Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Екатерина Фролова. Замысел Бога о человеке и мире


Екатерина Фролова
Замысел Бога о человеке и мире 

Бе-решúт барá Элогúм эт га-шамáйим вэ-эт га-áрец. «В начале сотворил Бог небо и землю». Так начинается великая книга… Для обозначения творения здесь стоит глагол бара, употребляющийся всего три раза (при сотворении мира, твари живой и человека). Оно значит творение из «ничего». Не преобразование того, что было, а создание принципиально нового.

Митрополит Московский Филарет говорил, что мы находимся как бы между двумя безднами – и держит нас между ними воля Божия. Бездны эти – небытие, из которого творческим словом Божиим мы призваны, и бездна Божественной реальности, в которой мы оказываемся уже в самый момент призвания в бытие, и в которую мы призваны погружаться все глубже, пока не станем истинными причастниками Божественной природы, Божии по соучастию, сыны Отца Небесного.

Из ничего Бог сотворил все существующее. «Вне» Его при творении ничего не было, и Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале. Весь мир Он создал по мановению Своей воли. Не нуждаясь в том, чтобы иметь перед Собой других живых существ, Бог повелевает нам быть. Не нуждаясь в нас, Он захотел призвать нас в бытие. Это ли не отношения любви? Как вы думаете?

Если мир сотворен из ничего – что это значит для самого мира и для Бога? Для Бога это означает, что Он не нуждается в существовании мира. Возникновение мира ничего к бытию Бога не добавляет и ничего от Божественного бытия не отнимает. Извечный вопрос: почему? Бог потому Творец, что пожелал им быть. Господь творит от избытка. Промысел Божий сотворил Землю, всё живое создано по единому Его замыслу.

До творения Бог существует, и существует в полноте. Не в пустоте, а в полноте и целостности Божественного Бытия. Бог был настолько полон совершенной жизнью, что Ему захотелось с кем-то поделиться. Почему? А почему на свадьбу в большинстве культур зовут всех-всех-всех? Зовут, чтобы поделиться. Поделиться любовью.

И Он творит что-то принципиально новое. Новое, потому что нет смысла Абсолюту создавать еще одного Себя. Он творит иное, существующее по совершенно другому принципу. Он не нуждается в нас, и творит действием свободной воли и любви.

Бог есть Дух, а творит Он – материю. Сначала неживое, потом живое, далее человека. И творит Он так, чтобы поделиться своей жизнью. Бог изначально творит так, чтобы соединить творение с Ним, с Творцом. Значит, в творении должно быть что-то, соединяющее материальный пласт и духовный. И это – человек, имеющий материальное тело и дух. В центре Божьего замысла становится человек, как естественное соединительное звено между миром материальным и миром духовным. Соединение Творца и Твари может произойти только через человека. Именно поэтому «человек – венец Творения». Не потому, что этим заканчивается сотворение мира, а потому, что в нем – замысел Божий о Творении.

А сколько символов такого соединения мы сможем назвать? (Самый яркий, конечно, лестница Иакова). А сколько заветов?

Наш тварный мир существует только благодаря своей причастности к Божественным энергиям. Бог поддерживает мир в бытии, и автономно от Бога мир существовать не может.

Бог творит этот мир, требуя от него деятельного соучастия: «Да произрастит земля зелень, траву…», «да произведёт вода пресмыкающихся…», «да произведёт земля душу живую по роду её…» и каждому следующему творению дается бóльшая степень свободы. У травы больше чем у горы, животного больше чем у травы и т.д.

А что же человек?

В Священном Писании говорится, что творению человека предшествовало некоторое «совещание» Божественных Лиц: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). В богословии это «совещание» получило название Предвечного Совета. Разумеется, слово «Совет» мы говорим, чтобы как-то по-человечески обозначить процесс, а воля и действие Лиц Пресвятой Троицы едины, нам сложно это другим словом представить.

Именно этим «советом» подчеркивается особое место человека в замысле Божием о мире. Бог хочет, чтобы человек был подобен Ему. Он верит в Свой образ в человеке, что этот образ приведёт к Нему.

Своим творческим действием Бог творит из ничего человеческую душу, отличную от Него по сущности, и одновременно сообщает ей Свою благодать. Человек приходит в бытие, будучи изначально причастен Богу.

Если есть человек, то имеет смысл и создавать «небо и землю, море и вся, яже в них».

Человек изначально создается из двух половин. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Не монада, а две существенные половины, преодолевающие различия и соединяемые браком, любовью. Из «я» и «я» появляется «мы». И вот получается, что наше величие – в Божией любви, которая нас потрясает и ошеломляет. Так же устроены и человеческие отношения – человек обретает полноту жизни, полноту бытия, когда он любим.

Но вернёмся к творению. Бог помещает человека в Райский сад, чтобы он его взращивал и сохранял. Взращивать – это значит изменять, значит, человеку даны творческие способности это делать. Чтобы он преображал тот мир, в который его поселил Бог.

Сохранять это значит не менять, оставлять таким, как есть. Что означают эти два противоречивых наказа? Не портить. Человек может обратить во зло любые способности. По замыслу Божьему мир должен прийти к полноте жизни Божественной. И человек Богу в этом помощник. Сотворять с Богом этот мир, соучаствовать в деле Творения. При этом, не нарушая общий замысел Божий. Сотворять – это значит владычествовать, сохранять – быть ответственным перед Богом за этот мир, любить его. Это добро. Зло – это несоответствие замыслу Творца. Бог есть совершенная любовь. То, чем Бог хочет поделиться – совершенная любовь. То, что Он предлагает миру разделить с Ним – есть любовь. Но любовь – это свободный выбор. Свободное согласие на другое существо, на бытие с Ним вместе. Для того, чтобы творение могло ответить на любовь, оно должно быть свободным. Свобода ответить на Его замысел, или нет. Наделяя нас свободой, Бог идет на риск. И цена этого риска – жизнь Его Сына. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «В сравнении с Богом, мы ничто, однако цена, которую нам придает нам Бог – это жизнь, страдания и смерть Его Единородного Сына. Такова наша истинная ценность».

Человек призван свободно выбрать сорадоваться, сочувствовать, сотворять вместе с Богом. А Бог поможет. Если нужно – направит, если нужно – одернет.

«Без свободы была бы невозможна любовь, потому что любовь – это совершенство свободы, без любви мы были бы только предметами, но не могли бы ответить на Божию любовь любовью, которую мы можем Ему дать или в которой можем отказать.

Как дивно думать, что таков Бог; что Он всё на Себя берет, что произошло от Его решения нас создать, что все последствия нашего греха Он берет на Себя и в Себе всё побеждает и нам дает свободу быть чадами Божиими, приобщиться Его Божественной природе, стать Его детьми». (Митрополит Антоний Сурожский)

Наша свобода – дать согласие. Согласие с тем, что Бог определяет замысел, что Он определяет, что соответствует замыслу, а что нет. Что есть добро, а что есть зло. Метафора древа познания добра и зла – человек ставит себя выше Творца, сам определяя, что есть добро, а что зло. Вкушая плод, человек говорит: «Я сам владею замыслом, сам определяю, что правильно в этом мире, что неправильно».

Если человек выбирает древо жизни – он говорит Богу да, принимая от него жизнь. Если человек говорит: «Я сам определяю где добро и зло» – Бог ему не нужен, он отворачивается от Него и принять (и передать) жизнь, замысел Его миру уже не может. Поэтому Бог и дает наказ (не наказание, а предупреждение): «Не ешьте от него, смертию умрёте». Если сами будете определять (не получать от Меня) – смертию умрете.

Бог входит в этот мир, приносит жизнь в этот мир, человек может принять его, и тем самым через человека принимает жизнь всё остальное творение и входит в полноту бытия Бога Творца.

Это древо жизни. Это соответствие замыслу Божьему.

Но человек выбрал древо познания. И тут же на него обрушилось осознание своей беззащитности, слабости, неспособности управлять все этим. Но и тут Бог не оставляет человека, взывая к нему, давая возможность обратиться. Адам не обратился, не использовал возможность для покаяния, когда Бог взывал: «Где ты?».

И последовало наказание. Не жестокость, а исполнение предупреждения. Из человеколюбия ограничено время жизни, для того, чтобы не вечно мучился человек. А вместе с человеком вся тварь страдает и мучается, так как человек не следует замыслу творца. Искажается замысел Бога и появляется страдание.

Человек начинает связывать посещение Бога с ужасом, наказанием. Древний человек считал, что всё зависит от Бога, что неприятности от Него. Он отворачивается от Бога, но Бог не отворачивается от него. Он верит в Свое творение.

Смотрите, какой масштаб веры Бога в Иова! Он позволяет его испытать, так Он уверен в нем. А Иов уверен, что Господь любит его, но не оставит греха без наказания:

6 что Ты ищешь порока во мне

 и допытываешься греха во мне,

7 хотя знаешь, что я не беззаконник,

 и что некому избавить меня от руки Твоей?

8 Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом,

 — и Ты губишь меня?

9 Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня,

 и в прах обращаешь меня?

10 Не Ты ли вылил меня, как молоко, (Иову непонятен этот упрёк)

 и, как творог, сгустил меня,

11 кожею и плотью одел меня,

 костями и жилами скрепил меня,

12 жизнь и милость даровал мне,

 и попечение Твое хранило дух мой?

13 Но и то скрывал Ты в сердце Своем,

 — знаю, что это было у Тебя —

14 что если я согрешу, Ты заметишь,

 и не оставишь греха моего без наказания.

15 Если я виновен, горе мне!

 если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. (Иов.10.6-15)

И после всего, что произошло, Иов не теряет веры!

Но Господь никогда не оставляет творение Свое, Он раз за разом показывает человеколюбие Свое, даже если человек просит того, что может навредить ему. Помните, как показался Господь Моисею?

6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, 7 сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. 8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился (Богу) 9 и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим (Исх 34.6-9).

А как показался Илии в дыхании тихого ветра?

Человек был создан Богом свободным существом, призванным подняться до божественного статуса, дарованного Богом Его благодатью, поскольку человек призван к осуществлению в себе подобия Божия, буквально создан для того, чтобы стать богом.

Существование нас «самих по себе», едва выныривающих из небытия, зыбко и преходяще. Если же мы любимы Богом, мы не может отпасть обратно в небытие, поэтому призваны к вечному содружеству с этой любовью Божией. Наши отношения с Богом – отношения, в которых воля Божия – сделать нас самими собой в меру самого Бога Воплощенного и Сына Его Возлюбленного. Наше вслушивание в тот единственный голос, который может сказать – кто ты есть на самом деле; указать верный путь к подлинному себе, такому, каким ты призван быть; который может открыть, как из тварного, ограниченного, тяжелого существа ты можешь стать небесным человеком.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «Если вы хотите узнать, что такое человек… воззрите к престолу Божию, и вы увидите там сидящего одесную Бога, одесную Славы человека Иисуса Христа… только так мы можем познать, как велик человек, если только станет свободным…».

На этой возвышенной ноте позвольте закончить словами Канта: «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем».

При составлении доклада использовалась следующая литература:

1. Протоиерей Олег Давыденков «Догматическое богословие»

2. О. Георгий Чистяков «Библейские чтения: Пятикнижие»

3. Митрополит Антоний Сурожский «Об истинном достоинстве человека»

4. Митрополит Антоний Сурожский «Хаос. Закон. Свобода»

5. Андрей Черняк. Лекции по катехизации. 1997 г.

 

Огромная благодарность Татьяне Рябининой за помощь и поддержку!


Приходские встречи

20.10.2019. "Зачем.Мне.Евангелие"

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт