Летопись Расписание Крещение
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА Исповедь Катехизация
Жизнь прихода Наш храм Читать и слушать
Приходские встречи Контакты Старый сайт

 

Сергей Сарвадий. Вступление к чтению посланий семи церквям из Апокалипсиса


Сергей Сарвадий

 

Вступление к чтению посланий семи церквям из Апокалипсиса

 

Я бы хотел сделать некоторое введение к тем отрывкам, которые были выбраны для чтения — к посланиям церквям, которые мы находим во 2-ой и 3-ей главах книги Откровения.

На первый взгляд, эти главы занимают проходное место в книге. Это всего лишь две главы из двадцати двух, и они расположены в начале книги. Безусловно, наше внимание больше привлекают последующие главы, в которых содержатся очень яркие видения — небесная литургия, снятие печатей, явления труб, чаш и т.д. Однако, если мы внимательно прочтем первую главу, то увидим несостоятельность такого подхода. Мы с удивлением обнаруживаем, что этим церквям адресованы не только пророческие послания, находящиеся во 2-3 главах. Оказывается, что вся книга Откровения написана для этих церквей и об этих церквях — о том будущем, которое их ожидает. Таким образом, понимание этих двух глав становится принципиально важным для понимания всей книги в целом.

Что же это за церкви? В первой главе мы находим список. Это церкви в Эфесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Мы знаем, что в этих городах, расположенных на западе современной Турции, действительно существовали христианские общины. О некоторых из них мы знаем достаточно много — в том числе и из посланий апостола Павла. О других же церквях мы не знаем практически ничего. Масштаб событий, которые описываются в последующих главах, указывает на то, что данный список церквей скорее носит собирательный характер. В глаза бросается то, что этих церквей семь. Как известно, семь является символическим числом — это одно из чисел полноты. Поэтому в данном случае мы можем говорить о том, что за данными церквями стоят самые разные христианские общины, каждая из которых оказывается перед лицом серьезных испытаний. В свою очередь из этого следует, что данные послания могут иметь более глубокий смысл, чем если бы они были привязанными к конкретным историческим событиям — например, к гонениям, устроенным императором Домицианом во второй половине I в. н.э. Значит, они могут иметь непосредственное отношение к совершенно любой эпохе, в которую живет церковь.

Когда мы читаем 2-3 главы Откровения, мы видим, что каждая церковь в глазах Бога является особенной. Обстоятельства, в которых она оказывается, уникальны. При этом послания написаны по строгому формуляру, общему для всех церквей. Такое «единство в многообразии» призывает читателя глубже исследовать свою жизнь, искать себя в этом тексте. Каждая церковь обретает лицо, а послание не превращается в абстрактные рассуждения о духовной жизни. Евангелист Иоанн вводит нас в «семью» этих церквей так же, как евангелист Матфей через родословия Ветхого Завета вводит читателя в контекст мессианских ожиданий.

Каждое послание начинается словами: Ангелу такой церкви напиши… Затем следует формула, очень распространенная в книгах Ветхого Завета, и являющаяся маркером пророческой речи: Так говорит Господь… При этом для именования Господа святой Иоанн Богослов использует титулы, которые напрямую вытекают из самого первого видения, описанного в 1 главе: Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей… Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч… Затем следует само пророчество, содержание которого зависит от конкретной церкви. Завершается послание словами, которые являются пояснением к выше обозначенному тексту и одновременно Божьим обетованием. В свою очередь, каждое такое обетование связано с тем, о чем будет сказано в дальнейших главах. Здесь есть слова о древе жизни, о Небесном Иерусалиме и т.д. Таким образом, мы снова приходим к тому, что эти две главы являются своеобразной узловой точкой для всей книги.

В каждом послании с самой первой строки евангелист Иоанн ещё раз напоминает читателю о том, что судьба церкви и ее жизнь зависят только от Господа. В конце 1 главы мы видим, как Господь объясняет смысл увиденного Евангелистом. Он ясно говорит о том, что ангелы церквей, предстающие в образе звезд, находятся в деснице Божьей. Кроме Бога нет никаких других сил, способных повлиять на жизнь церквей и на тот замысел, который у Бога об этих церквях есть. Именно Он придет и поколеблет светильник, если какая-то из церквей останется глухой к Его слову.

Что касается титулов, то их сопоставление с основным содержанием пророческих посланий церквям является отдельной интересной задачей, которая раскрывает уникальность ситуации каждой церкви. Титул напоминает церкви о том, что сейчас важно для нее. Бог владеет жизнью и смертью: Первый и Последний, Который был мертв и се, жив. Бог судит мир: Имеющий острый с обеих сторон меч. Бог видит и испытывает сердце человека: Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный.

Теперь скажем немного о самих пророчествах. Из Ветхого Завета мы знаем, что внушительную часть пророческого служения составляет обличение грехов народа и его утешение. У пророков мы встречаем много критики той социальной несправедливости, которая есть в народе Божьем. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? — такие слова мы видим в книге Исаии. У него же мы читаем: Утешайте, утешайте народ Мой! Говорите к сердцу Иерусалима! — так обращается Господь к пророкам. Это две важные составляющие пророческого служения. При внимательном рассмотрении, именно их мы обнаружимв посланиях к церквям. Можно заметить, что к некоторым церквям Господь обращается с обличением — звучит призыв покаяться. В то же время к некоторым церквям Он обращается с утешением — мы слышим слова поддержки, призыв иметь терпение и хранить то доброе, что в этих церквях уже есть. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Держи, что имеешь…

Если задаться вопросом, за что именно Господь обличает церкви, то мы можем выделить две основные вещи. Первое — это отсутствие любви. Второе — это отсутствие духовного различения. Одни церкви Господь укоряет за то, что они оставили первую любовь. У других церквей Господь находит учения, которые Ему противны (Николаиты и Иезавель). При этом текст не позволяет установить, о чем именно идет речь — детали скрыты от нас. Как проявлялось охлаждение любви? В чем заключались эти учения? Об этом не сказано. В жизни церкви всё может быть очень по-разному.

Если мы параллельно будем читать Первое послание Иоанна, то увидим в нем эти же две темы. Иоанн обращается к своему читателю с призывом любить друг друга и с призывом различать и испытывать духов, помня о том, что не всякий дух от Бога. Мы можем отметить, что такое отношение к проблемам, возникающим в общинах, в целом свойственно для евангелиста Иоанна. Если апостол Павел старается разбирать конкретные случаи, то Иоанн сводит все проблемы к двум единственным — к недостатку любви и к отсутствию различения духов, или, иными словами, к обольщению чуждыми учениями.

Таким образом, смысл этих посланий выходит далеко за рамки отдельных общин и исторических событий. Они дают возможность каждому из нас исследовать свою жизнь, жизнь своей общины, жизнь церкви. Мы можем увидеть, что те вызовы, с которыми эти общины столкнулись, являются общими для самых разных эпох, когда граница между правдой и неправдой может проходить не по церковной ограде, и даже не между отдельными людьми. Исследуя свою жизнь, я могу сказать, что граница проходит через мое сердце.

Все эти обличения в недостатке любви и в недостатке духовного различения могут показаться очень жесткими. Но обличение от Господа, как всякое пророчество, содержит в себе зерно надежды. Именно надежда превращает книгу Откровения из сборника различных ужасов и катаклизмов в книгу утешения. Это утешение мы можем увидеть в конце каждого послания — Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни…Каждое такое утешение связано с последующими главами Откровения и служит очередным напоминанием о самом главном. Только Господь может дать церкви белые одежды и венец жизни, разделить с ней престол Отца. Такая же надежда звучит и в самой первой главе Откровения. Само обращение к церквям начинается так: Благодать вам и мир… от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Уже здесь мы видим свидетельство того, что последнее слово всегда остается за Господом. И мы можем сказать, что в этом и есть основная тема книги.

Думаю, что такого небольшого введения достаточно, чтобы под несколько другим углом взглянуть на привычный текст.


Приходские встречи

29.09.2023-1.10.2023. "Ищите прежде Царства Божия и правды Его"

 

 

 

 

Карта сайта


Летопись

Расписание

Крещение

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Исповедь

Катехизация

Расписание катехизации

Что такое катехизация

Видеозаписи лекций

Литература

Наши поездки (архив)

Жизнь прихода

Объявления

Паломничество

Милосердие

Творчество

Помощь заключенным

Работа с детьми

Подростковый клуб

Семейный клуб

Психологическая помощь

Самопомощь

Взаимопомощь

Встречи Тэзе

РДКБ

Дом трудолюбия Ной

Детский хор

Православный университет

Наш храм

История храма

Косма и Дамиан

Служители

Святитель Филарет

о. Петр Ильин

Иконостас

Старые фото

После разорения

Начало возрождения

Храм в наши дни

Инстаграм

Фейсбук

М.Д.Скобелев

Фонд А.Меня

Читать и слушать

Проповеди

Книжная полка

Молитвослов

Акафист благодарственный

Приходская периодика

Стенгазета

Святые отцы

Свидетельства

Исторические уроки

Православный университет

Медиатека

Приходские встречи

Контакты

Старый сайт