Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Преподобный Силуан Афонский – диакон Александр Константинов


Диакон Александр Константинов

 

Преподобный Силуан Афонский

 

 

Это, пожалуй, один из моих любимых святых, и если бы сподобил меня Бог принять монашество, я бы выбрал имя Силуан. Остановлюсь на некоторых моментах его жизни, все я не перескажу, это не нужно и бессмысленно, кто захочет почитать о нем, есть прекрасная книга архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан», она доступна в интернете, очень интересная, советую.

 

Итак, что мы о нем знаем? Будущий старец Силуан родился в 1866 году, а умер в 1938 году, наш с вами почти современник и соотечественник — сто лет назад всего лишь. Родился он в верующей семье, замечательные у него были родители: о папе он говорил, что в меру отца своего не пришел — тот был совсем неграмотным и даже «Отче наш» читал с ошибками, говорил «днесть» вместо «днесь», заучил в церкви по слуху, но был кроткий и мудрый человек. И вот в такой семье он рос, и вначале был очень церковный человек, с родителями ходил на службу, но в юности, как любой молодой человек, стал увлекаться девушками и выпивкой. Тогда случился с ним один нехороший случай, после которого он лег спать и ему приснился сон. Во сне змея заползла ему в рот, это очень было неприятно, и он услышал голос в этом видении, голос Божьей Матери, она ему сказала: «Вот тебе неприятно, что змея оказалась внутри тебя, так и мне неприятно видеть, как ты погибаешь». Было и еще несколько моментов в его жизни, он решил в результате этих откровений и своего состояния сердца и души уйти в монастырь. Но отец его уговорил не принимать скоропалительное решение, а сначала отслужить в армии — в саперном батальоне в Петербурге — а потом решить, когда он повзрослеет, нужно ли ему уходить в монастырь, нужно ли ему подвизаться и быть монахом или все-таки избрать путь в миру.

Он не оставил своего желания и уехал на Афон — первое послушание его было на мельнице. Я не буду все рассказывать о его жизни на Афоне, а я скажу о некоторых моментах, которые он там пережил. Первое время его мучили всякие помыслы, то оставить монастырь, то блудные помыслы, то он жалел о том, что сюда пошел. Он долго молился, даже до изнеможения, и в какой-то момент так отчаялся, что сел в своей комнате и сказал Богу: «Бог, Тебя невозможно умолить». Вот такое искреннее обращение к Богу — он просто признался в своих чувствах по отношению к Нему. И в этот самый момент Бог ему открылся как любящий, святой почувствовал вот это вот состояние, стояние вместе с Богом. И всю свою долгую жизнь отец Силуан пытался это чувство вернуть в собственную действительность. Через какое-то время это чувство нахождения с Богом его оставляет, и старец целых пятнадцать лет молится и пытается опять достичь этого откровения. И в какой-то момент он снова спросил Бога, как же ему вернуться, как опять можно наследовать то состояние присутствия рядом с Тобой? И тогда монаху было откровение от Бога, которое все помнят: «держи твой ум во аде и не отчаивайся». Архимандрит Софроний (Сахаров) как раз интересно заметил, что многие обращают внимание на слова «держи свой ум во аде», но ведь отец Силуан и так был во аде, он пытался избавиться от своих собственных недостатков, помыслов, пытался выбраться навстречу Богу, но не получалось — состояние в душе у него было похожее на ад. А вот «не отчаивайся» — это самое главное, мне кажется, как говорил архимандрит Софроний, не отчаиваться в любом своем состоянии. После того, как это с ним произошло, старец стяжал умную молитву.

Я хотел привести несколько выражений отца Силуана и несколько воспоминаний о нем, которые приводит архимандрит Софроний (Сахаров). Вот первое, как он относился к людям, и как он видел, как нам нужно относиться к людям. Известная его беседа с одним монахом пустынником, который говорил, что Бог накажет всех безбожников, и этому монаху пустыннику это наказание доставляло какое-то удовольствие и удовлетворение, наслаждение, наверное, что в конце концов безбожники окажутся где-то там и будут наказаны. А Силуан его спросил: «Если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, что кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» А монах пустынник ему ответил: «А что поделаешь, сами виноваты». Удивительные слова сказал старец в ответ монаху: «Любовь не может этого понести, нужно молиться за всех». В этом, пожалуй, было кредо его жизни, старец часто говорил, что нужно жалеть всех. И еще один такой замечательный случай. В каком-то исступлении своем он однажды молился и спрашивал Бога: мы монахи отреклись от мира, покинули родных, Родину, оставили все, дали обеты, в сущности проводим мучительную жизнь и никак не можем преуспеть в добре — «а много ли из нас спасающихся? Я первый погибаю. А мирские, что же они? Я видел мирских, которые даже на путь спасения не вступили». Силуан плакал, и Бог спросил: «Ты почему плачешь-то так? Разве ты не знаешь, что Я буду судить мир?» И Силуан молчал. А Господь отвечал: «Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога». Представляете, какие слова — хотя бы однажды в жизни призвал Бога. Тогда Силуан спрашивает: «Зачем мы так мучаемся на всяк день?» И Господь на движение его мысли отвечает: «Те, что страдают за заповедь Мою в Царствии Небесном будут Моими друзьями, а остальных Я помилую». И Господь отошел. Такие удивительные оптимистичные вещи в нашей христианской жизни: молиться за всех и желание Бога помиловать всех — это огромная мотивация для каждого из нас: не отчаивайся, будешь помилован.

Интересно, что мир узнал об отце Силуане из книги архимандрита Софрония (Сахарова), которая была распространена на Западе уже через десять лет после смерти старца Силуана. Многие приезжали на Афон и искали не мощи св. Пантелеймона (святой подвизался в Пантелеймоновом монастыре), а прежде — голову старца Силуана. Игумен приказал голову уничтожить, чтоб не смущала народ, в конце концов надо приезжать к целителю Пантелеймону. Нашлись два монаха, которым было приказано голову утопить, а они спрятали ее в ларце. Потом, по воспоминаниям схиархимандрита Серафима (Томина), пришел другой игумен, и тоже приказал голову уничтожить — закопать ее. И опять голову перепрятали. В конце концов пришел еще один игумен из тех, кто голову его прятал, и началось прославление старца. Он жил простой монашеской жизнью, со стороны было не сказать, что он святой человек, поэтому прославление его далось нелегко. Но когда с ним народ общался, все понимали, что этот человек совершенно не прост: может быть, и не совсем образован, но он встретил на своем пути Бога.

В конце я хотел бы зачитать вот такое напутствие перед Великим Постом, что старец советует каждому из нас: «Главное спасительное дело –  послужи ближним во спасение, любя их, как чад Божиих, прощая им грехи, сочувствуя им во всем. За заботы о других Господь Сам незаметно уврачует твои страсти». Вот такие его слова. Давайте друг о друге заботиться, и в конце концов какие-то страсти у нас уйдут.

 


Приходские встречи

13.03.2021. "На любовь свое сердце настрою..."

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт