Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Священномученик Петр Зверев – сообщение Татьяны Мишиной


Татьяна Мишина

 

Архиепископ Воронежский Петр Зверев

О. Петр Зверев (в миру Василий), родился в 1878 г. в семье московского священника о. Константина Зверева. После окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, решив прежде получить хорошее светское образование. Окончив университетский курс, он поступил в Казанскую духовную академию, где принял монашество с именем Петр.

После окончания Духовной академии в 1902 г. занимался преподаванием в духовных семинариях в Орле, Н. Новгороде и в других городах. С началом Первой мировой войны и до февральской революции 1917 г. архимандрит Петр служил фронтовым священником. Был в окопах на передовой, много служил во фронтовых лазаретах, исповедуя раненых, поддерживая умирающих.

Уже после октября 1917 г. патриарх Тихон рукоположил отца Петра в епископы. Новым местом служения стал Успенский храм монастыря в Твери. Службы, проповеди вл. Петра собирали народ, духовных чад становилось все больше, Успенский храм теперь всегда был полон. О. Петр мог ответить на трудный вопрос, не жалел времени для бесед с верующими, а «участие и доброта в его глазах словно снимали тяжесть с души».

Известен такой факт: владыка Петр часто служил в рабочем поселке Сормово. Рабочие любили его за открытость, добрый нрав, глубину и простоту проповеди. Вообще, владыку Петра любили именно простые люди. Когда в 1921 году представители советской власти арестовали о. Петра, рабочие устроили трехдневную забастовку – большинство сормовских заводов и фабрик встали и было выдвинуто единственное требование – освободить владыку. Власти дали обещание, что освободят епископа. Но… обвинив его в «разжигании религиозного фанатизма» отправили на Лубянку. Однако и в тюрьме он продолжал свое служение – кого-то исповедовал, кого-то втайне крестил, снимал свой крест и одевал на новоиспеченного христианина.

 Весна 1922 года!!! К этому времени стали очевидны размеры нового бед­ствия – голода, постигшего Нижнее Поволжье, Оренбуржье, Приуралье, который унес сотни тысяч жизней. И епископ Петр, не ожидая разрешения ни властей светских, ни каких-либо распоряжений от властей церковных, решил оказать посильную помощь голодающему населению. Он обратился к пастве с призывом жертвовать на нужды голодающих, распорядился передавать из храмов все ценные вещи, кроме предметов, необходимых для священнослужения. Он делал все, что мог, чтобы помочь голодающим.

Такие самостоятельные, смелые решения на устраивали власть. В итоге в судьбе о. Петра – четыре ареста, ссылка в Туркестан, а потом и Соловецкий лагерь.

Во время Туркестанской ссылки (1922–1924 гг.) он жил в очень тяжёлых условиях, голодал, болел цингой, в результате чего лишился зубов. Он и там, в ссылке, продолжал тайно служить, обрел новых духовных детей, читал с ними Евангелие. В 1924 году был освобождён и вернулся в Москву.

 

Между ссылками

Далее едет в Воронеж, помогать очень старенькому воронежскому владыке Владимиру. После смерти митрополита Владимира народное собрание выбрало владыку Петра Воронежским епископом. Беспрецедентный случай – обыкновенно епископа назначает Патриарх. До ареста в 1926 г. владыка Петр прослужил в Воронеже.

Владыка Петр был и прекрасным оратором, и проповедником, и просветителем. Высокий авторитет владыки привел к тому, что в том же году начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возврат воронежских приходов к Патриаршей Церкви. Эта деятельность архиепископа столкнулась с резким неприятием властей – его вызывали на допросы ГПУ, следили. При этом верующие создали группу из 10–12 человек для охраны владыки. А при очередной попытке в августе допросить архиерея, за ним следом в управление ГПУ пришло около трёхсот верующих, которых разгоняла конная милиция. Деятельность владыки Петра вызывала неприятие у начальствующих в ГПУ. В ноябре 1926 года владыка был арестован. В марте 1927 года приговорён к 10 годам лишения свободы «за контрреволюционную деятельность против советской власти».

На Соловках март 1927 – январь 1929 гг.

Владыка Петр был отправлен отбывать наказания в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). К этому времени на Соловках сидело немало представителей духовенства.

Сначала он исполнял обязанности счетовода на продовольственном складе, где, для пресечения воровства, состояло только православное духовенство. При складе, в маленькой холодной каморке он и жил. К нему в его жилище приходили все, кто желал его видеть и побеседовать с ним, что с его стороны было очень рискованно. Также он выполнял обязанности дворника, и его часто видели с метлой и мусорной корзиной. В Соловецком лагере такое практиковалось частенько – отправить духовенство на лесоповал или заставить выполнять какую-нибудь грязную и тяжелую работу.

И все-таки у вл. Петра была возможность служить в уцелевшей пока еще церкви Онуфрия Великого. Вскоре он был избран ссыльными архиереями главой соловецкого православного духовенства. Владыка возглавлял тайные богослужения, а после того как у духовенства был отобран антиминс, службы совершались у него на груди.

О. Петр на Соловках

 

Из воспоминаний: «…Как-то раз я заметил человека в священнической одежде, с посохом в руке. Вроде бы, внешне он не отличался от тех, остальных. Но все же в нем было что-то особенное. Что именно? Спокойствие? Достоинство? Величие? Скажу одно — в его высокой, худощавой, почти бесплотной фигуре чувствовалась такая внутренняя сила!».

Из воспоминаний: Писатель Олег Волков, также бывший соловецким узником, вспоминал:

«Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издёвку над заключёнными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением. Преосвященный Пётр медленно шествовал мимо, легко опираясь на посох и не склоняя головы, уходящая фигура пастыря, словно покидающего землю, на которой утвердилось торжествующее насилие.

В конце 1928 г. за нарушение режима его перевели в штрафную командировку на Анзер. А через некоторое время на острове разразилась эпидемия тифа. О. Петр посещая больных, отпевая умерших, не мог не заразиться этой страшной болезнью. Он заболел тифом и в тяжелом состоянии был увезен в бывший Голгофский скит, где была обустроена больница, ставшая его Голгофой, где он умирал лежа на полу, осеняя всех крестным знаменем. Был январь 1929 г. В эту зиму на Анзере умерло более 500 человек.

Часовня и крест на месте погребения владыки Петра

В 2000 году Архиерейским собором святитель Петр был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Цитаты из писем о. Петра

Из Соловецкого лагеря архиепископ Петр старался писать своим духовным детям, насколько позволяли условия заключения. Сохранилось более десятка его писем. Эти строчки звучат как завещания, как послания нам.

– «…Последнее, самое главное: будет оно, будет и все остальное, только сумейте полюбить Христа, сумейте Им единым дышать, жить, о Нем лишь думать, к Нему стремиться, о Нем бесе­довать, Его слова в Евангелии читать, заучивать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около Вас будет тепло, покойно и не тесно. Помолитесь, чтобы и меня Господь научил этой единственно нужной науке» .

 

«…Слава Богу за всё, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники – ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. … Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит.

 

  «…Не теряй даром времени – помолись, почитай Священное Писание и творения святых отцов. Да хранит Господь всех вас в мире, здравии и благополучии. Всех с любовью помню, за всех молюсь. Всем кланяюсь и всех благословляю. Я состою на должности сторожа вместе с Курским архиепископом. И Слава Богу! За все благодарю Господа!

25.VII/7.VIII. 1927 г.

 

  «…. Живу воспоминаниями и храню в своем сердце Богом данную мне паству, за которую молюсь и которую благословляю. Слава Богу за все ниспосланное!».

 6/19. XI. 1927 г.

 

«….Да дарует мне еще послужить Святой Церкви терпением, перенесением безропотным скорбей и напастей, покорностью воле Божией, смирением, любовью к ближним, наипаче к моей пастве, и молитвами за нее. А если Бог пошлет по мою душу, то и смертью вдали от близких сердцу.»

 9/22. I. 1929 г.

 

Из воспоминаний:

«….Я молюсь ему, как святому. И верю, что он слышит меня. А еще я понял, в чем была его тайна. Она проста, как его имя “Петр”  камень. Это раньше, не веря в Бога, я не мог понять, откуда в этом слабом на вид человеке такая несокрушимая внутренняя сила. Теперь знаю  эту силу давал ему Бог, как дает и другим людям, твердо стоящим “на камне веры”.


Приходские встречи

26-28.05.2023. "Верность Христу"

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт