Летопись | Расписание | Крещение |
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА | Исповедь | Катехизация |
Жизнь прихода | Наш храм | Читать и слушать |
Приходские встречи | Контакты | Старый сайт |
Сергей Беспалько Радость посреди страданий
Дорогие братья и сестры! Хотя тема моего сообщения именно такая – «Радость посреди страданий», мне очень трудно рассуждать о том, что творилось в душе у этих святых людей, у мучеников, потому что они прошли через тяжелейшие испытания. Я, в основном, буду говорить про свои размышления, как я на это смотрю со своими маленькими проблемами. Мы знаем с вами призыв Господа через апостола Павла: «Всегда радуйтесь!» (1Фесс 5:16). И как можно относиться к этому призыву, если жизнь часто не дает повода для радости? Если человек болеет, если человек из-за чего-то очень переживает? Если, наконец, ситуация вокруг не совершенно не способствует радости, если мы видим страдания этого мира, всё беззаконие и зло, которое вокруг происходит? Как можно в этих условиях радоваться? А что уж говорить о новомучениках, которые прямо попали в такие условия, что ничто не должно было давать им повод для радости! И всё-таки есть такой призыв от Господа. Как его понять? Хочу сказать, что у людей часто встречаются неправильные решения этого вопроса – как всегда радоваться, – когда люди к себе это примеряют. Некоторым кажется, что это не про нас, что есть святые люди, и апостол Павел только для них говорит: «Всегда радуйтесь». А мы слабые и маленькие, не святые (как они думают), и поэтому к нам этот призыв не относится. Другое неправильное решение – это «накачать» себя радостью, это значит попытаться самому привести себя в такое состояние: «Я радуюсь! Я буду радоваться, несмотря ни на что!» Этот неправильное решение, потому что это не та радость, это какое-то эмоциональное или, бывает, даже ложное состояние. Есть ещё такая ошибка: путать радость с весельем. Когда человеку рассказали какой-нибудь анекдот, он сразу начинает улыбаться, ему весело. Это в Библии называется смехотворчеством (причем веселье – это хорошо, а смехотворчество – это, говорят, плохо). Короче говоря, такое веселье – это тоже не та радость, к которой, мне кажется, призывает Господь. Вообще радость – это не эйфория, они, может быть, близки по переживаниям, по чувствам, но это разные вещи. Радость – это не какое-то психологическое состояние, а это что-то другое, это состояние духовное, это дар, благодать Божия. Когда я думал об этом, я понял что можно различать два понятия радости: радость с маленькой буквы и Радость с большой буквы. Радость с маленькой буквы – это наше эмоциональное состояние, хорошее настроение. Бывает такое, например, когда мы смотрим на природу и радуемся. Помните книгу «Полианна», там девочка как раз к такой радости себя приучала. Она видела радость во всём: в костыликах, которые девочке вместо куклы подарили на праздник, вид из окна она воспринимала, как прекрасную картину. Она во всем искала повод для такой эмоциональной радости. И я вам честно скажу: хотя книга замечательная, но меня это не тронуло, я не мог для себя перенять этот приём Полианны, потому что мне казалось, что это немножко надумано. (Слава Богу, что ей это удавалось!) И я понял, что подлинная радость – это Радость с большой буквы. Это не эмоциональное, а духовное состояние. Я однажды узнал, что вообще духовное – это то, что не детерминировано, не обусловлено обстоятельствами, это дар свыше, дар Духа Святого. И вот эта подлинная радость, я думаю, – это присутствие в нас Господа, это такой стержень в нас, который мы получаем и который позволяет нам проходить весь этот путь. Еще раз повторяю: радость – это присутствие Господа в нас. И получается, что такая Радость может сопутствовать страданиям. Я думаю, что именно это и было с новомучениками, они могли так всегда радоваться, переживать радость присутствия Господа. Хотя одновременно телом и душой – страдать. Я считаю именно к такой радости призывает апостол Павел. Однажды у нас была встреча прихода, тоже на выезде, лет 10-15 назад. И тогда я задался этим вопросом: как можно всегда радоваться? Я, как всегда, ходил и всех спрашивал: ну как всегда радоваться? И как-то мне к концу встречи пришёл такой парадоксальный ответ: когда я наполнен благодатью, когда я наполнен Духом Святым, я могу радоваться в это время. И отсюда простой рецепт: кто хочет всегда радоваться – наполняйтесь Духом Святым! (Извините, что я как будто призываю и учу). Вот ключ к Радости – наполнение Духом Святым. Хочу сказать, что Господь вообще часто ставит очень высокие планки, ну, например пять тысяч человек хотят есть, и апостолы не знают, чем их накормить. А Иисус им говорит: «Вы накормите их, давайте, совершите чудо!» И тут два решения: один апостол говорит: «У нас тут нет ничего, да тут на триста динариев надо им купить еды! Это сделать невозможно». А другой апостол говорит: «Вот, тут есть у нас пять хлебов и две рыбки, но что это для такого множества?» То есть мы отдаём всё, что у нас есть, мы не знаем как Ты это сделаешь, но если Ты хочешь, сделай это через нас. И происходит чудо с хлебами. И мне кажется, что это касается всех невыполнимых призывов Господа: будьте святы как Я свят, любите врагов ваших и так далее. Всё это исполняется через благодать Божию. Может Господь и ставит эти планки так высоко, чтобы у нас был повод ощутить свое бессилие и попросить Его о благодати: «Если Ты хочешь, то Ты Сам совершай это через нас!» А то, что Духа Святого Господь даст каждому просящему у Него, – это Господь обещал. Кто сомневается, прочитайте у Луки (11:11-13): «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? … тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Господь обещал, Он верен Своему слову. Поэтому мне кажется, то если мы хотим стремиться к исполнению этого призыва всегда радоваться, – это значит не искать мимолётной радости, а искать присутствие Господа, стремиться наполняться Духом Святым, и Он всё сделает. Аминь. |
26-28.05.2023. "Верность Христу" |