Христова, на мой взгляд, прекрасная, моя самая любимая. И вот этот Крест и Воскресение – вся основа нашего спасения – и Сашина прекрасная музыка... И я поняла Петра, который сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть». Такое было присутствие Божие среди нас, так было здорово, так было прекрасно! Я просто очень благодарна всем и в заключение хочу прочитать еще один образ хождения перед Богом, который мы все помним, знаем и любим, который прекрасен – из послания к Ефесянам: «Наконец, укрепляйтесь в Господе и в могуществе силы Его. Возьмите всеоружие Божие, чтобы могли вы оказать сопротивление в день злой и, всё преодолев, устоять. Итак, стойте, опоясав чресла ваши истиной и облекшись в броню праведности. И обув ноги в готовность благовествовать мир. При всём том взяв щит веры, которым вы сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. И шлем спасения возьмите, и меч Духа, что есть Слово Божие. Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время в Духе, и для этого бодрствуйте со всяким постоянством в молении о всех святых. Аминь». |
18-20.05.2018. Что значит Ходить перед Богом? |