Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Дмитрий Сергеевич Лихачев – сообщение Ирины Емелиной


Ирина Емелина

Дмитрий Сергеевич Лихачев

 

 «Я прошел лагерную закалку. Я отлично знал: если человек делает какую-нибудь подлость, потом он и умирает, потому что разложение наступает от одной ранки. Если он хотя бы один раз сыграет в пользу своих мучителей, то он попадет в трудное положение, потому что будет его грызть совесть, будет у него бессонница, будет разложение. Таких примеров разложения на Соловках я видел много.»)

Этот доклад о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве – не биография, а цитаты из его «Воспоминаний», близкие нашей теме – верность Христу.

Он сказал: «Нельзя верить в Бога “попутно”, “между прочим”, признавать Бога как постулат и вспоминать о Нем только, когда спрашивают». И он же пишет: «Есть вопросы, на которые я не знаю ответа. Думаю, на эти темы вообще нельзя говорить. Любовь. Вера... Об этом следует молчать.»

Так и прожил: не говорил о Боге, а свидетельствовал о том, что исходит от Бога и ведет к Нему: совесть, милосердие, порядочность.

Его юность пришлась на первые годы после октября семнадцатого.

Чем больше становилось расстрелов и гонений на церковь, «тем острее … ощущалась всеми нами жалость к погибающей России. Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной… Мы не пели патриотических песен, – мы плакали и молились.

И с этим чувством жалости и печали я стал заниматься в университете с 1923 года древней русской литературой... Я хотел удержать в памяти Россию, как хотят удержать в памяти образ умирающей матери сидящие у ее постели дети... Мои книги – это, в сущности, поминальные записочки, которые подают «за упокой»: всех не упомнишь, когда пишешь их, – записываешь наиболее дорогие имена, и такие находились для меня именно в Древней Руси.»

«Вплоть до конца 1927 года /Ленинград/ кипел студенческими кружками... /Там/ относительно свободно обсуждались различные философские и исторические проблемы…»

Дмитрий входил в кружок «Братство святого Серафима Саровского». Параллельно состоял в «Космической Академии Наук»: там были полусерьезные доклады, прогулки в Царское Село, дружеские розыгрыши.

«В начале февраля 1928 года столовые часы у нас… пробили восемь раз. Я был один дома, и меня сразу охватил леденящий страх. Не знаю даже почему. Я слышал бой наших часов впервые. Отец не любил часового боя, /он/ был отключен еще до моего рождения. Почему часы решились в первый раз за двадцать один год пробить для меня мерно и торжественно?

Восьмого февраля под утро за мной пришли».

Поводом к аресту была телеграмма-шутка якобы от Папы Римского: «Поздравляю Космическую Академию Наук с годовщиной». Ее накануне прислал один из членов кружка.

Арестовали их всех и сослали на пять лет на Соловки.

Дмитрию был 21 год.

 

По прибытии на острова «нас повели к Никольским воротам. … я снял студенческую фуражку,…, перекрестился. До того я никогда не видел настоящего русского монастыря. И воспри-нял Соловки, Кремль не как новую тюрьму, а как святое место. »

Заключенный Лихачев был пильщиком, грузчиком, электромонтером, коровником, «вридлом» («временно исполняющим должность лошади», когда человека впрягали в телеги и сани вместо лошадей), жил в бараке, переполненном людьми, клопами и вшами, умирал от тифа, чудом избежал расстрела.

В его первом бараке «на верхних нарах лежали больные, а из-под нар к нам потянулись ручки, прося хлеба. И в этих ручках был указующий перст судьбы. /Это были/ «вшивки» – подростки, проигравшие с себя всю одежду. Они … жили под нарами, чтобы их голыми не выгоняли на мороз, на работу. Об их существовании знали. Просто морили, не давая им ни пайков хлеба, ни каши, ни супа… А потом мертвыми их складывали в ящик и везли на кладбище…

Мне было так жалко этих «вшивок», что я ходил, как пьяный – пьяный от сострадания. Это было уже во мне не чувство, а что-то вроде болезни»

Позже в Соловецком лагере была создана Детская колония – чтобы отделить несовершеннолетних уголовников от взрослых.

Лихачеву выдали специальный пропуск. С ним он обошел архипелаг: собирал сведения о подростках, потому что личных дел либо не было, либо они «каждый раз называли себя иными фамилиями, проигрывали в карты малые сроки и меняли их на большие… Приходилось уговаривать их…, а они боялись, подозревали обман... Но когда колония стала действовать и слух о хороших условиях в ней прошел по островам, подростки стали охотно соглашаться поступить туда.»

Это спасло жизни сотням из них.

В один из походов в Детколонию «я … задремал в кустах. Когда открыл глаза, увидел прямо против себя … зайчиху и несколько зайчат. Они смотрели на меня не отрываясь, как на чудо. Монахи приучили животных не бояться человека. Зайчиха явно привела своих детишек показать им меня… Мы смотрели друг на друга с одинаковым чувством сердечной приязни. … Я пошевелился, и они исчезли, но надолго осталось удивительно теплое чувство любви ко всему живому

«Душевное здоровье на Соловках помогла мне сохранить именно природа»: «она словно создана между небом и землей. Летом она освещена не столько солнцем, сколько громадным высоким небом, зимой – погружена в низкую кромешную тьму, разрываемую всполохами северного сияния...». Там было «ощущение творящего Бога и временности человеческого».

Поздно осенью 1929 года в лагере было много массовых расстрелов по ложным обвинениям…, на самом же деле – просто «для острастки». Расстрелянных без постановлений списывали как умерших от болезней.

В те дни «ко мне приехали на свидание родители. Мы жили в комнате какого-то вольнонаемного охранника…

Однажды ко мне пришли вечером из роты и сказали: «За тобой приходили!» Все было ясно: меня приходили арестовывать. Я сказал родителям, что меня вызывают на срочную работу… Пошел на дровяной двор и запихнулся между поленницами… Что я натерпелся там, слыша выстрелы расстрелов и глядя на звезды неба (больше ничего я не видел всю ночь)!

С этой страшной ночи во мне произошел переворот… Я понял: каждый день – подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным... Поэтому не надо бояться ничего на свете… Я потом узнал, было расстреляно… триста…человек. Ясно, что вместо меня был «взят» кто-то другой. И жить надо мне за двоих. Чтобы тому, которого взяли за меня, не было стыдно!»

В августе 1932 года Лихачева освободили.

 

Он прожил 92 года.

Под конец жизни для него было особенно важно, что он никогда не участвовал в травле неугодных власти, ни безвестных, ни – особенно – Андрея Сахарова. Где мог что-то сделать – делал.

Вера Зилитинкевич, внучка Д.С. Лихачева «Была компания Хрущева по закрытию церквей. Тогда и начинается общественная деятельность Дмитрия Сергеевича. Он никогда не был откровенным диссидентом, но очень часто он совершал поступки, которые были смелы и на которые никто другой не решался. Это особенно интересно, учитывая его биографию, учитывая тот факт, что он был арестован в возрасте 21 года и почти 5 лет провел в заключении. И если мы посмотрим стандартную биографию человека, который из довольно благополучной семьи попадает в лагерь, такие люди очень часто ломались, ну а если не совсем ломались, то жутко боялись».)

Его друг Даниил Гранин писал: «Иногда я сочувствую безнадежности его усилий /в борьбе за памятники культуры или с произволом властей/. Тогда он говорит мне: «Даже в случаях тупиковых, когда все глухо…, будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хотя бы один голос… Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично, – хотя бы друзьям, хотя бы семье».

Он помогал Солженицыну в создании «Архипелага ГУЛАГ». Смог спасти от перестройки исторический облик Невского проспекта, фонтаны Петергофа – от замены на рестораны, старинную библиотеку в Мышкине, выступал против проекта поворота северных рек. Он – один из создателей телеканала «Культура», серии книг «Литературные памятники». Написал около 1100 научных и публицистических трудов. И еще много чего смог.

Лихачев: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас... Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять… В человеческих отношениях /важно/ быть осторожным: не обидеть, не поставить другого в неловкое положение, не забыть обласкать, улыбнуться...»

 

Гранин о Лихачеве: «Его собственная жизнь никогда не расходилась с тем, что он проповедует... /Его воспоминания пронизаны/ «деликатностью, учтивостью, которые стали … правилом его собственного поведения. За годы нашего общения я не помню, чтобы он кого-то поносил, кому-то завидовал, льстил властям, искал компромиссов, даже во имя «интересов дела». Когда-то его ожесточенно преследовали…, старались уничтожить и морально, и физически. Подожгли квартиру. Избили. Он не искал примирения. Между прочим, он об этом не рассказывает ни в воспоминаниях, ни в выступлениях. А в рассказах о Соловках… нет описания личных невзгод. Что он описывает? – Интересных людей, с которыми сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточали его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее.»

Лихачев: «Каждый человек… представлен перед Страшным судом, совершающимся постоянно, во всех своих поступках и помыслах.

«Срока давности» нет. Ни для плохого, ни для хорошего... Есть Высший суд, находящийся над временем. Вот почему нельзя совершать плохое для хорошего, губить людей во имя «счастливого будущего».

«Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.»

 

В докладе использованы:

Д.С. Лихачев «Воспоминания»

Д. Гранин «Тайный знак Петербурга» 

Цикл документальных фильмов «Крутые дороги Дмитрия Лихачева»

Россия, 2006 Режиссер: Бэлла Куркова


Приходские встречи

26-28.05.2023. "Верность Христу"

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт