Летопись | Расписание | Крещение |
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА | Исповедь | Катехизация |
Жизнь прихода | Наш храм | Читать и слушать |
Приходские встречи | Контакты | Старый сайт |
Надежда Седукова
Священномученик Серафим (Звездинский),
Будущий священномученик Серафим (в миру — Николай Звездинский) родился 7 апреля 1883 года. В 19 лет Николай тяжело (на тот момент неизлечимо) заболел и исцелился по молитве к образу тогда ещё непрославленного Серафима Саровского, позднее его отец Иоанн составил службу преподобному. Окончив Московскую духовную семинарию, Николай поступил в Московскую духовную академию и уже в годы учёбы прославился как талантливый проповедник. Видимо, проповеднический талант был и у его отца — единоверческого священника Иоанна Бонифатьева, выходца из старообрядцев-беспоповцев. Многие старообрядцы после бесед и проповедей отца Иоанна переходили в единоверие. В 1907 году Николай был пострижен в монахи с именем Серафим — в честь прп. Серафима Саровского, которого он так любил. Вскоре он был рукоположен в иеродиаконы, а потом и в иеромонахи. Преподавал в семинарии гомилетику. С 1914 года уже архимандрит Серафим был помощником наместника Чудова монастыря. Очень скоро он стал известен благодаря своим замечательным проповедям, за что был прозван в народе «Московским Среброустом». А владыка Арсений — наместник монастыря — называл его «Свете тихий», очевидно, за его тихий и кроткий нрав. В 1917-м году архимандрит Серафим пережил штурм Чудова монастыря большевиками, но после всё же вынужден был покинуть Москву. В 1919-м году Патриарх Тихон рукоположил архимандрита Серафима во епископы, назначив своим викарием с кафедрой в городе Дмитрове. Очень быстро владыка Серафим смог завоевать авторитет у вверенной ему паствы. Однако вскоре началась травля активного епископа. 10 декабря 1922 года владыка отслужил последнюю литургию, после чего был вызван на Лубянку — ему вменялся протест против изъятия церковных ценностей. Владыка оказался в Бутырской тюрьме. Там резко пошатнулось его здоровье и временно епископа Серафима перевели на полубольничный режим, однако, увидев, что он молится перед иконами, снова поместили в общую камеру. Во время заточения в Бутырке владыка составил акафист Господу Иисусу Христу, Терноносному и Крестоносному. Текст икосов и кондаков строится на событиях Крестного пути Спасителя. Приведу несколько выдержек из акафиста, поражающего своим поэтическим устроением.
В 1923 году владыка был сослан в Зырянскую область сроком на три года. Эту свою ссылку епископ Серафим называл «спасительным изгнанием». В своей келье он устроил храм в честь иконы «Скоропослушница», каждый день совершал богослужения. Владыка вел переписку с дмитровцами, которые его всегда поддерживали и присылали посылки. В 1925 году ссылка закончилась, владыка вернулся в Дмитров, оттуда его немедленно вызвали на Лубянку, и он был выслан из Москвы — служил и жил в Дивееве монастыре. После закрытия монастыря в 1927 году владыка Серафим не поддержал церковную политику митрополита Сергия (Страгородского) и написал ему прошение об освобождении от служения на Дмитровской кафедре. Прошение было подписано. Владыка уехал в Меленки, куда за ним потянулась вся его дмитровская паства. В 1932 году, после нескольких относительно спокойных лет, его увезли в Ивановскую тюрьму, а оттуда, совершенно больной, он сразу же был отправлен на Лубянку. Его обвиняли в руководстве московскими приходами «непоминающих» церквей и выслали в Казахстан сроком на 3 года. Там владыка Серафим заболел малярией. Пролежав больным два месяца, он неожиданно исцелился 23 июня – на день памяти святителя Иоанна Тобольского. На Пасху 1935 года завершился срок ссылки, по состоянию своего здоровья владыка решил остаться в Ишиме. В 1937-м году начались массовые чистки, под которые подпадало все «непоминающее» священство. Епископ Серафим вновь оказался в тюрьме, ему вменяли принадлежность к Истинно-Православной церкви, о которой он ничего не знал. «Началась моя схима», — говорил он об этой ссылке, последней в его жизни. 26 августа 1937 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) был расстрелян в Ишиме. Закончу словами одной из проповедей владыки Серафима, которые кажутся замечательным наставлением на грядущий пост для меня: «Познание Бога есть не одно убеждение разума в Его существовании, но совершенно особое ощущение бытия Его и близости. Все подвиги, молитвы, поклоны – только пути к единственной цели. Правило молитвенное, которое читаем, – путь. Но если пути не доведут до цели, они предприняты тщетно. Если путник пойдет в дорогу и не дойдет до города, в который собрался, к чему было идти. Так и в духовной жизни: если не дойдет человек до цели – внедрить в себя память Божию, добиться, чтобы постоянно ходить перед Господом, – значит, тщетны были его молитвенные подвиги, и другие труды». |
13.03.2021. "На любовь свое сердце настрою..." |