Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Ирина Языкова. Бог, ставший человеком


Ирина Языкова
Бог, ставший человеком 

«Я увидел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена».

прп. Иоанн Дамаскин

 Это слова величайшего православного богослова VIII века, написавшего православную сумму богословия — «Точное изложение Православной веры». И в них суть того, что мы открываем во Христе. Сердцевина нашей веры — тайна Боговоплощения. Она открывает нам невероятную головокружительную перспективу, ибо по слову Афанасия Великого «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

Бог – таинственный и непостижимый, лица Которого невозможно было видеть даже пророкам, они слышали лишь Его голос, является на землю в человеческом образе и проживает абсолютно человеческую жизнь. Христос явил нам лик Бога: «видевший Меня – видел Отца», говорил Он ученикам. Но этот лик человеческий! Христос явил нам не только образ Бога, Он и образ человека!

Нам никогда не постичь, как соединяются во Христе две природы: божественная и человеческая. Халкидонский догмат о соединении двух природ во Христе говорит так неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно. Это тайна веры. Это выше разума. И потому мы застреваем между монофизитством и арианством. Запад искушался в своей истории арианством, порой видя во Христе лишь человека, а Восток, православный мир, часто впадал в монофизитство. И до сих пор в сознании православных божество Христа заслоняет Его человечество. Мы видим в Нем Всемогущего Бога, Вседержителя, поклоняемся Его силе, взываем к Его справедливому Суду и уповаем на Его бесконечное милосердие. Но Его человеческая природа нами как-то не очень осознается. Да, Он наш Спаситель, но спасает Он нас не сверху, с небесных высей, а изнутри нашей человеческой природы. Именно это как-то ускользает от нас.

Давайте спросим каждый себя: как мы понимаем человечество Спасителя? А ведь Он стал Человеком и был во всем подобен нам, кроме греха.

Да, если верить Евангелию, зачатие Его было не совсем обычным, Он родился от Девы, но рождение Его было вполне человеческое. И Он сразу испытал все тяготы этого мира: изгнание, жестокость окружающего мира, холод. Первые дни Его были, мягко говоря, лишены комфортных условий, хлев – это первое жилище, которое Он обрел на этой земле. Затем было детство в Назарете. Возможно, даже счастливое детство, в доме любящих родителей. Затем отрочество, и Он учился простой земной профессии плотника у своего приемного отца Иосифа. Он ходил к колодцу за водой вместе с Матерью своей, Марией. Затем была юность, затем — зрелость. О взрослой жизни Христа мы хорошо знаем по Евангелию. А детство и отрочество сокрыты от нас, потому что они прошли тихо и незаметно. В них не было ничего сверхъестественного. Не случайно Церковь отвергла апокрифические (легендарные) Евангелия, вроде Евангелия детства, где описаны всякие сказочные чудеса, которые якобы Иисус совершал в детстве. В них нет правды. Он был вполне обычным ребенком. Может только любил больше, чем другие, и понимал лучше, и видел глубже. Но и об этом мы можем только догадываться.

Хадкидонский догмат, говорит нам, что Христос был «совершенный Бог и совершенный человек».

Но что значит «совершенный человек»?

Иисус не был суперменом: Он страдал, уставал, алкал и жаждал, плакал и улыбался, любил и дружил. Он плакал. Когда умер друг Его Лазарь. Он улыбался, это видно сквозь иронию некоторых притч, например о верблюде. Он даже гневался, вспомните изгнание торговцев из Храма! Иисус не был стерильным, идеальным, образцово-показательным! Например, из отроческого возраста мы знаем только один эпизод, и тот о непослушании родителям. Когда все возвращались с праздника, родители обнаружили, что Иисус не идет вместе с ними. Три дня искали Его, Бог знает что передумали, и, наконец, нашли Его в Храме. Вообще-то с человеческой точки зрения это не поведение послушного ребенка, какими бы высокими целями оно не оправдывалось. Иисус огорчил родителей. То есть, Он не был пай-мальчиком. Хотя потом сказано, что Он был в послушании у родителей.

Из Евангелия мы знаем, что Он испытывал боль, страх смерти и даже богооставленность! Так что ничто человеческое Ему не было чуждо, кроме греха (если под этим понимать измену Богу).

И, наконец, Христос умер на кресте. Умер как человек.

Но воскрес. Потому что в Нем не было греха. И смерть не имела над Ним власти, и ад не удержал Его. Он воскрес! Смертью смерть попрал.

Как нам говорит Священное Писание, смерть пришла в мир через непослушание Адама, который выбрал не Древо Жизни, а Древо познания добра и зла. Вот мы до сих пор и познаем в своей жизни и добро — любовь, радость, творчество, красоту и т.д., и зло — болезни, страдания, смерть. Но Христос не выбирал. Он – Бог воплотившийся, а значит Он — жизнь, любовь, свет. И все это могло принадлежать и Адаму, но он предпочел иное.

Христос явил нам, что есть человеческая природа в ее неповрежденном виде. Апостол называет Христа вторым Адамом, а на самом деле Он – первый!

В богословии есть такая точка зрения, что Боговоплощение задумано Богом не как ответ на грехопадение человека (это общепринятая гипотеза), а еще до начала мира, и Бог создавал человека по изначальному образу — образу Сына, Второго лица Троицы. При этом надо помнить, что человек, как и все творение, иной природы, чем Творец. Бог сотворил мир, бесконечно отличный от Себя, Он не творил второго Бога, но сотворил нечто принципиально иное. Но Бог хочет соединиться со своим творением. Творение не совершенно, а Бог хочет привести его к совершенству. И как эти две бесконечно разные реальности — Бог и творение — могут соединиться? Только одним единственным способом — во Христе, Который есть Бог и Человек одновременно.

Бог долго готовил народ к тому, чтобы в нем мог родиться Спаситель — тот, кто сможет спасти человека не извне, а изнутри человеческой природы. Бог спасает нас, пройдя нашим путем, проживя нашу человеческую жизнь, испытав нашу человеческую смерть. Это и значит — спасти нас изнутри нашей человеческой природы.

Иисус Христос — это образ того, каким Бог задумал человека, поэтому апостол говорит: «В нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп.2:5).

А какие чувства у Христа?

Во-первых, Он всегда устремлен к Отцу: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17).

Во-вторых, Бог есть любовь, и это не уходит при Боговоплощении: все действия Христа продиктованы любовью. Бог из любви творил мир, и спасает мир тоже любовью. А о любви мы читаем в 13 главе Первого Послания Коринфянам, и это сказано и о любви Божьей, и о любви человеческой.

В-третьих, поскольку Христос всегда един не только с Отцом, но и с Духом Святым, то можно посмотреть на плоды духа, как они описаны в Послании Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5, 22-23).

А почему на таковых нет закона? Потому что закон вступает в силу, когда нет любви. Закон ставит границы, оберегает нас, упорядочивает жизнь, чтобы она не превратилась в хаос, закон гарантирует справедливость. Когда же приходит любовь, закон упраздняется, он уже не нужен: любовь не знает границ, она сама все устрояет, любовь выше закона и милость превозносится над судом. Любовь и есть исполнение закона, потому Христос и говорит: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить» (или даже восполнить). Мы будем больше понимать это, если чаще будем вглядываться в Иисуса Христа как человека.


Приходские встречи

20.10.2019. "Зачем.Мне.Евангелие"

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт